За что кемеровчане ненавидят общественный транспорт?

12 Ноября 2019, 08:56

Каждый день сотни кемеровчан за неимением личного транспорта передвигаются по столице Кузбасса в маршрутных такси. И вряд ли кому-то из них эти путешествия доставляют удовольствие, особенно в часы пик. Что раздражает горожан в работе маршруток и поведении других пассажиров, выяснял корреспондент сайта VSE42.Ru.

Пассажиры-невидимки

В попытке перечислить наиболее типичные причины недовольства пассажиров маршрутных такси, выяснилось, что их список довольно велик. Причем нарекания обычно вызывает не только работа водителей, но и поведение соседей по транспортному средству. И тем не менее начнем именно с маршрутчиков. Ведь, как говорится, без капитана нет корабля.

Часто претензии горожан связаны с тем, что полупустые маршрутки не останавливаются на остановках и остановочных пунктах, а проезжают мимо, несмотря на призывные сигналы людей с тротуара. В частности, это является самой распространенной жалобой горожан на сайте VSE42.Ru. В разделе "Народные новости" регулярно появляется информация о самоуправстве водителей маршруток. Да и сами сотрудники редакции частенько делятся с коллегами историями о том, как водители, будто не замечая людей на остановках, проносятся мимо.

В последние дни в Сети разгорается настоящий скандал. В соцсетях появляется информация о том, что маршрутчики "наказывают" студентов в Кемерове. Оказывается, чтобы проучить якобы не оплачивающую проезд молодежь, водители проезжают мимо остановок рядом с вузами, тем самым создавая проблемы законопослушным гражданам, спешащим по делам.

С чем может быть связано такое поведение водителей, является ли оно нарушением правил перевозки пассажиров и багажа, мы решили выяснить в кемеровском УЕЗТУ (Управление единого заказчика транспортных услуг, регулирующее работу общественного транспорта в городе)). И вот какой ответ получил журналист сайта VSE42.Ru:

– Контроль за соблюдением норм вместимости и наличием свободных мест для сидения осуществляется кондуктором, а при отсутствии кондуктора – водителем, – так сформулировали ответ на наш вопрос в УЕЗТУ.

Что ж, ответ вполне разумный. Наверное, должно быть именно так, как утверждает УЕЗТУ. Однако в реальности все происходит иначе. Да и часто ли пассажиры в последнее время видят в маршрутках кондукторов? Их присутствия – это единичные случаи. А значит, "контроль за соблюдением норм вместимости и наличием свободных мест для сидения" не соблюдается никем – в том числе водителем, который вроде как должен безопасно "рулить", а не оценивать, что происходит за его спиной. Что УЕЗТУ как регулятора, видимо, полностью устраивает.

Как сельди в бочке

Другая ситуация, знакомая всем, кто добирается до места работы на маршрутке. В часы пик, когда транспортные средства до отказа заполнены пассажирами, стоящими в том числе на ступеньках маршрутного такси, водители останавливаются и открывают двери, несмотря на то, что никто из пассажиров не нажимал на кнопку требования остановки, и никто не останавливал маршрутку с улицы. Открытие дверей при этом создает заметные неудобства пассажирам. Мы так же решили проконсультироваться со специалистами УЕЗТУ: обязан ли водитель открывать двери транспортного средства в любом случае? Или он может этого не делать, чтобы не создавать дополнительный дискомфорт пассажирам, которым и без того тесно в переполненной маршрутке? Оказалось, что водитель обязан открывать двери на остановках. И, по словам УЕЗТУ, это регламентируется частью 4 ст. 19 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта".

– Согласно данному документу, остановки транспортных средств для посадки и высадки пассажиров обязательны в каждом остановочном пункте по маршруту регулярных перевозок, за исключением случаев, если согласно расписанию посадка и высадка пассажиров в остановочном пункте осуществляются по требованию пассажиров. При этом, согласно пункту 52 Постановления Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. N 112 "Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом", в продаже билета может быть отказано при превышении вместимости, предусмотренной конструкцией транспортного средства, – дало подробный, но малопонятный ответ УЕЗТУ. Единственное, что стоит отметить: в нем не нашлось места кондукторам из первого ответа.

Что ж, закон есть закон. Вот только в связи с этим любопытно рассказать об опыте зарубежных перевозчиков.

