В нашем городе питерский певец - всегда желанный гость. На протяжении уже многих лет концерты Александра Розенбаума проходят в Кемерово с неизменным успехом. Аншлаг, теплый прием у зрителей, несмолкаемые овации в очередной раз доказали, что Розенбаум - это народный поющий поэт.
Публика, которая начала собираться в филармонии задолго до начала концерта, оказалась очень разной. Пенсионеры, студенты, врачи, чиновники, бизнесмены - не каждый артист сегодня может похвастаться такой разнообразной (как в социальном, так и в возрастном плане) аудиторией. В зале даже присутствовал молодой человек лет пяти, который пришел вместе с мамой и папой и честно отсидел трехчасовой концерт от начала до конца. В первом отделении юный поклонник вынес на сцену букет цветов, чем даже немного обескуражил артиста. Но Александр Яковлевич быстро нашелся и крепко пожал мальчику руку. Данный случай лишний раз иллюстрирует слова Розенбаума о том, что на его выступления «пошла молодежь».
Начало концерта оказалось очень простым и по-розенбаумовски лаконичным: меньше слов, больше песен. Артист вышел на сцену, поклонился зрителям, взял гитару и запел. Известно, что Александр Яковлевич играет не в обычном гитарном строе, а в строе семиструнной гитары на шестиструнной, без использования пятой струны. У певца в коллекции больше десятка гитар. На кемеровской сцене в этот вечер побывали две, которые он периодически менял. На ремне одной гитары Розенбаума красовался значок с изображением собаки, а на корпус инструмента был нанесен «принт» - морда белого пса. Всем известна любовь Александра Яковлевича к собакам, особенно его привязанность к бультерьеру по кличке Лаки, память о котором артист увековечил в песне: «А из тех, кто со мной пьет один кислород, верю лишь своему бультерьеру…».
Розенбаум не раз говорил, что, если бы не стал музыкантом, наверняка завел бы псарню и разводил собак.
«Спасибо Спилбергу»
На сцене артист был не один - коллектив из пяти человек, которых он представил публике как «старую армию», помогал Розенбауму вспоминать прошлое.
Исполнив «Умницу», «Глухарей на токовище», «Я к вам зашел на пять минут» и несколько новых песен, Розенбаум разговорился:
- Программа концерта называется «Вперед в прошлое». Спасибо Спилбергу, надоумил - у него «Назад в будущее»... Почему в прошлое? Потому что мы поступательно движемся вперед, и в этом поступательном движении очень хочется захватить с собой многое из прошлого. Потому что там было много хорошего - то, что мы забыли, забываем и продолжаем забывать.
После этих слов певец исполнил ностальгическую песню-воспоминание: «Это было хорошее время, хоть и мало платили врачам... Я, к несчастью, родился евреем. К счастью, этого не замечал».
А затем: «Улетал рано утром Гагарин, чтоб к обеду легендою стать. Подтвердил, что Земля наша - шарик, и сказал, что не видел Христа».
- Нужно и плохое прошлого тоже знать - для того, чтобы его не забирать с собою, - продолжил артист. - Были в нашей истории и не очень популярные профессии.
После этих слов Александр Розенбаум положил гитару, взял микрофон и прочитал стихотворение, которое, по его мнению, хорошо отражает то, какая у нас была страна. Исповедь служивого человека, которого советская система заставила убивать людей.
- Я намеренно не написал музыку к этому стихотворению, потому что это трагедия, трагедия не только одного человека, но и всей страны в целом.
Дальше Розенбаум углубился в воспоминания: «Одноклассники», «Уже прошел полтинник после детства», «Друг мой Вовка». Первое отделение концерта пролетело незаметно. Александр Яковлевич объявил антракт, рассказав анекдот:
- Приехал дядька в Нью-Йорк, друзья подарили ему два билета в Карнеги-холл на концерт. Он пригласил девушку, поехал в Манхэттен и заблудился. Вдруг видит: идет парень с большим футляром, то ли с виолончелью, то ли с контрабасом. Мужик его останавливает и спрашивает: «Подскажите, как попасть в Карнеги-холл?». Парень поставил на тротуар свой футляр, долгим взглядом посмотрел на мужчину и сказал: «Как попасть в Карнеги-холл? Занимайся, чувак!»
- Это я к тому, что мы сейчас пойдем позанимаемся, а вы пойдете в буфет, - пошутил Розенбаум.
«Прошу вас, не болейте!»
Во втором отделении питерский гость переоделся. Сменил привычную «классику» - пиджак и брюки на джинсы и толстовку.
Концерт продолжился песней «Последний рейс», которую он посвятил памяти погибших в авиакатастрофе хоккеистов ярославского «Локомотива».
- Для нас гражданская авиация - не просто отрасль народного хозяйства. Для нас это жизнь, - делился с публикой Розенбаум. Мы летаем по несколько раз в неделю, бывает и по несколько раз в день. И катастрофа с командой «Локомотив» стала последней каплей в чаше моего творческого терпения. Посвящена она всем тем, кто, к сожалению, эту песню уже никогда не услышит...
Во втором отделении Розенбаум спел многое из старого репертуара: «Ау!», «Вальс-бостон», «Утки». И, конечно же, «Гоп-стоп», объявив этот народный хит очень неожиданно: «На концертный зал цунами налетел, девятый вал. Мы сыграем с пацанами в стиле «тяжелый криминал». Как только зазвучали первые аккорды песни, кемеровчане тут же подхватили: «Гоп-стоп! Мы подошли из-за угла…»
Кстати, «Гоп-стоп» и весь свой одесский цикл Розенбаум написал в 24 года. По его собственному признанию - «с божьей помощью», так как артист уверен, что такие сильные вещи столь молодой человек, каким он был, просто так написать не может.
Исполняя блатную «А ну-ка сделайте мне фото, месье Жан!» певец спустился со сцены. Обойдя зал, вернулся назад и, минуя ступеньки, залихватски запрыгнул обратно на площадку. На словах: «Я исчезаю в духе стильных парижан» Розенбаум на минуту пропал за кулисами. В голове пронеслось: «Неужели все? Концерт окончен...». Но нет, уйти по-английски - не в стиле Александра Яковлевича. Финал выступления оказался другим.
- У меня просьба к светооператору: дайте полный свет в зал, а все, что светит мне в глаза, - выключите. Все «пушки», боковое освещение - выключите... Кнопочки там такие есть, сделайте чик-чик!
Зрители пребывали в недоумении: что сейчас будет? А Розенбаум настаивал, командуя: «Полный свет в зал дайте! Отлично! И на балкон можете посветить. Не жалейте электричества, уплачено за все», - шутил артист.
- Для чего я это делаю? Для того, чтобы вас увидеть, потому что это огромное счастье для артиста - видеть свою публику. Уже много лет после каждого концерта я расписываюсь в глубочайшем уважении и огромной благодарности своей публике. Потому что вы, зрители, - это то, ради чего артист живет. И за это артист может отблагодарить публику только одним - низким-низким поклоном…
Зрительный зал взорвался овациями, а Розенбаум опустил микрофон и запел «Вечернюю застольную». Зал подхватил в унисон: «Бог в помощь всем живущим на земле людям…»
- Счастья, радости, любви, - пожелал на прощание Александр Розенбаум. И как доктор прошу вас: пожалуйста, не болейте!
Фото Максима Федичкина