Учёные: за предрасположенность к стрессу и депрессии отвечают изменения ДНК

На вопрос "Почему одни люди реагируют на стресс достаточно спокойно, а у других аналогичная ситуация вызывает нервные сбои и депрессию?" специалисты пытаются ответить давно.

Однако только сейчас стали известны глубинные основы подобного поведения, сообщает Medical News Today со ссылкой на результаты исследований, опубликованные в журнале Nature Neuroscience.

Профессор психологии и неврологии Ахмад Харири из института Дюка занялся комплексным изучением генетических и других факторов развития психических болезней у молодых людей. С помощью неинвазивной визуализации мозга он оценил работу мозжечковой миндалины во время просмотра фотографии сердитых и страшных лиц, чтобы определить реакции на страх и стресс. Одновременно были взяты образцы слюны для оценки уровня переносчика серотонина.

В ходе эксперимента выяснилось, что дополнительное введение определенного химического маркера к гену, вовлеченному в развитие клинической депрессии и посттравматического стрессового расстройства, может влиять на индивидуальную реакцию мозга.

Различия касаются гена белка, так называемого транспортера серотонина. Серотонин – важнейший нейромедиатор (передатчик нервного сигнала с одного нейрона на другой). Но ученым уже были известны мутации в этом гене, которые влияют на устойчивость к стрессу.

Другое исследование с участием 96 подростков в возрасте до 15 лет подтвердило данную взаимосвязь путем измерения метилирования гена в крови. Затем ученые проанализировали реакцию на метилирование гена, изучая ткани мозга умерших пациентов из центра наркологии и психического здоровья в Торонто.

Оказалось, что метилирование одного участка в гене переносчика серотонина было связано с низкими уровнями этого гена в миндалине. Таким образом, было подтверждено, что метилирование гасит выражение гена, а также влияет на активность серотонина – главного виновника депрессии.

В дальнейшем генетики собираются изучить влияние метилирования гена на работу мозга в целом. Поскольку одинаковая зависимость была выявлена в образцах крови, слюны и тканях мозга, возможно процесс метилирования переносчика серотонина является наследуемым процессом, передаваемым из поколения в поколение.

Источник: Medical News Today