Так, в ряде европейских стран двери общественного транспорта, будь то городские автобусы или метро, открываются только после нажатия специальной кнопки входящими или выходящими пассажирами. Если кнопка не была нажата, то двери останутся закрытыми. Сложно сказать, почему за рубежом используют именно такую схему работы общественного транспорта: ради заботы о людях или техническом состоянии транспорта. В любом случае, пассажиры в переполненных утренних маршрутках в Кемерове наверняка оценят такой подход, особенно, когда их в очередной раз бесцеремонно прижмет дверью, но никто в нее не войдет и не выйдет.

Запрыгни в меня

Нередко пассажиры сталкиваются с проблемой, когда водитель трогается с места, в то время как некоторые еще не завершили посадку. Иногда людям в прямом смысле этого слова приходится на ходу запрыгивать в маршрутку. То же самое случается и при высадке: двери открываются до того, как транспортное средство полностью остановилось. Как оказалось, здесь нарушение водителя очевидно.

– Согласно п. 22.7 Постановления Совета Министров Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 "О правилах дорожного движения", водитель обязан осуществлять посадку и высадку пассажиров только после полной остановки транспортного средства, а начинать движение только с закрытыми дверями и не открывать их до полной остановки, – резонно пояснили в кемеровском УЕЗТУ.

В продолжение темы. Случается так, что некоторые водители общественного транспорта, трогаясь с остановки, длительное время двигаются по проезжей части с открытыми дверями. Причины тому бывают разные – неисправность механизма дверей или элементарная невнимательность – маршрутчики забывают закрывать двери и так едут до следующей остановки. Очевидно, что это создает опасность для пассажиров.

К сожалению, какого-либо ответа на этот вопрос пресс-служба УЕЗТУ не дала, ограничившись комментарием "в текущем году жалоб и обращений на конкретные случаи движения пассажирского транспорта по проезжей части с открытыми дверями не было". Возможно, кемеровчанам некогда писать жалобы на каждый случай нарушений. Но все в разделе "Народные новости" рассказы о езде с открытыми дверями совсем не уникальны.

С огоньком

А вот еще история, которую читатели сайта VSE42.Ru рассказали нам. Так, в прошлом году одна и та же наша читательница несколько раз жаловалась на водителя маршрутки № 40, который в часы пик (в промежуток с 08:00 до 09:00), когда люди спешат на работу, выходил на остановке "Швейная фабрика" и отправлялся в табачный киоск за сигаретами. Особенно это беспокоило пассажиров в зимнее время, когда движение транспорта и без того затруднено пробками. А из-за покупок водителя риск опоздать на работу заметно возрастал. Кстати, тогда в паблике социальной сети "ВКонтакте" разгорелись горячие споры. Многие оправдывали мужчину, предполагали, что "другого времени сбегать за куревом у него нет", и "нужно относиться с пониманием к нуждам водителя". А возмущенной кемеровчанке советовали пораньше выходить из дома, чтобы не опаздывать.

В УЕЗТУ же категорически заявили, что "Остановка водителей для покупки сигарет недопустима".

– Остановившееся в неположенном месте транспортное средство мешает движению других транспортных средств. Согласно пункту 12.5 Постановления Совета Министров – Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 "О правилах дорожного движения" запрещена стоянка в местах, где запрещена остановка (ближе 15 метров от мест остановки маршрутных транспортных средств (п.12.4), – отметили в пресс-службе УЕЗТУ.

В целом же, про ситуацию с курящими за рулем водителями общественного транспорта в УЕЗТУ пояснили:

– Курящий за рулем водитель нарушает ст. 12 Федерального закона от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака", согласно которой запрещается курение табака на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения. Нарушение закона влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей, – уточнили в УЕЗТУ.

К сведению тех, кто беспокоится о комфорте курящих водителей лишь добавим, что в сентябре 2018 года в Кемерове, оставив маршрутку с пассажирами, водитель отлучился за сигаретами и забыл поставить транспортное средство на ручной тормоз. В результате маршрутка поехала. Избежать трагедии удалось только благодаря прохожим, которые не растерялись и затормозили транспортное средство, брошенное водителем.

ICAgICAgICA8aWZyYW1lIHNyYz0iLy93d3cueW91dHViZS5jb20vZW1iZWQvRkstLW8wdk42aUk/Zj12aWRlb3MmYXV0b3BsYXk9MSIgZnJhbWVib3JkZXI9IjAiCiAgICAgICAgICAgICAgICBhbGxvd2Z1bGxzY3JlZW4+PC9pZnJhbWU+CiAgICAgICAg
«Мобильна, массивна, эффективна!»

