С кемеровскими дворами часто что-то происходит: то крупногабаритный транспорт повредит бордюр, то на подъездных дорогах появится яма, то скамейку сломает какой-нибудь не самый сознательный гражданин; а ведь красивый и ухоженный двор – радость для глаз любого жильца. Что же делать, если та самая "радость" приходит в ненадлежащий вид? Правильно, ремонтировать. Конечно, своих денег на ремонт у жильцов не хватит, поэтому большая часть оплачивается из городского бюджета. Дворов, требующих вмешательства строителей, у нас в городе много, поэтому летом из каждого десятого пахнет свежим асфальтом. Однако сегодня во дворе по адресу проспект Шахтёров, 83 строительные работы ненадолго замерли: его посетил губернатор Кемеровской области, чтобы лично проследить за тем, как идёт ремонт.
Во дворе жутко громко, ездят огромные бульдозеры, и очень жарко от только что положенного асфальта. Но никого это не злит, напротив, в песочнице спокойно играют дети, а бабушки, как это и бывает, сидят на лавочках и щебечут о своём. Всё потому, что жители этого дома долго ждали ремонта своего двора и, наконец, дождались, – он обошёлся в 2,3 миллиона рублей. С учётом того, что на один двор в среднем тратится миллион рублей из городского бюджета, – деньги немаленькие. Однако бывают исключения, и это нормально. Тем более, что часть суммы платят сами жильцы.
Но всё не так просто: нельзя взять и начать ремонтировать какой-то двор. Для этого администрации требуется "разрешение" собственников этого дома, ведь, согласно Жилищному кодексу, дворовая территория относится к собственности многоквартирного дома.
– Двор принадлежит гражданам. Без решения общего собрания многоквартирного дома мы не имеем права начинать ремонтные работы, даже при всём желании. Это – противозаконно. И вообще, администрация города теоретически не должна заниматься подобными вещами, но мы понимаем, что просто несправедливо оставлять жителей один на один с такими проблемами, поэтому и помогаем. 85% финансирования берётся из городского бюджета, оставшиеся 15% платят сами жильцы, – рассказывает Валерий Ермаков, глава города Кемерово.
Вот и получается, что здесь тоже много подводных камней, и красивые дворы – в первую очередь головная боль жителей нашего города. Ведь сначала нужно организовать собрание жильцов дома, после решить, что требуется, и оформить это в письменном виде, проголосовать, кто "за", а кто – "против", и, если всё в порядке, направить письмо в администрацию. Потом самим нужно найти подрядчиков, договориться, и, когда начнётся ремонт, согласовать смету и неустанно следить за качеством работы. Как правило, этим занимается председатель совета многоквартирного дома.
– Конечно, набегаешься с этим бумагами, но зато, когда достигнешь результата, сразу эти хлопоты неважными каким-то становятся, – рассказывает Нина Руденко, председатель совета дома №83 по проспекту Шахтёров. – В прошлом году нам крышу ремонтировали, она обошлась в 9 миллионов. Потихоньку свои 15% выплачиваем сейчас. В этом году – ремонт двора, который обошёлся 2,3 миллиона. Из этих денег 350 тысяч выплатим мы, жильцы. Деньги немаленькие, но, по сравнению с общей суммой, это – сущие пустяки, и мы очень рады, что наш двор наконец-то преобразуется и станет лучше.
Нина Руденко поблагодарила губернатора от имени всех жильцов и от себя лично. И, немного смущаясь, попросила помочь сделать безопасную детскую площадку, отметив, что нынешняя уже никуда не годится: она не менялась с 1987-го года.
– Но, если нет, то на нет и суда нет, – добавила она.
Аман Гумирович сначала спросил у Валерия Константиновича, сколько будет стоить такая площадка. Глава города ответил, что она обойдётся в среднем в 1,5 миллиона. Губернатор повёл бровями и как-то неоднозначно протянул: "Дорого…". А потом, с щедростью Деда Мороза, раздающего подарки, выпалил: "Эх, ладно! Раз приехал, подарю вам миллион для ваших детей!". Такое заявление жильцы, конечно, встретили бурными аплодисментами и чуть ли не со слезами на глазах.
