Буквально за несколько дней Кемерово вскипел шумной волной народного негодования. В социальных сетях прошла информация, что единственный в городе официальный приют для бездомных животных подлежит скорому закрытию, а все его обитатели - не то гонениям, не то усыплению. Корреспондент Vse42.ru разбиралась в этой непростой ситуации, побывав и на пресс-конференции, посвященной вопросам о приюте, и на собрании активистов - защитников животных.
Причины и следствия
На пресс-конференции было людно, некоторым журналистам даже не хватило стульев. Судьба бездомных животных настолько сильно волнует кемеровчан, что послушать авторитетное мнение представителей администрации города и организаций, «непосредственно имеющих отношение к животным», не пришел разве что ленивый.
Роман Однорал, начальник управления дорожного хозяйства и благоустройства администрации города Кемерово, говорил первым. Именно он рассказал собравшимся о причинах и следствиях столь активных действий в отношении приюта.
Однорал заявил, что ситуация на самом деле серьезная. В середине января в городскую администрацию поступило письмо от местного общества защиты животных, а конкретнее - от Анастасии Еременко, председателя этого общества. В письме сообщалось о том, что ситуация с кемеровским приютом вышла из-под контроля, нарушаются основные положения общества, а руководитель приюта Людмила Василюк не желает идти на контакт с Еременко. Именно поэтому на общем собрании членами ОЗЖ было принято решение о прекращении в 2013 году какой-либо деятельности по содержанию приюта для бездомных животных. При этом Людмила Василюк, тоже являющаяся полноправным членом ОЗЖ, на собрание не была приглашена. Причина - неуплата обязательного взноса, принятого для членов общества. Василюк не присутствовала и на самой пресс-конференции. Это объяснялось тем, что после письма Еременко должность Василюк лучше всего описывает слово «никто». Тем не менее Людмила Василюк получила уведомление о том, что 15 февраля ей необходимо вывезти с территории приюта все принадлежащее ей имущество, собственных животных, если они есть, и навести полный санитарный порядок. В этот же день в приют приедут новые подрядчики - муниципальное бюджетное предприятие «Питомник для бездомных животных» во главе с Валерием Ханжиным. Роль общества защиты животных и Анастасии Еременко из официальной превратится в «консультативную».
Сама Анастасия Еременко, представлявшая ОЗЖ на пресс-конференции, молчала все отведенные для вопросов прессы полтора часа. Лишь ближе к концу встречи она кратко пояснила свою позицию.
- Приют должен быть системой, с учетом и статистикой, с определенным подходом, с определенными правилами и их выполнением. А когда на эмоциях собирается все, что жалко, - получается свалка. Мы пришли к выводу, что раздача животных без стерилизации в нашем обществе бессмысленна, это просто переливание из одного ведра в другое, - тихо сказала Еременко.
Американский подход
Новый питомник, который строится с 2011 года, располагается прямо за стеной у старого приюта, по адресу: улица Железнодорожная, 310. По словам главного специалиста управления дорожного хозяйства и благоустройства Ирины Алымовой, аналоги подобному комплексу есть лишь в Америке.
- Ни в одном городе нашей страны нет подобного проекта. Мы опирались на американский опыт, - говорит Алымова.
Правда, пока «американизированный» питомник готов примерно на десять процентов. Первые животные смогут попасть туда лишь в сентябре этого года, а сколько будет продолжаться строительство - пока неизвестно. Сейчас готовы 29 уличных вольеров из 235 фигурирующих в плане и кирпичное строение - будущий «мультикомплекс», где разместятся административное помещение, пункт приема животных, ветеринарный кабинет, «помывочная», помещения для мелких собак и щенков, а также комната для кошек. Каждый уличный вольер будет рассчитан на одну собаку: внутри будет находиться будка, а примыкающая к вольерам территория для выгула, огороженная сеткой, позволит собакам гулять попарно.
- Конечно, если они не будут кусаться, - добавил подрядчик.
Общая стоимость проекта питомника составляет около 62 миллионов рублей, на данный момент потрачено около 14 миллионов: десять из бюджета областной администрации, а четыре из бюджета города. Кроме того, рассчитывает руководство питомника и на спонсорскую помощь.
- Если какая-нибудь крупная компания захочет оказать нам поддержку, мы будем только за, - говорит Роман Однорал. - Например, можно выбрать для кураторства несколько собак, а над их вольерами мы прикрепим большую табличку с названием фирмы-спонсора…
Питомник будет рассчитан на 500 собак и 100 кошек, при этом руководство планирует придерживаться так называемого «конвейерного» подхода: нужно дать шанс всем.
То есть если в течение некоторого времени животное не находит хозяина, просто так занимать место и проедать казенные деньги оно не будет. Единственное, что вызывает у чиновников недоумение, так это отсутствие федерального закона о животных.
