Военная тайна техзадания: как армейские снабженцы «отбиваются» от независимых поставщиков

Как показал опыт кемеровской компании "Рекламная Группа "ВСЁ про ВСЁ", сложившаяся система государственных аукционов на поставку товаров и услуг для российской армии не обеспечивает должного уровня открытости рынка для новых игроков. Фактически в этой сфере во многих случаях процветают "местечковые монополии", завязанные, как и водится, на сговоре и кумовстве. 

В конце апреля 2015 года ФКУ "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа" объявило аукцион на поставку стендов, в котором участвовало и ООО "Рекламная Группа "ВСЁ про ВСЁ" из Кемерова. Управлению боевой подготовки округа понадобились наглядные пособия, схемы и таблицы, объясняющие бойцам, как правильно стрелять из разных видов оружия, метать ручные гранаты, вести разведку целей и выполнять другие задачи.

Конечным получателем этой печатной продукции должна была стать войсковая часть №71717, базирующаяся в городе Сертолово Ленинградской области.

Начальная цена госзакупки, объявленная заказчиком, составляла 2,9 млн рублей, а на победу в аукционе претендовали несколько участников со всей страны.

Цена, предложенная рекламной группой, являлась не самой низкой – кемеровская компания была готова напечатать стенды за два миллиона сто восемьдесят шесть тысяч рублей. Однако в итоге именно кемеровчане по решению госкомиссии получили право на заключение контракта.

У одного из конкурентов предложенная цена была в 7 раз ниже начальной, однако впоследствии он по каким-то причинам уклонился от подписания контракта. Участник, предложивший вторую цену, был отвергнут комиссией.

– Разумеется, выиграв тендер, мы обрадовались, несмотря на некоторые странности, которыми сопровождался аукцион, включая отказ первоначального победителя. Это не первая наша сделка с военными, и ранее никаких проблем с ними не возникало. Как показал последующий опыт работы с заказчиком, возможно, что у наших конкурентов были веские причины для отказа от контракта, – рассказывает директор "Рекламной группы "ВСЁ про ВСЁ" Станислав Загумённов.

Казалось бы, ничего сложного в том, чтобы в 30-дневный срок разработать макеты и напечатать на ПВХ комплект плакатов размером 1,5 на 3 метра, не предвиделось. Однако, приступив к работе, исполнитель столкнулся с проблемами, которые словно бы были кем-то заранее "запрограммированы".

Шершавым языком заказчика

Изначальная загвоздка, препятствующая исполнению техзадания, как рассказала менеджер по продажам "РГ "ВСЁ про ВСЁ" Екатерина Обыскалова, заключалась в том, что в указанном источнике информации – "Курсе стрельб из СО, БМ и танков ВС РФ" 2003 года издания – почему-то не оказалось нужных данных, которые следовало отобразить на стенде.

За разъяснением по данному вопросу исполнитель обратился к ответственному за согласование госконтрактов сотруднику контрактной службы "ОКС ЗВО" Алексею Петровичу Плотникову. Но полковник с самого начала повёл себя странно.

Все две недели, в течение которых представитель рекламной группы пыталась добиться ответов на вопросы, Плотников затягивал переговоры и уклонялся от контакта по телефону и электронной почте под предлогом занятости и постоянных разъездов по военным объектам, иногда повторяясь слово в слово.

Несмотря на то, что собеседница готова была общаться с ним в любое время суток, даже в 4 утра по кемеровскому времени, полковник заявлял, что не может изложить суть проблемы по телефону, объясняя это тем, что менеджер по продажам не является "военным человеком" и поэтому ничего не поймёт.

Вместо того, чтобы рассмотреть и поправить при необходимости неоднократно присланные ему по нескольким адресам электронной почты макеты, Плотников стал предлагать кемеровчанам технически невыполнимые варианты решения проблемы, в частности, предложил прислать в командировку на военный объект дизайнера.

– Очень скоро стало понятно, что Плотников действует вполне осознанно, всячески препятствуя тому, чтобы мы в срок выполнили работу, – отмечает Екатерина Обыскалова.

Отличник допечатной подготовки

Мотивы поведения полковника начали проясняться, когда в рекламную группу позвонил человек, назвавшийся представителем заказчика. Он предложил исполнителю отказаться от контракта, в связи с тем, что у "ОКС ЗВО" уже есть "проверенный поставщик", с которым якобы планировалось заключить контакт и в этом году. Услышав, что кемеровчане не согласны, неизвестный предложил купить у него готовые макеты стендов за 400 тысяч рублей. Данное предложение исполнителя также не устроило.

