Операторы сотовой связи, входящие к так называемую "Большую тройку" (а это, напомним, "Билайн", "МегаФон" и "МТС"), сообщают "Известия", уже выразили готовность принять участие в проекте на территории Москвы. На первом этапе возможность оплатить проезд путём списания необходимой суммы с баланса мобильного телефона будет реализована в наземном столичном транспорте.
– В прошлом году мы провели эксперимент, в рамках которого 100 пассажирам раздали телефоны со специальными SIM-картами, позволяющими оплачивать проезд, – пояснили корреспонденту "Известий" в департаменте транспорта Москвы. – Схема оплаты такова: пассажир отправляет SMS на короткий номер своего оператора, в ответ ему приходит сообщение, содержащее электронный билет. После этого каждый раз, как человек заходит в общественный транспорт, он должен приложить свой мобильный к валидатору, чтобы можно было пройти в салон через турникет. В конце месяца со счета мобильного будет списана сумма, потраченная владельцем мобильного на проезд, в зависимости от того, сколько раз он оплачивал маршрут с помощью своего гаджета.
Согласно информации портала "ТПП-Центр", конкурс на создание программного обеспечения будущей системы оплаты проезда посредством сотового телефона будет запущен уже в апреле 2014-го. Всего на разработку и непосредственно установку готового оборудования из бюджета Москвы планируется выделить порядка 9 миллионов рублей.
Следует отметить, что помимо очевидных преимуществ данной инициативы многие эксперты видят и некоторые сложности - взять хотя бы тот факт, что далеко не все присутствующие в настоящее время на рынке сотовые чисто технически смогут работать с предлагаемой для расчётов технологией. Часть специалистов и вовсе сомневается в необходимости столь масштабных инноваций в сфере общественного транспорта.
Так, Кирилл Янков - председатель Союза пассажиров - достаточно скептически оценил потенциальное нововведение: "Вряд ли этот способ оплаты станет основным. Всё-таки система сложна для использования старшим поколением, молодежь, может быть, и разберется, но людей среднего и старшего возраста процесс может отпугнуть. К примеру, платную парковку люди тоже чаще оплачивают через паркомат, а не через мобильный – потому что так легче. С другой стороны, такой способ оплаты будет удобен при больших очередях в кассы или в том случае, если человек забыл кошелек, например..."