"Москва слезам не верит": явления советского быта, непонятные современному зрителю

Молодое поколение россиян, пересматривая фильмы, на которых выросли их родители, часто не понимает смысл многих явлений, упомянутых в этих шедеврах кинематографа. Давайте разберемся на примере знаменитой мелодрамы "Москва слезам не верит", что все-таки означают некоторые из них.

"Брачный" клуб по интересам

Во времена, показанные в фильме "Москва слезам не верит", проблема поиска суженого или суженой стояла столь же остро, сколь и для современных людей. Правда, тогда этот вопрос легко решался в клубах знакомств – повсеместно встречающихся заведениях, также являющихся клубами по интересам. Приходя в такое сообщество, человек мог отдаться любимому хобби (танцы, шахматы, обсуждение книг), одновременно осуществляя поиск второй половины. На худой конец – просто друга, с которым приятно будет коротать вечера за чашкой чая. Именно такой клуб в фильме посетила главная героиня Катерина, находясь в роли депутата Моссовета.

Сейчас таких клубов не сыскать днем с огнем: их место прочно занял интернет и царствующие в нем социальные сети для знакомств. С одной стороны, виртуальные знакомства позволяют экономить время, с другой – на начальном этапе отношений многие из нас оказываются лишены той самой искры живого общения.

Жизнь в общежитии

Современная молодежь, оформляя ипотеку, любит вздыхать, что их бабушкам, дедушкам, а то и родителям когда-то жилплощадь досталась бесплатно. Да, действительно, вопрос с недвижимостью в СССР решался куда проще. Однако получить квартиру было сложнее, чем заселиться в бесплатное жилье – общежитие. Как правило, именно с него начинала свою жизнь простая советская молодежь, пока стояла в очереди на квартиру. Так и героиня фильма "Москва слезам не верит", Катя Тихомирова, сначала жила в общаге, занимая там всего лишь койко-место. После рождения ребенка полюбившейся многим героине дали отдельную комнату. Лишь став старше, она смогла получить квартиру.

Жалоба - инструмент мести

Жизнерадостная Людмила Свиридова, также героиня фильма "Москва слезам не верит", в одном из эпизодов высказывает матери Рудика, бросившего беременную Катерину, что будет трезвонить и писать жалобы во все конторы, где трудятся мать и сын, дабы наказать их за причиненное ее подруге зло. Современные юноши и девушки наверняка не понимают, как связано одно с другим: ну чем письма в организации могут навредить Рудику? А ведь все дело в том, что в советские времена такие жалобы имели огромную разрушительную силу и могли перечеркнуть добрую репутацию человека на корню. Руководство предприятий в СССР контролировало не только продуктивность своих сотрудников, но и их моральный облик.

Понимающе относились, разве что, к мужскому пьянству, но прелюбодеяние строго каралось для обоих полов. Человек, уличенный в аморальном поведении, сразу записывался в разряд не благонадежных. Кстати, если при этом он еще и состоял в партии, то ему приходилось снести настоящее цунами общественного порицания. Поэтому, если бы Катерина разрешила Людмиле наказать Рудика таким методом, то вполне возможно, мать и сын потеряли бы и свой статус в обществе, и партийное членство, и даже занимаемые должности. Разумеется, в наше время такое практически невозможно, так как сегодняшний рынок нацелен исключительно на деловой подход к сотрудникам.

Гвоздики - лучшие цветы

Интересно, что почти в каждом советском фильме герои дарят друг другу букеты, чаще всего из гвоздик. И нет, это не какой-то особый символ, который нужно разгадать зрителю. Просто в советских цветочных магазинах было не купить ничего другого – гвоздики дарили на день рождения, в связи с повышением, на свадьбу и по другим поводам. Согласитесь, совершенно не похоже на современные цветочные бутики, в которых каждый, независимо от своего статуса и толщины кошелька, может выбрать розы десятков разновидностей, герберы, орхидеи, пионы и прочие, в том числе и экзотические растения. А тогда ассортимент цветочников пополнялся лишь два раза в год: на 8 марта, когда появлялись тюльпаны и мимоза, а также к Первому сентября, когда бабушки-дачницы торговали на рынках и остановках любовно выращенными гладиолусами и астрами.

"Москва слезам не верит" – культовый фильм, полюбившийся не только нашим соотечественникам, но иностранцам. Что в нем задевает за душу жителей других стран, читайте в этой статье.

Фото: Кадры из к/ф "Москва слезам не верит", реж. Владимир Меньшов
Комментарии для сайта Cackle