Известнейший кузбасский журналист и краевед продолжает вести на Vse42.ru свою постоянную рубрику. Читайте новые заметки об истории родного города каждый вторник.
«Легковые» лошади
Как вы думаете, что такое «легковая» лошадь?
До войны едва ли не каждый кемеровский мальчишка умел сидеть в седле, запрягать лошадь и управлять ею. Конные повозки были частью городского пейзажа вплоть до конца 50-х годов.
Любопытная деталь: в 1940 году в городе проживало 150 тысяч человек, а автомобильный парк насчитывал всего тысячу автомобилей (включая грузовые, легковые и даже два такси). То есть в среднем получается одна машина на 150 горожан.
А вот лошадей насчитывалось более 15 тысяч. Они «работали» на шахтах, заводах, фабриках. Больницы, школы, торговые предприятия, милиция, пожарные части также имели свои конные дворы. Например, на мехзаводе в конюшне можно было насчитать сотню лошадей, а на лесопилке - две сотни.
Пожарное депо в Рудничном районе. Кемерово
Гужевой транспорт делился на «грузовых» и «легковых» лошадей. Последние предназначались для начальства. Как правило, «грузовых» лошадей кормили плохо, одной соломой, а вот «легковых» баловали, хотя работать им приходилось гораздо меньше. Интересны строки из жалобы заведующего конным двором мехзавода Васильева: «Третья часть лошадей конного парка, прикрепленная к работникам заводоуправления и начальникам цехов, больше простаивает без дела, чем работает. Бесцельно растрачивают рабочее время и кучера».
Каждое лето все кемеровские лошади были обязаны пройти ветеринарный контроль, своего рода «техосмотр». Владельцы приводили животных в сгонные места, предъявляли паспорт лошади (да-да, именно так он и назывался) и должны были иметь при себе ведро для воды и запас фуража на полсуток.
Так как лошадей в Кемерове тогда было гораздо больше, чем автомобилей, и передвигались они по одним и тем же городским улицам, то и ДТП случались часто. Обычно страдали возчики и лошади. Вот заметка из газеты «Кузбасс» за 9 февраля 39 года...
«4 февраля шофер автоколонны КТС Никитин вел по Советской улице автомашину со скоростью 30 км в час. Около мехзавода он нагнал подводы, груженые тесом. Вместо того чтобы сбавить скорость, Никитин на всем ходу сделал попытку обогнать подводы. В результате машина наскочила на подводу, Никитин поспешил скрыться, но возчик заметил номер грузовика, по которому и был найден шофёр».
Наверное, в наши дни газетные заметки о том, что какой-нибудь кемеровский завод выделил 20 телег для доставки школьников в пионерлагерь, вызывают улыбку, но в то время лошадь была таким же полноценным транспортным средством, как и автомобиль сегодня. Ну, типа «пикапа»…