- Мы ждем федеральный закон, так как мы не можем определить время содержания животных: семь дней, может, месяц или год. Как мы понимаем, решение будет приниматься совместно с ветеринарной службой и кинологами. Если животное не перспективно, то есть озлоблено, не социализировано, если его невозможно будет передать людям, то, конечно, оно будет подвергаться эвтаназии. И не вздрагивайте, пожалуйста, - озвучила непростое решение Ирина Алымова.
Однако кто конкретно будет решать, перспективно животное или нет, в администрации ответа не дали. Пояснили только, что 15 февраля на территории приюта будет работать санитарная комиссия, в которую войдут сотрудники САХа, ветеринары, кинологи и даже зоопсихологи. Видимо, коллективное мнение специалистов будет для животных решающим.
Подробности о новом питомнике
На первое время сотрудниками питомника станут четыре человека, а когда временное пристанище для бездомных животных окончательно обустроится на новом месте, будет набран штат из двадцати семи человек, включая самого руководителя питомника, главного бухгалтера, ветеринарных врачей и прочих работников. При этом упор будет делаться на мужчин - их будет двадцать, а женщин, соответственно, семь. В старом приюте был, пожалуй, всего один постоянный сотрудник, тянувший на себе все тяготы ухода за животными. Это, конечно, сама Людмила Василюк. Время от времени менялся остальной персонал - двое работников, которые получали весьма скромную зарплату. Наверное, такой объем работы за столь скромные деньги (около пяти тысяч рублей) мог устроить лишь фанатично привязанных к животным людей. Напомним, что Людмила Василюк руководит приютом для бездомных животных со дня его основания. Правда, начиналось спасение братьев меньших не в одиночку, как сейчас, а вместе с Анастасией Еременко, которая теперь так яростно кидает камни в двери этого самого приюта. Кстати, изначально он создавался как временный, рассчитанный примерно на восемьдесят животных. Сейчас «под крылом» Людмилы находится около двухсот собак и тридцать кошек. Именно переизбыток питомцев на территории «Спецавтохозяйства» становится одной из главных причин «выселения» Людмилы и ее сотрудников. Еще одна причина недовольства работой Василюк - отсутствие в приюте ветеринарного врача и помещения для карантина.
- Животные сбиваются в стаю, больные вместе со здоровыми, отсюда и болезни… И кожные, и инфекционные. Санитарная бригада выезжала в приют, чтобы поставить прививки от бешенства, так врачи не могли попасть внутрь! Сотрудники приюта выносили животных по очереди, - возмущается Сергей Иванов, начальник отдела управления Роспотребнадзора по городу Кемерово.
Отметили чиновники и неконтролируемую агрессию со стороны обитателей нынешнего приюта. По словам участников пресс-конференции, собаки, сбивающиеся в стаи, представляют реальную опасность для посетителей приюта. Сергей Иванов упомянул о страшном случае с откушенным пальцем у ребенка, решившего погладить собаку через решетку, а Роман Однорал добавил, что в приюте кусали и их самих (сотрудников «Спецавтохозяйства»). По этой причине любые посещения приюта с 16 февраля будут запрещены. За столом долго возмущались, что в приют приезжали даже школьники, подвергая себя опасности. В новом же питомнике «по американскому стандарту» будут сделаны дорожки, по которым смогут прогуливаться люди, выбирающие себе питомца, без боязни быть растерзанными агрессивными собаками. Опасны ли «сбившиеся в стаю» кошки, нам не пояснили, но на новом месте их на всякий случай планируют держать по отдельности - в двухъярусных клетках метр на метр.
Чиновники также подтвердили свое согласие с принципами ОЗЖ и Еременко - об обязательной стерилизации всех животных. Однако почему тогда новый подрядчик выбрал название «питомник», так до конца и не ясно.
Ответ защитников животных
Как выяснилось, для самой Людмилы Василюк постановление администрации стало полнейшей неожиданностью. Конечно, несколько раз в адрес приюта приходили постановления о том, что нужно срочно уменьшить численность животных, но вот сделать это, увы, не представлялось возможным. Каждый раз, когда руководитель приюта объявляла, что животные пока не принимаются в силу понятных причин, и пыталась экстренно раздать имеющиеся «хвосты» в добрые руки, люди просто подкидывали ненужных или найденных зверей к воротам приюта. Разумеется, приходилось их забирать.
Между прочим, в день пресс-конференции Людмила Василюк все же появилась в здании администрации города. Простояв все время, пока длился круглый стол, в коридоре, Людмила пыталась поговорить хоть с кем-нибудь, особенно надеясь на разговор с Анастасией Еременко. Однако Еременко с бывшей руководительницей питомника для бездомных бедолаг общаться не захотела и покинула здание администрации через другой выход. Как выяснилось, Анастасия Еременко не была в приюте последние три года и с Людмилой никак не общалась. Откуда председатель ОЗЖ черпала информацию об ужасающем состоянии приюта, остается загадкой.
