После круглого стола, который прошел 1 февраля, ни журналисты, ни читатели так до конца и не поняли, что же в итоге станет с животными в кемеровском приюте. А потому вчера по инициативе членов общества защиты животных была проведена вторая пресс-конференция, посвященная больной теме города - судьбе приютских животных.
На этот раз за столом было меньше чиновников и больше людей, непосредственно приближенных к приюту. Со стороны администрации на вопросы журналистов вновь отвечали главный специалист управления дорожного хозяйства и благоустройства Ирина Алымова, начальник управления дорожного хозяйства Роман Однорал и главный санитарный врач города Сергей Иванов. Зато прибыло полку зоозащитников. Во-первых, наконец-то «на публике» появилась Людмила Василюк, руководитель приюта, которая до этого момента в обсуждении судьбы собственного детища не участвовала. Во-вторых, для вопросов и рассуждений были приглашены активисты приюта для бездомных животных и члены ОЗЖ. А вот Анастасия Еременко, председатель правления общества защиты животных на пресс-конференции не появилась, хотя и была приглашена и заявлена в анонсе предстоящего события. Это вызвало разочарование у многих: всем хотелось послушать диалог Еременко и Василюк. По крайней мере, второй было бы о чем спросить первую...
«Никакого приюта нет и не было!»
- У нас были договорные отношения с обществом защиты животных, и только с ним. Оно финансировалось, раз в квартал получало сто тысяч рублей на кормление собак и на другие хознужды. Приюта нет, не было, и я первый раз об этом слышу, заявляю точно! - такими словами открыл пресс-конференцию Роман Однорал.
Напомним, что 18 января в администрацию на имя заместителя главы города Владимира Вильчикова пришло письмо от Анастасии Еременко. В этом письме сообщалось, что ОЗЖ прекращает свое сотрудничество с приютом с 2013 года. Еще раз ситуацию с возникновением активности по поводу приюта разъяснил и Роман Алексеевич, после чего он напомнил о строительстве нового питомника и о создании муниципального предприятия.
- Теперь, когда у нас есть муниципальное предприятие, что нам оставалось еще сделать? Только сказать новому директору: «Иди, заходи на территорию приюта и начинай работать». Общество защиты животных отказалось это делать. Опять же, в письме к Еременко было четко сказано, что к 15 февраля (вот он, страшный срок!) с территории приюта нужно забрать свое имущество, своих животных и навести санитарный порядок. Все, что в старом приюте останется, переходит в ведомство нового директора. И как эти слова были перевернуты! Сразу же пошел шум, в Интернете страшные вещи пошли... Я это пытался донести еще на первой пресс-конференции, почему я остался неуслышанным? - вопрошал у собравшихся Роман Алексеевич.
Выяснилось также, что общество защиты животных, пока еще во главе с Еременко, не осталось в стороне. На имя Однорала пришло письмо, где члены ОЗЖ сообщали, что в связи с открытием МБУ «Питомник для бездомных животных» они предлагают взаимовыгодное сотрудничество, которое благодатно бы сказалось на работе нового предприятия, а в конечном итоге привело бы к увеличению количества спасенных зверей. Члены ОЗЖ готовы взять на себя следующие обязанности: помощь в поиске новых хозяев, привлечение волонтеров для работы, поиск спонсоров и оказание помощи в стерилизации уже имеющихся животных...
- В пятницу у меня состоялась очень интересная встреча с активистами общества. Мы очень хорошо побеседовали и решили, что мы будем обязательно продолжать дальнейшее сотрудничество. Видно, что люди любят животных и, главное, разбираются в животных. Мы договорились, что будет трехстороннее соглашение - между новым питомником, администрацией и ОЗЖ. Будут прописаны все функции и обязанности каждой из сторон. Это мы сделаем обязательно. Мы подпишем документ. Мы также просим помощи членов ОЗЖ, чтобы они подобрали специалистов, кадры, которые могли бы дальше заниматься этими животными, которые находятся на территории «Спецавтохозяйства», - сообщил Роман Однорал.
Переход к делам конкретным
Начальник управления дорожного хозяйства заодно поинтересовался у членов ОЗЖ, почему же они столь активно не помогали животным, пока не начались волнения вокруг закрывающегося приюта. Однако Анастасия Еременко, которой и был, вероятнее всего, адресован вопрос, в силу понятных причин не могла на него ответить. Зато волонтеры приюта сообщили, что на данный момент новые дома нашло сто тридцать животных.
- Мы отдаем своих питомцев здоровыми, осмотренными ветеринарными врачами, со всеми инструкциями об уходе, с гарантией помощи в стерилизации. И мы обязательно отслеживаем дальнейшую судьбу всех питомцев: с новыми хозяевами мы заключаем договор, с паспортными данными, адресом и телефоном. И всем несколько раз повторяем - в случае чего мы свое животное заберем обратно! - заявила член ОЗЖ Раиса Старикова.
Кроме того, защитники животных сообщили, что примерное количество «счастливчиков», то есть животных, которым повезло найти свой дом, за год составляет около четырехсот. Вся статистика есть на сайте приюта для бездомных животных priyut42.ru. Получается, теория о том, что лишь в новом питомнике все животные получат шанс на новую жизнь, не слишком-то подтверждается на практике. А на старом месте «пропускная способность» уж точно была довольно высокой...
- Давайте наведем порядок там! И не будем забывать, что приют находится на территории «Спецавтохозяйства», где хранится порядка пятидесяти тонн дизельного топлива. Можете представить, какая ответственность лежит на руководстве! В том числе и поэтому совсем скоро мы начнем перевозить животных в новый питомник, а для этого нам нужна помощь зоозащитников. Мы рады любой помощи! Давайте только вместо разговоров перейдем к делам конкретным. Проблема приюта надута, непонятно почему и как! И я готов с кем угодно встречаться, когда угодно встречаться с людьми, чтобы объяснить: никого мы уничтожать не собираемся! - завершил свое эмоциональное выступления Роман Однорал.
