19 декабря состоялась премьера приквела к «Властелину колец» - «Хоббит: нежданное путешествие». Новомодная тяга Голливуда к разбиванию фильмов на части заставляет зрителя скрипеть зубами, а тем, кто не читал книгу, и вовсе происходящее на экране кажется ничем не связанным с «Братством кольца».
Многие шли на фильм, чтобы увидеть продолжение знаменитой трилогии. Однако «Хоббит» вовсе не продолжает повествование о героях, уничтоживших кольцо злого Саурона. Это история о том, как начиналась дружба волшебника Гендальфа и Бильбо Беггинса, нашедшего кольцо.
Как уже говорилось, фильм представлен не единым целым, а несколькими частями. И не двумя, как это было с седьмым «Гарри Поттером» или четвёртыми «Сумерками». Тремя. Создатели растянули книгу, вдвое меньшую по объему, чем «Братство кольца», на три части. Новость об этом перед премьерой фильма не вселяла ничего, кроме беспокойства. В самом деле: небольшую книгу разбивать на части не имеет смысла, это выгодно только с финансовой точки зрения. При бюджете в 138 млн долларов фильм во всем мире собрал 230 355 596 млн - нетрудно представить, сколь прибыльны будут следующие две части. Одним из факторов, который сыграл свою роль в процессе экранизации «Хоббита», является изначальное неучастие режиссёра «Властелина колец» Питера Джексона в качестве главы проекта. Его место занял Гильермо дель Торо, снявший такие картины, как «Хеллбой» и «Лабиринт Фавна». Джексон же занял продюсерское кресло. Что уж хитрить? Дель Торо сам признавался, что скептически относится к творчеству Толкина. А простая истина «либо хорошо, либо никак», похоже, его не касается. Положение мог бы спасти тот факт, что дель Торо не смог завершить свою работу в качестве режиссёра, и его место занял Джексон. Однако к тому времени съёмки уже велись вовсю, множество других нюансов не оставляли времени на изменения, и в итоге менять ничего не стали.
Актёрский состав также не вызывает ностальгии и приятных воспоминаний. Главная роль молодого Бильбо досталась Мартину Фримену, известному по роли доктора Ватсона в британском телесериале «Шерлок». Элайджа Вуд появляется лишь в начале кинофильма, и то всего на пару сцен. Гномов сыграли не самые известные актёры. В картине вообще много новых лиц. Лишь Гендальф, Голлум и Элронд (Йэн Маккеллен, Энди Сёркис, Хьюго Уивинг) получили возможность продолжить работу с членами съёмочной группы «Властелина колец».
Первое мнение о «Хоббите» начинает складываться уже после того, как видишь возрастной рейтинг - «12+». Становится ясно, что нас ожидает сказочное путешествие вроде «Хроник Нарнии». И сказка могла бы оказаться неплохой, если бы не затянутость первой части. Фильм длится аж 166 минут. Режиссёр старался сделать минимум отклонений от текста книги, однако в жертву он принёс динамику. Попыткой отвлечь зрителя стало обильное использование спецэффектов, но в некоторых сценах из-за них невозможно разобрать, что же, по сути, происходит на экране, а просмотр в 3D-формате вообще превращает всё действо в сверкание и смазанное мельтешение. Понятно, что Джексону работа с этим проектом доставляет огромное удовольствие, всё-таки «Властелин колец» был весьма успешной картиной, но уже в середине «Нежданного путешествия» начинаешь подозревать, что режиссёр заигрался. Мельчайшие подробности книги были учтены и отображены в фильме, но, как бы странно это ни звучало, столь трепетное отношение к произведению сыграло не лучшую роль.
И всё же нельзя не отметить и положительные стороны: операторская работа радует глаз и даже частично компенсирует чрезмерные спецэффекты, а пейзажи Новой Зеландии, где проходили съёмки первых двух частей фильма, погружают зрителя в красочный мир фэнтези. На первый взгляд даже не верится, что всё это не нарисованная картинка, а настоящие красоты нашей планеты...
Что действительно порадовало, так это звуковое и музыкальное сопровождение. В роли композитора выступил Говард Шор, лауреат премий «Оскар», «Грэмми» и «Золотой глобус», который работал над музыкой для множества известных фильмов, самые яркие из которых «Властелин колец» и «Молчание ягнят», что само по себе уже служит отличной рекомендацией для «Хоббита». Музыкальная составляющая кинокартины заставляет мурашки толпами проноситься по коже туда-обратно. Композитор смог совместить в одной и той же сцене и драматичность, и лирику, и зловещую загадочность. Без его музыки фильм потерял бы значительно больше, чем без прогрессивных спецэффектов. Атмосфера, которую он создал в трилогии «Кольца», была успешно перенесена и в приквел.
Подведем итоги. Фильм весьма неоднозначен. С одной стороны, реализация проекта прошла вполне успешно: хорошая съёмка, проработанный сценарий, потрясающая музыка. С другой - идея разделения на несколько самостоятельных фильмов отбивает желание ждать следующей части: ощущение незаконченности вводит зрителя в недоумение, а огорчение из-за отсутствия финала как такового бросает тень и на всю картину. Посмотреть всё же стоит. Просто потому, что «Властелин колец» уже кончился.
Фото: nigma.ru