Что приходит нам в голову, когда мы слышим о ездовых собаках? Лично мне – мир «Белого безмолвия», так мастерски и до дрожи пронзительно описанный Джеком Лондоном. Конечно, в наши дни северные собаки, упрямо тянущие постромки саней, – это лишь участники соревнований по зимним дисциплинам ездового спорта, но сколько же в них того настоящего первобытного азарта! Именно за этим наши корреспонденты и приехали на соревнования по ездовому спорту ICE RACE 2013, за драйвом!
Глаза цвета льда
Кажется, что на внушительной поляне возле поселка Елыкаево, которую «хасятники» который раз приспосабливают под снежные гонки, люди живут уже пару дней. Машины стоят плотными рядами – зрители подальше от места событий, а джипы и универсалы, оборудованные клетками для перевозки собак и обклеенные виниловыми наклейками с названиями питомников и изображением упряжек, – поближе. Во многих машинах, кстати, спят собаки. Кого-то владельцы не выпускают из-за буйного характера, ну а кто-то бережет собачьи силы для забегов.
Из-за сугробов вьется дымок. Пока ничего не происходит, идем туда. Удивительно, но, помимо традиционных шашлычков и плова из казана, на ICE RACE 2013 можно было отведать домашних блинов, которые жарились прямо тут, на сковородке. Да-да, небольшая двухкомфорочная плиточка, и прямо перед вами румяная женщина подкидывает в воздух ажурные, тоненькие блинчики. А рядом – яркая палатка, где можно затариться медом, цветочной пыльцой или попить горячего душистого чайку с ложечкой янтарного лакомства. В общем, организаторы снежных гонок не забыли и про Масленицу, чем несказанно обрадовали всех собравшихся.
Между тем спортсмены, зрители и организаторы находятся в каком-то огромном круговороте, где отличить одних от других можно только по наличию собаки или фирменным футболкам. Настолько одинаковыми выглядят эти люди. Одинаково влюбленными в собак. Действительно, на первенстве Кемеровской области по зимним дисциплинам ездового спорта (и заодно заключительном этапе Кубка Сибири - 2013) лишних людей нет. Здесь только те, кто не боится собак, кто искренне восхищается их красотой, грацией, спокойной силой и дружелюбным характером. Только те, кто хоть немножечко околдован озорными собачьими глазами цвета льда.
А потому никого не удивляет, что зрители, расположившиеся живым коридором вдоль старта и финиша, одинаково громко подбадривают всех участников. Никого не удивляет, что волонтеров, людей, которые расположились парами вдоль всей трассы, чтобы помогать спортсменам в случае затруднений, набралось очень много. Жаль, что не хватило на всех ярко-красных накидок, а то, наверное, в поле и в лесу рассредоточилась бы добрая половина зрителей.
Беги, хаски, беги!
- Хаски - трудяги и надежные компаньоны. Никогда не предадут, - уверяет меня мужчина, которого в разные стороны тянут разноцветные собаки. - У них есть чему поучиться. Они, как люди, спорят, конфликтуют, но в упряжке всегда забывают о плохом, поддерживают, страхуют друг друга. И никогда своих не бросают. Возможно, поэтому я и занимаюсь собаками много лет.
Как и в прошлые годы, спортсмены делились на две категории – тех, кто побегут на лыжах (скиджоринг), и тех, кто поедет в нартах. Лыжники выступают с одной собакой, которая пристегивается к поясу спортсмена. Однако собака не тащит спортсмена, а скорее придает ему необходимую скорость. Человек должен уверенно стоять на лыжах и уметь двигаться коньковых ходом. Именно это умение на прекрасном уровне демонстрировали спортсмены.
Однако не обошлось и без казусов. Мужчина, проходивший трассу «в связке» с собакой, был вынужден потерять пару минут, ожидая, пока хаски ответит на «зов природы» в придорожных сухих кустах. Досадная мелочь, которая, к сожалению, практически полностью исключает победу в этом заезде. Но участников, которые выступают только с одной собакой, мало, подавляющее большинство привозит на соревнования две, четыре, а то и шесть собак.