На следующий день защитники животных решили собрать всех неравнодушных, организовав собрание в здании ЦНТИ. Народу пришло очень много. Согласно листам регистрации участников, зоозащитников собралось под сотню человек. Интересно и то, что за столами практически не было молодежи: подавляющее большинство составляли взрослые женщины, чья жизнь «без всяких официальных бумажек» связана с животными.
Примечательно, что на этом собрании не появилась ни сама Анастасия Еременко, ни «официальные члены ОЗЖ», которые якобы систематически платили членские взносы. Как заявила бухгалтер-волонтер общества защиты животных Ирина Бирюкова, членские взносы в ОЗЖ регулярно не платил никто, включая и саму Еременко. Хотя, напомним, согласно уставу ОЗЖ, Василюк исключили из рядов зоозащитников именно по причине неуплаты взноса...
Далее, если разбираться детально, то и сама Еременко уже давно не является председателем общества. За три года не было ни официальных общих собраний, ни тем более выборов председателя. А Еременко, между прочим, на правах председателя является держателем банковской карты, на которую приходят пожертвования.
- Ни копейки из этих денег не было перечислено в приют, - заявляет Людмила Василюк.
Кроме того, активистами были выявлены случаи фальсификации документов, которые Еременко предоставляла в администрацию города. В частности, недействительным был признан протокол, составленный в декабре прошлого года о нарушениях в работе приюта. Бумага была подписана Анастасией Еременко и одиннадцатью официальными членами ОЗЖ. Но оказалось, что половина из подписавшихся не только ничего не знает об этом, но даже и не присутствовала ни на каких собраниях. Был высказан ряд претензий и недовольств непосредственно в адрес Еременко. На основании этого участники субботнего собрания решили провести переизбрание как председателя ОЗЖ, так и участников правления. Решением большинства голосов председателем общества защиты животных стала Светлана Жилина, а сама Людмила Василюк единогласно избрана в члены правления.
Впечатления и надежды
В целом зоозащитники реагировали на возможность потерять приют бурно: многие плакали, многие громко выражали свои впечатления и надежды. Самой спокойной внешне оставалась сама Людмила. Время от времени она тихо разговаривала по телефону, буквально сидя под столом - чтобы не мешать выступающим. Мне удалось услышать, о чем шла речь. Конечно же, о животных. Людмила разъясняла, как доехать до приюта, какие животные там сейчас есть и как их можно забрать. Когда же очередь выступать дошла до нее самой, женщина смутилась.
- Вы лучше задавайте мне вопросы. Я отвечу честно, ничего не утаивая, - предложила она, прижимая руки к груди.
Затем Василюк поделилась информацией, что за пятничный день из приюта уехали в новые дома уже пять собак. При этом лицо ее светится.
- Например, забрали Пирата. Он три года прождал своего счастья и своего хозяина. Наверное, в новом питомнике таких, как он, сочтут неперспективными. А ведь он такой красивый и очень умный, - улыбается Людмила.
Становится совершенно ясно, что ни бумаги, ни протоколы, ни собрания не играют для Василюк абсолютно никакой роли. Только животные. Всех она знает по имени и каждого любит. Много ли вы знаете руководителей предприятий, которые лично выполняют всю работу? От общения с животными до чистки вольеров? От кормления питомцев до заполнения бумаг, на которые вечно не хватает времени?
Я спрашиваю Людмилу, что она будет делать 15 февраля, когда на территорию приюта приедет санитарная комиссия. Женщина долго смотрит на меня, не понимая вопроса. Наконец отвечает.
- Ничего. Я даже представить себе не могу этот вариант развития событий. Надеюсь, что прямо на месте со мной что-нибудь случится и мне не придется принимать никаких решений, - Людмила замолкает и после небольшой паузы вновь начинает говорить. - Пару лет назад к нам привезли собаку с огромной шишкой. Жить она ей не мешала, собака была довольно жизнерадостной, но, конечно, я повезла ее к ветеринару. Там сразу предложили усыпить. Усыпить всегда успеется, и я оставила Мышку жить. Знаете, через несколько недель шишка эта прошла безвозвратно, и врачи это подтвердили. Так какое я имею право решать, кому жить, а кому умирать? Ведь так много собак, долгое время проживших в приюте, все-таки обрели свой дом и любящего хозяина…
Как бы то ни было, Людмила Василюк и сотни других неравнодушных пытаются сделать все, чтобы история с очередным питомцем закончилась счастливо. И чем больше будет таких счастливых историй, тем больше будет надежды у всех нас.
От редакции:
В этой саге самое грустное то, что ответов на многие вопросы не знают ни сотрудники администрации, ни волонтеры общества защиты животных, ни мы сами. А потому все, что будет происходить в приюте 15 февраля, пока остается загадкой. Остается надеяться на лучшее, что есть в нас, людях: на милосердие, сострадание и на здравый смысл.
Фото: ссылка