– Между прочим, у нас в области – самые низкие тарифы на строительные работы, – добавил Аман Тулеев. – Посмотрите, к примеру, на соседние регионы: Томск, Новосибирск, Красноярск. Там всё дороже в два-три раза, и процент, восполняемый жильцами, выше. Про Москву и Санкт-Петербург вообще молчу. Всю нагрузку берём на себя мы, на свой областной бюджет, и мэр – на свой, городской, бюджет.
В этом году из городского бюджета на ремонт дворов выделили около 160 миллионов рублей – примерно по одному миллиону на двор. Хотя бывают и исключения, как в этом случае, но тут уже зависит от сложности работ и серьёзности коммуникаций. По словам главы города, двор двору – рознь.
– К примеру, в прошлом году почти на такую же сумму мы отремонтировали 235 дворов. Но это не значит, что сейчас мы работаем хуже. Несмотря на меньшее количество дворов, объём ремонтных работ увеличился. Как, в принципе, и их качество: мы полностью отказались от щебёночных парковок и перешли на асфальт, да и сами дворы стали более серьёзно обустраиваться, стали более финансовоёмкими. Вообще, сейчас у нас есть план отремонтировать тысячу дворов, поэтому мы знаем, что делать в ближайшие несколько лет, – рассказывает Валерий Ермаков. – В идеале, конечно, хотелось бы уложиться за пять лет, но есть много причин, которые от нас не зависят. К примеру, погодные условия, ведь тот же самый асфальт нельзя класть при температуре ниже пяти градусов по Цельсию. Ещё могут быть перебои со строительными материалами на рынке. Вот в этом году такие проблемы у подрядчиков возникли с битумом: его не хватало. Однако уже сейчас можно сказать, что мы справляемся. Для примера: за последние два года мы сделали больше дворов, чем раньше делали за пять лет.
Дворы теперь ремонтируют очень оперативно, чтобы лишний раз не докучать и не мешать жителям. Это – не месячная эпопея с ежедневным шумом и гамом, – рабочие справляются за полторы недели. Причём за это время они действительно успевают очень много.
– На один двор, если погода хорошая, у нас уходит максимум десять дней. Иногда меньше: вот на этот двор ушло чуть больше недели. То есть начали 7-го августа, а планируем закончить 15-го, – говорит Евгений Яковлев, главный инженер ремонтно-строительной компании "Опора". – Полный ремонт двора включает в себя расширение проезжей части до шести метров, двухслойное асфальтобетонное покрытие, парковку, обустройство тротуара, озеленение и ещё кучу всяких мелочей. Обычно работает около 40 человек – это и дорожники, и бетонщики, и механизаторы, – и десять единиц специальной техники. Приезжаем сюда рано утром, если жильцы не против, начинаем работу в 8-9 часов утра, а заканчиваем в 10 вечера, то есть, пока световой день есть. И жители вовсе не против: как ни странно, они только рады слышать постоянный шум за окном, ведь это означает, что работа спорится, а двор хорошеет. Ради этого можно и потерпеть чуть-чуть.
– Я в этом доме уже 19 лет живу. Ремонта всем домом очень долго ждали. Вот в прошлом году начали с крыши, а теперь – двор, и губернатор сегодня нам ещё деньги на детскую площадку выделил! Нет слов, чтобы всю благодарность выразить, – делится своими эмоциями Маргарита Устинова, жительница дома. – Очень много колдобин всяких на дорогах было, а так хотелось, чтобы всё смотрелось красиво и хорошо – и вот, мечта сбылась! Мы благодарны городу, ну и, конечно, мы очень благодарны нашей старшей по дому. А шум совсем не мешает – я на него даже внимания не обращаю уже. К тому же, нам обещали, что закончат быстро, и мы верим.
Согласно Жилищному кодексу, не только двор является собственностью жильцов многоквартирного дома, но и крыша, подвал, лифты, да много чего. Однако один лифт стоит полтора миллиона рублей, и кто такие расходы потянет? А между тем, некоторые из них выглядят так, что даже заходить страшно, не то что ехать. Поэтому губернатор принял решение отремонтировать триста лифтов за счёт областного бюджета. По словам Амана Тулеева, людей мало интересует, что и кто делает новые светофоры. В первую очередь им важно, как выглядит их двор, их подъезд, ведь это – лицо дома. А что во внешнем виде может быть важнее лица?