Неудобство пассажирам кемеровского общественного транспорта доставляют и завешанные рекламой салоны маршрутных такси. Часто из-за рекламных плакатов, наклеенных на окна, невозможно определить место нахождения транспортного средства в городе, особенно зимой, когда стекла полностью замерзают. В частности, в редакцию сайта VSE42.Ru поступали жалобы на все ту же маршрутку № 40.

Вопрос о правилах размещения рекламных материалов в общественном транспорте мы задали УЕЗТУ.

– Действующим законодательством не регламентируется наличие музыки и рекламной продукции в салоне общественного транспорта, – ответила пресс-служба УЕЗТУ.

Однако стоит отметить, что пресс-служба кемеровского УФАС (Управление федеральной антимонопольной службы) полностью опровергла информацию, предоставленную УЕЗТУ журналисту сайта VSE42.Ru.

– В соответствии с частью 4 статьи 14.38 КоАП РФ, размещение на транспортном средстве рекламы, создающей угрозу безопасности дорожного движения, в том числе рекламы, ограничивающей обзор лицу, управляющему транспортным средством и другим участникам дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей, – дало ответ УФАС.

К тому же оказалось, что размещение рекламы в транспорте регламентируется еще одним законом, а именно Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе", пунктом 5 статьи 20.

Кроме этого, УФАС привел пример дела, по которому суд в 2018 году назначил владельцу маршрутного такси штраф в размере 10 000 рублей. Как пояснили в пресс-службе антимонопольной службы, индивидуальный предприниматель разместил рекламу на автобусе ПАЗ, создающую угрозу безопасности дорожного движения, ограничивающую обзор другим участникам дорожного движения – пассажирам. Кроме того, реклама ограничивала способ открывания аварийного выхода.

– Точка зрения антимонопольных органов: нанесение на стекла транспортного средства рекламы, выполненной из полупрозрачной пленки, снижает светопропускаемость стекол и, соответственно, ограничивает видимость для пассажиров, особенно в темное время суток. А нанесение рекламы в виде пленки на заднее стекло ограничивает возможность использования данного стекла в качестве запасного выхода в случае аварии, – пояснили в УФАС.

При этом на сайте самого УЕЗТУ рекламе посвящен целый раздел. И, разумеется, не правилам ее размещения в городском транспорте. Их, по мнению УЕЗТУ, не существует. На своем сайте кемеровское УЕЗТУ подробно рассказывает о преимуществах и эффективности рекламы на городском автотранспорте. "Реклама на пассажирском транспорте – мобильна, массивна, эффективна!" – гласит один из заголовков на сайте УЕЗТУ.

В этой связи остается надеяться, что, во-первых, УФАС все-таки начнет уделять должное внимание рекламе в общественном транспорте в целом и деятельности УЕЗТУ в частности. Разумеется, если узрит в работе последнего какие-либо нарушения. А во-вторых, есть слабая надежда, что в УЕЗТУ после нескольких смен начальников этой очень нужной в жизни города организации хотя бы… ну, например, созвонятся с пресс-службой УФАС.

В связи с таким ответом можно перефразировать известную поговорку: "Что УЕЗТУ хорошо, пассажиру – смерть".

Попробуй, рассмотри!

Плохо читаемые номера маршрутов на общественном транспорте, как ни странно, тоже беспокоят пассажиров. В частности, когда в темное время подсветка на них отсутствует, или слепит горожан так, что номер невозможно рассмотреть. Так, постоянная читательница сайта VSE42.Ru Марина рассказала, что "номер маршрутки № 48 не подсвечивается никогда. Я на ней пять лет ездила в институт и каждый день сталкивалась с нечитаемым номером". Горожане отмечают, что проблему создает и шрифт, когда "издалека невозможно разобрать едет пятерка или шестерка". Ситуацию усугубляют старые, выцветшие и банально грязные таблички с номерами маршрутов. Иногда кажется, что они просто непригодны для использования.

На вопрос, каким образом может быть устранен данный дефект, и планируется ли менять формат (размер) номеров или способ их освещения, в УЕЗТУ предоставили следующую информацию:

– По поводу трудночитаемых номеров сообщаем следующее. Обязательно наличие на транспортном средстве: впереди аншлага (с подсветкой) с указанием начальной и конечной остановок; сзади и сбоку – номера маршрута, – пояснило УЕЗТУ, отвечая, судя по всему, на какой-то другой, созревший в головах сотрудников этой организации вопрос.