Далее слово предоставили волонтерам и членам общества защиты животных. Для начала поблагодарив город и администрацию за долгое сотрудничество с приютом и финансирование, волонтеры сообщили, что проблема существует и внутри самого общества защиты животных.
- Недавно у нас состоялось собрание, на котором мы решили множество вопросов. На собрании было выбрано новое руководство ОЗЖ, в настоящее время вся документация находится в юстиции на регистрации, и был выработан план действий. Что делает Настя Еременко и что делаем мы - это не одно и то же. Моя позиция такая: вывозить всех животных однозначно! Не надо ждать, когда туда кто-то заявится. Непонятно, пустят нас потом или не пустят к тем животным, которых мы вытаскивали из-под колес... Продлить сроки на месяц - это значит, что мы сможем спокойно, без суеты и спешки успеть все. Мы просто вывозим животных и никого не оставим новому приюту. Это наше решение, мы любим всех одинаково, - сказала чиновникам и прессе Раиса Старикова.
Мнение Людмилы Василюк
«Свободный микрофон» наконец дошел и до Людмилы Василюк - руководителя приюта, который то ли существовал, то ли нет.
- Изначально вся эта история началась со лжи. Фальшивый протокол собрания, на котором непонятно кто присутствовал. То подписи шести человек, то четырнадцати. Вот такая легкая манипуляция протоколами... Вся информация, которая в них содержится, также построена на лжи. Еременко, которая подписывала все эти протоколы, в приюте не появлялась более трех лет. Она понятия не имеет, сколько там животных, что там происходит... - начала свое выступление Василюк.
Руководитель приюта уточнила, что именно подразумевает под собой «санитарный порядок», который, по предписанию администрации, нужно навести в приюте.
- Как вы себе представляете порядок в помещении, где содержится более сотни животных? Вы сами согласитесь держать в этом помещении столько зверей? А ведь тут написано, что должен быть санитарный порядок, то есть идеальная чистота. Как это будет делаться? Куда зимой вы денете столько животных, пока будет наводиться порядок? Возможно, усыпить будет более гуманно, чем выгонять животных зимой на улицу. Да, ОЗЖ сказало: мы против, денег не давать этому приюту, они там всё нарушают и вообще что попало делают... Ну и что теперь? Финансирование прекращено, кормить нечем, лечить не на что. Где в этой ситуации общество? Еременко прислала мне постановление только 8 февраля, хотя подписано оно было 25 января. Конечно, я об этом сразу узнала, но наше общество защиты животных работает с нами. И как после этого я могу доверить животных Еременко, которой звонили с просьбой о машине, о деньгах на операцию, а она кричала в трубку, что проще усыпить, - голос Людмилы тонет в шуме возмущенных голосов собравшихся.
Надежды на перемены к лучшему
Итогом пресс-конференции стали обещания и договоренность о всеобщем сотрудничестве и взаимопомощи. Чиновники призывают всех, кто может помочь новому питомнику, советом или делом, к сотрудничеству и общению. Членам ОЗЖ было предложено подбирать и советовать кадры для нового питомника. А на многие вопросы ответы не были получены вовсе. Волонтеры приюта так и не добились четкого объяснения того, как будут содержаться животные, кто будет с ними работать, какой срок содержания бездомных животных выберет руководство нового питомника. Также официально не подтвердилась и информация об отсрочке выезда приюта до 15 марта. Предварительно чиновники сообщили, что 15 февраля приют все-таки перейдет под руководство Ханжина, но требования освободить территорию можно будет выполнить весной. Зато наконец-то была представлена официальная характеристика Валерия Ханжина.
- У нас новый человек, очень дисциплинированный, очень заслуженный, очень порядочный человек, - рассказала о новом руководителе питомника Ирина Алымова. - До сентября месяца мы будем работать на территории старого приюта. За лето сделаем там небольшой ремонт. Поменяется только руководство.
Помимо того, что возглавит приют прекрасный руководитель, по обещаниям представителей администрации, усыплять животных на новом предприятии также не будут. Несмотря на то что на предыдущей пресс-конференции пропагандировались принцип «циркуляции» животных и возможности дать шанс всем, а также заявление об эвтаназии всех «неперспективных», со вчерашнего дня ситуация поменялась.
- Мы откроем нормальный, хороший приют. Нужно сначала договориться между собой... Что ж мы народ-то пугаем? Хоть одну собаку за это время усыпили? - восклицал главный санитарный врач города Сергей Иванов.
Честно говоря, кажется, что дальше можно и не слушать. Все-таки прав был в своем выступлении Роман Алексеевич Однорал, который заявил, что готов встречаться с людьми в частном порядке и в спокойной беседе обсуждать все острые вопросы. Пожалуй, это и есть единственный способ навести порядок в сфере зоозащиты. Радует то, что администрация города и волонтеры приюта, настоящие зоозащитники, наконец-то двинулись навстречу друг другу. Наконец-то назначаются встречи, наконец-то решаются вопросы. Наконец-то люди объединяются, чтобы решить большую проблему - проблему бездомных бедолаг. Но есть и чему огорчится. Очень печально, что человек, всю свою жизнь отдавший приюту и животным, ныне остается не у дел. Очень жаль, что Людмила Василюк, которая у кемеровчан долгие годы ассоциировалась с приютом, теперь никто. Но вполне возможно, что решится и этот вопрос. И возможно, что мы увидим бывшего руководителя бывшего приюта по-прежнему рядом с хвостатыми бродяжками, которым нужны ласковые руки и крыша над головой...