В последующем разговоре с сотрудниками "ОКС ЗВО" личность таинственного собеседника прояснилась. Как оказалось, это был ИП Рыжков Тимофей Тимофеевич, также участвовавший в аукционе и предложивший исполнить заказ за 2 млн 885 тыс рублей, т.е. всего на 15 тысяч дешевле начальной цены. Алексей Плотников положительно охарактеризовал Рыжкова и сообщил, что "в последние два года нареканий по поводу работы с ним не было".

Надо отметить, что эти слова подтверждают и данные федерального реестра контрактов. Только в течение 2014 года Тимофей Рыжков, проживающий в Краснодаре, подписал с ФКУ "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа" 10 контрактов на общую сумму свыше 15 млн рублей. Все они связаны с полиграфическими и сопутствующими услугами.

Игра в непонятки

После того, как юристы рекламной группы направили жалобы на действия полковника руководству ФКУ "ОСК ЗВО", а также военной прокуратуре, описав сложившуюся ситуацию и указав на возможно имеющий место сговор между Плотниковым и Тимофеем Рыжковым, переговоры окончательно зашли в тупик. Тон речи полковника стал более жестким, и он стал напрямую отказываться от выполнения своих обязанностей:

– Нигде не прописано, что я должен согласовывать макеты. Я действую на основании закона. Вы должны поставить, я должен принять, всё! Всё, что Вам необходимо, написано в техническом задании.<…> Все остальные действия – согласование, предоставление дополнительной информации – не входят в мою компетенцию, – сказал Плотников.

Затем он, очевидно, счёл, что "неприятный осадок на душе", оставшийся у него после дачи объяснения военной прокуратуре, является удобным поводом для прекращения всяких контактов с кемеровчанами.

– Ваше начальство решило со мной в игры поиграть, я так думаю. Ну ради Бога, я вам сейчас официальное письмо сделаю, что вы мне макеты должны выслать сопроводительным письмом. Не просто так в переписке "по-дружески", а официально макеты вышлите. Я укажу все недостатки, а потом включу пеню по поставке материала, которую вы все равно не успеете сделать. <…> Если вы со мной собрались шутки шутить, я больше с вами не собираюсь сотрудничать. В любом случае, вы для меня эти материалы не сделаете, – заявил снабженец. В дальнейшем представители заказчика и вовсе перестали выходить на контакт.

16 июля, т.е. через полтора месяца после подписания контракта, "Рекламная Группа "ВСЁ про ВСЁ" официально уведомило руководство ФКУ "ОКС ЗВО" об отказе от выполнения контракта в связи с тем, что имея по условиям контракта 2-3 дня на утверждение эскизов и цветовой гаммы материала, заказчик так этого и не сделал.

P.S.: что сказал прокурор

Как рассказала юрист "Рекламной Группы "ВСЁ про ВСЁ" Оксана Котляр, ответ из военной прокуратуры Западного военного округа, которая провела проверку в связи с изложенными в официальной жалобе фактами, пришёл в Кемерово в середине сентября. Никакого решения по результатам данной проверки прокуратурой принято не было.

Формулировки письма поражают скупостью, граничащей с "наивностью", вовсе, как известно, не свойственной военному ведомству:

– "Документов, подтверждающих представление обществом макетов плакатов не установлено, в связи с чем их эскизы заказчиком не утверждались", "начальник отдела полигонов и материально-технического обеспечения полковник Плотников изложенные в обращении сведения не подтвердил", – цитирует Оксана Котляр.

Таким образом, прокуратура не нашла (а возможно, и не собиралась находить) достаточных доказательств факту уклонения должностных лиц управления боевой подготовки Западного военного округа от предоставления информации, необходимой для разработки заказанной ими же плакатной продукции.

Но есть у этой истории и своебразный happy end – 290 тысяч рублей, которые кемеровская компания заплатила в качестве обеспечения по госконтракту, были ей возвращены. В связи с этим "Рекламная Группа "ВСЁ про ВСЁ" решила отказаться от дальнейших юридических тяжб.

Возможно, кому-то, как, видимо, и военному прокурору, описанные выше схемы работы армейских снабженцев, создающих препятствия независимым поставщикам, тем самым "зачищая" поле госзаказов для узкого круга "проверенных людей", покажутся уловками, не стоящими особого внимания. Однако не следует забывать, что в каждом честно проведённом аукционе речь идёт о сотнях тысяч сэкономленных бюджетных средств, для которых наверняка нашлось бы целесообразное применение, особенно в условиях, когда российская армия ведёт не учебные, а более чем реальные боевые действия.

P.P.S.

А что же господин Рыжков? А господин Рыжков в августе текущего года заключил контракт на поставку для военной части в Сертолово тех самых плакатов на ПВХ. Сумма контракта составила 2 млн 799 тыс рублей – на сей раз ровно на 1 тысячу рублей дешевле начальной цены.

Комментарии для сайта Cackle