А потому, исходя из полученного ответа УЕЗТУ, сложно вообще понять, о чем идет речь. Но рискнем предположить, что в ближайшее время ситуация с плохо читаемыми номерами маршрутов вряд ли изменится.

Пассажир пассажиру…

Утренняя давка в общественном транспорте, к сожалению, давно стала неотъемлемым атрибутом жизни рядовых россиян. Это явление нашло отражение даже в отечественном кинематографе: главный герой фильма "Служебный роман" Новосельцев называет поездки на работу в общественном транспорте "обязательной утренней зарядкой". К сожалению, не каждый способен философски относиться к тяготам жизни, а тем более поэтизировать контакты с согражданами в маршрутных такси. Большинство людей не скрывают своего раздражения.

В частности, недовольство вызывают рюкзаки на спинах пассажиров и большие спортивные сумки, которые их владельцы не хотят держать в руках, а залихватски закидывают за спину.

– Люди с рюкзаками и сумками занимают очень много места. Разумеется, это создает проблему в полной маршрутке, где людям-то даже некуда встать. Плюс неприятно, когда по тебе шоркают огромной, не дай бог грязной, спортивной сумкой. А зачастую это бывает драматично. Я слышала, что в московском метро по громкой связи просят снимать рюкзаки в вагонах. Но нашим людям наплевать на неудобства окружающих, – жалуется кемеровчанка Светлана.

Те же, кто предпочитает носить рюкзаки, имеют свои контраргументы.

– А как держаться в маршрутке, если руки заняты рюкзаком? Он ведь для того и придуман, чтобы носить за спиной. У меня рюкзак бывает настолько тяжелым, что в одной руке его замучаешься держать, – делится своим мнением кемеровчанин Виталий Соколов.

Поскольку способ перевозки рюкзаков и спортивных сумок в общественном транспорте не регламентируется никакими нормативными актами, то в этом споре, скорее всего, не будет победителей. И решение снимать или не снимать рюкзак останется только за его владельцем.

Особого внимания заслуживают пассажиры, которые, сидя в маршрутке, широко раздвигают ноги. Как выяснилось, чаще всего это вызывает недовольство у представительниц прекрасного пола. Горожанки находят разные способы решения этой проблемы.

– Я обычно подсаживаюсь к таким также внаглую нарастопырку. Идеально действует, – поделилась читательница сайта VSE42.Ru Александра Карешина.

– Я таким назад задвигаю ноги, задолбали! – откликается под проблемным постом в социальной сети кемеровчанка Лилия Будряшко.

Еще одним раздражающим фактором в поездках на городском общественном транспорте является громко звучащая в наушниках соседей по маршрутке музыка и эмоциональные телефонные разговоры, в которых пассажиры, не стесняясь присутствия других людей, рассказывают о своих личных делах.

– Все чаще в маршрутке попадаются меломаны, у которых музыка орет так, что диву даешься, как они еще сами не оглохли. Может быть, кто-то посчитает, что придираюсь, но я воспринимаю громкую музыку как нарушение моего личного пространства. Слушайте дома. Почему в общественном месте я должна страдать от этих безумных звуков? И еще интересно, зачем они покупают наушники, если их мелодиями все равно наслаждается вся маршрутка? – поделилась с корреспондентом сайта VSE42.Ru кемеровчанка Регина Сошкина.

А еще одному читателю сайта не нравится, когда в почти пустой маршрутке его просят передать за проезд пассажиры с задней площадки.

– Я еще могу выручить, когда за проезд в полупустом транспорте передает пожилой человек или мама с малышом. Но чаще всего это выглядит как наглость, вроде сходи за меня, отнеси деньги водителю, а я посижу, – негодует кемеровчанин.

Претензий у пассажиров друг к другу много. Это и неприятные запахи, и нежелание в летнюю жару открывать люки и форточки, и попытки зайти в транспорт, не выпустив тех, кто покидает маршрутку. Наверняка найдется что-то еще.

Проблема общественного транспорта беспокоила, беспокоит и еще очень долго будет беспокоить кемеровчан. Возможно, если бы повысился общий уровень организации и комфорта перевозок, то и взаимоотношения между пассажирами стали бы менее напряженными. Однако пока, на фоне стремительного падения качества пассажироперевозок, только повышается стоимость проезда.

Автор: Анастасия Ландо
Комментарии для сайта Cackle