Именно езда в упряжках выглядит наиболее зрелищной! Если скиджоринг – это работа в паре, где от слаженной работы человека и собаки зависит результат, то гонку упряжек, где под руководством человека снежную пыль взрывают шесть собак, можно назвать настоящим мастерством! Довольно интересно выглядит подготовка такой упряжки в стартовой зоне. Сначала собак выстраивают парами друг за другом, конечно, если их больше двух. Для того чтобы подготовить «ездовую шестерку», требуется минимум три человека. Каждый удерживает двух собак, которые, надо признать, ведут себя весьма беспокойно. Сначала северные собаки молча пытаются вырваться и отправиться на покорение трассы без каюра. Для того чтобы упряжка не рассыпалась до начала гонки, помощники спортсменов крепко удерживают вверенных им хвостатых за алыки. Алык – это специальная ездовая шлейка, которая изготавливается из капроновой ленты и мягкой подкладки под грудь и живот. Затем животных прицепляют к потягам (это трос, который, собственно, и связывает нарты и собак, снабженный амортизатором) и терпеливо ждут объявления старта.
Северные певцы
Некоторым участникам приходилось ждать стартовой команды довольно долго, что абсолютно не нравилось хаски. Прекратив попытки вырваться, четвероногие спортсмены выражали недовольство по-другому. Они ругались. Да-да, широко распахнув розовые пасти, хаски выводили такие жалобные рулады, что зрители просто покатывались со смеху. При этом ни осуждение владельцев, ни попытки приласкать и успокоить собак не имели никакого действия. Псы со всей нежностью прижимались к коленям своих хозяев и продолжали нытье.
Но вот она, команда старта. Помощники разом отпускают собак, а спортсмен, взлетевший на нарты, «выводит» упряжку из живого коридора зрителей в белоснежное поле. Стоит только повернуться, как на фоне заснеженного леса из низины выпархивает собачья упряжка. Те, кто видел, как мчит нарты шестерка хаски или маламутов, не забудет этого никогда! Зрители даже замирают, и в воздухе слышится надсадное: «Хэй-хэй-хэй!». Это каюр призывает своих четвероногих двигаться вперед. Команды, которые должны усвоить ездовые собаки, довольно просты: «вперёд», «стоп», «влево» и «вправо». А некоторые спортсмены используют общепринятые в мире ездового спорта «хэй», «хо-а», «хо» и «джи».
Вместе со спортсменом эти нехитрые слова выкрикивают и те, кто остался ждать у финиша. Среди помощников немало людей с молодыми собаками и щенками, которые пришли поболеть за своих друзей, заводчиков или родственников. При этом степень родства у собак важнее, чем у людей. Не раз и не два встречались мне взрослые мужики, которые с криком: «А вот и наш папаня!», обнимались с хрупкими девушками.
Многие из таких зрителей набирались опыта. Ведь к соревнованиям со взрослым спортсменом допускаются лишь собаки старше года. Зато в детских заездах могут участвовать и щенки от полугода. Но это скорее первые шаги в спорте, нежели настоящее соревнование.
А настоящие забеги в самом разгаре. В каждой дисциплине будет три наградных места. Некоторые кубки и грамоты достанутся опытным спортсменам и опытным четвероногим бегунам, а некоторые награды, к гордости тренеров и заводчиков, достанутся новичкам, тем, кто едва ли не первый сезон учит своих собак бегать в упряжке...
Когда зрители расходятся, «хасятники» долго еще общаются, восхищаясь соревнованиями и уже обсуждая планы и цели на будущий год. И действительно, подрастут щенки, вожаки упряжек наберутся еще больше опыта, а спортсмены – еще больше желания тренироваться и побеждать.
Фото: Максим Федичкин