Известнейший кузбасский журналист и краевед продолжает вести на Vse42.ru свою постоянную рубрику. Читайте новые заметки об истории
родного города каждый вторник.
Джаз пришел в Кемерово 90 лет назад. Если точно - в 1922 году. В то время когда страна самозабвенно пела «Смело мы в бой пойдем, за власть советов, и как один умрем в борьбе за это!», на берегах Томи звучала совершенно другая музыка – «музыка американских негров», - так тогда называли джаз.
В 1922 году в Кемерово прибыли иностранные рабочие и инженеры из Америки и Европы, чтобы помочь молодой Советской республике модернизировать промышленность, построить шахты, заводы и фабрики. С собой они привезли: не только рабочие инструменты и продукты питания, но и теннисные ракетки, бейсбольные биты, а еще - пианино, гитары, банджо, скрипки, а также патефоны и грампластинки.
Самая популярная композиция, которую исполняли колонисты - «I wish I was in Dixie» - «Я хотел бы быть в Дикси» - американская народная песня о земле обетованной в южных штатах Америки.
Самое интересное то, что на мелодию этой популярной песни колонисты положили новые слова, которые сами и придумали.
Мы поедем в наш любимый Кузбасс,
Чтобы понять, что значит жить всем в одном доме.
Мы перекрасим наш красный дом в белый цвет.
Мы сделаем правый берег Томи – левым, а левый - правым.
Мы заставим русских инженеров-бездельников работать под землей,
А русских рабочих накормим пирогами с вином.
И вот когда мы сделаем это,
И вот когда мы сделаем это,
Все у нас будет хорошо.
Вот такие песни на английском языке звучали в Кемерове 90 лет назад. И были популярны не только у американцев, но и у русских. Английского языка последние, конечно, не знали, но вот мелодия – веселая. Танцевальная!
Кстати сказать, дважды, в 1923 и в 1925 годах Щегловские власти запрещали молодым людям танцевать. Считалось, - буржуазный предрассудок. За танцульки даже исключали из комсомола! Но вот американцам, праведные щегловские коммунисты запретить танцы не могли. По выходным в американской колонии проводились дансинги, и каждый колонист имел право привести с собой 2-х русских девушек.
Так кемеровчане открыли для себя настоящий американский джаз.
Джаз являлся самым популярным музыкальным жанром в СССР в 30-40-е годы. Во всех клубах, ресторанах и кинотеатрах выступали самодеятельные джазовые музыканты. Самым звездным оркестром в Кемерове был оркестр под управлением тов. Дрейцера. А в Топках – джаз-оркестр имени Карла Маркса. Он был создан при железнодорожной станции.
После войны в город приехали депортированные из Китая русские джазмены, которые играли с самим Лундстремом. Один из них - дядя Яша, Яков Михайлович Гармидзе. Одно время он играл в Америке, в совершенстве знал английский язык. Его дети учились в школе №62 и, видимо, не случайно, здесь возник лучший школьный джазовый ансамбль, которым руководил школьник – Витя Костюковский.
В феврале 1964 года выступление этого коллектива даже показали по областному телевидению. 70 минут в прямом эфире звучали пьесы Эллингтона, Гилеспи, Миллера. Молодые музыканты обманули цензоров, сказав, что будут играть только пьесы советских композиторов.