Жизнь vs школа: польза и вред домашних заданий

Неожиданно остро в России встал вопрос отмены домашних заданий, обсуждаемый не только родителями, но и опытными психологами и педагогами, считающими, что без дополнительных нагрузок жизнь современных детей непременно должна улучшиться. Впрочем, прочие специалисты утверждают обратное, заверяя, что без повторения пройденного материала невозможно ничему научиться.

Санитарно-эпидемиологические нормы

Министерство образования РФ уже давно определило соответствующие нормы и требования, действующие для обучающихся не только в стенах школы, но и дома, во время дополнительного повторения пройденного материала. Так, для каждой возрастной категории указывается максимальное количество времени, которое можно проводить за выполнением домашних заданий:

  • 1 класс – отсутствие домашних заданий;
  • 2-3 классы – до 1,5 часа;
  • 4-5 классы – до 2 часов;
  • 6-8 классы – 2,5 часа;
  • 9-11 классы – до 3,5 часа.

Тем не менее, многие россияне, являющиеся родителями школьников, жалуются, что их дети в обозначенный период времени не укладываются, так как вынуждены осиливать вечерами все, что не успели пройти на уроках в дневное время, а также повторять уже пройденный материал. Зачастую этот объем знаний настолько велик, что на его обработку затрачивается куда больше времени, чем хотелось бы.

Причин такого перебора может быть несколько. В первую очередь родители и психологи склонны обвинять современную школьную программу, которая требует от детей слишком уж многого. В рамках одних лишь занятий в образовательном учреждении усвоить все положенные знания просто невозможно, поэтому, чтобы соответствовать заявленным срокам и нормативам, учителя вынуждены давать детям просто огромные домашние задания. Не стоит забывать и о том, что каждый педагог считает свой предмет самым важным, а потому даже на этапе профильного разделения классов ученики обычно вынуждены справляться с максимальной нагрузкой по всем изучаемым дисциплинам. В том числе и тем, которые они не возьмут в свою профессиональную жизнь.

Нужны ли все-таки домашние задания

Мнения родителей, психологов и педагогов в отношении необходимости домашних заданий серьезно расходятся. Консервативная часть сообщества придерживается мнения, что усвоение знаний без выполнения домашних заданий всегда будет неэффективным. По сути, "домашка" – тренировка, в ходе которой свежая информация окончательно укладывается в умах обучающихся. Отмена же домашнего задания – послабление, которое обернется низким уровнем образованности для всей страны. Подобный эксперимент уже проводился европейцами: несколько лет назад во Франции ненадолго освободили детей и подростков от домашней нагрузки. По оценкам местных экспертов, результат опыта оказался весьма печальным: академические результаты учеников серьезно ухудшились.

Тем не менее, опыт наших соседей по планете не кажется убедительным либеральной части населения России. Входящие в нее родители, специалисты в области образования и психологии считают, что домашние задания – никому не нужная "обязаловка", которая выступает в роли серьезного катализатора конфликтов между родителями и детьми, а заодно лишает последних детства. Дома дети должны отдыхать, а не оказываться в чуть более комфортном для учебы классе.

Существует ли компромисс

Компромиссом, который мог бы устроить и консерваторов, и новаторов, может стать, пожалуй, только индивидуализация домашних заданий. В идеале, к ребенку должен приставляться специалист, роль которого в определенных ситуациях может выполнять и родитель, определяющий, нужно ли конкретно этому ученику делать домашнее задание, в каких случаях и в каком объеме. В такой ситуации можно будет избежать всех настораживающих нас негативных эффектов: и понижения уровня знаний, и чрезмерной нагрузки, и выгорания от учебы.

К сожалению, до индивидуальных домашних заданий российская образовательная система вряд ли дорастет очень скоро. На детей и родителей продолжают сваливать те задачи, которые лежат на совместной деятельности детей и преподавателей. Актуальный выход в сложившейся ситуации – перевод ребенка на семейное или дистанционное обучение, в рамках которого объемы домашних заданий можно и нужно дозировать.

Каждый родитель волен самостоятельно принимать решение о том, как будет учиться его ребенок, но в то же время он должен в первую очередь ориентироваться исключительно на потребности и психологическое состояние своего чада.

Фото: pixabay.com
Комментарии для сайта Cackle