Район автобусного и железнодорожного вокзалов в Кемерове – место бойкое. Одни люди приезжают или уезжают, другие встречают их или провожают, а третьи всю эту публику так или иначе обслуживают.
В общем, постоянный человеческий оборот. Да что объяснять, вы сами много раз там были и тамошнее почти круглосуточное столпотворение видели. Ну а если вы завсегдатай тех мест, то успели заметить и кое-что ещё, – забор. Небольшой такой, но очень важный. Оказалось, очень многим он мешает, и вообще – какой-то он непонятный.
На самом деле, это даже не забор, а несколько металлических ржавых листов, соединённых вместе. Вот только перегораживает он поистине "стратегическую" дорогу – проход от автовокзала к привокзальным ларькам, а далее – к вокзалу железнодорожному.
Что в этом проходе "стратегического", объяснять, наверное, не надо: приезжающие и уезжающие ходят этой дорогой (точнее, раньше ходили) буквально толпами. Укорачивается так, знаете ли, путь от автовокзальных платформ до автостоянки и до остановки маршруток близ ж/д вокзала.
Мелочь? Да не скажите: если ты с сумками и баулами (а это у приезжающих-отъезжающих частенько ведь бывает), то для тебя каждый лишний метр значение имеет. Вдобавок проход этот – не какая-нибудь там "козья тропа", гражданами протоптанная, а нормальная и хорошо заасфальтированная пешеходная дорожка, по которой только и ходи в своё удовольствие.
Теперь уже больно не походишь: всех идущих этой дорогой подстерегает тот самый заборчик. И приходится делать "кругаля" мимо стоянки автобусов и дальше через Кузнецкий проспект. Через саму стоянку тоже не пройдешь: и небезопасно это, и шлагбаум мешает.
А если, замечтавшись, или же, наоборот, улучив момент, ты под шлагбаумом протиснешься, то ждёт тебя не особо дружелюбное обращение со стороны местных охранников – парней, как на подбор, бравых, угрожающе небритых и в псевдодесантных беретах. А, может, и в настоящих десантных, врать не будем. Корреспонденты Vsё42 сначала хотели проверить, но потом посмотрели немного, как общаются эти ребята с зазевавшимися гражданами, – и передумали…
А на входе в автовокзал поджидает посетителей новый сюрприз – на платформу просто так не пройдёшь, лишь через само здание автовокзала. Правда, это уже не новость, да и правильно это: безопасность – прежде всего, металлоискатели даром, что ли, на входе поставили?
Буквально несколько недель назад весь автовокзал переполошился из-за оставленной на перроне "бесхозной" сумки. Закончилось всё эвакуацией и вызовом специалистов по взрывным устройствам, хотя все и понимали: тревога, скорее всего, ложная. Так и оказалось: в таинственной сумке лежала бутылка водички по соседству с парой бутербродов…
Впрочем, безопасность – это одно дело. Но вот забор из ржавого металла многих, знаете ли, раздражает. Или как минимум удивляет: недаром к нам в редакцию сразу несколько человек обратились с просьбой выяснить, что вообще за заграждение такое. Кто его поставил? Зачем? И надолго ли? Что ж, решили мы выяснить – связались с соответствующими службами, муниципальными властями, государственным учреждением "Кузбасспассажиравтотранс".
Долго ли, коротко ли, а, в конце концов, ответ пришёл. Общий смысл его такой: всё понимаем, ребята, но и сделать пока ничего не можем, потому как забор пока что нужен. Он огораживает место проведения работ по проектированию пристройки к зданию того самого ГУ "Кузбасспассажиравтотранс", которое находится рядышком с автовокзалом (именно там, "на задах"). Об этом нам сообщил генеральный директор учреждения Петр Николаевич Шикалёв.
Причина понятная, но, кстати, не единственная. Есть и ещё как минимум одна – работы по инженерно-геологическому изысканию грунтов, связанные, по всей видимости, с тем же самым грядущим возведением пристройки. Хотя, как знать, – может быть, на месте современного автовокзала, где каждый день тысячи человек проходят, древнее какое-нибудь захоронение надеются найти?
А что? Нашли же совсем недавно на одной из кемеровских строек череп мамонта! А в Чебулинском районе и вовсе целого динозавра откопали! Чем, собственно, наш автовокзал хуже? Запросто там может, к примеру, стойбище птеродактилей обнаружиться: именно здесь собирались они, а потом разлетались во все стороны доисторического Кузбасса по свои личным надобностям…
Это, понятно, шутки всё. Если же серьезно, то корреспонденты Vsё42 никаких признаков тех самых геологических изысканий, как и работ по проектированию пристройки, на "месте происшествия" не обнаружили. Просто стоит себе забор – и всё. И ноль активности вокруг. С одной стороны – дорожка, и с другой – дорожка, но пройти нельзя. Разве что перелететь, как тот самый птеродактиль.
Не исключено, впрочем, что перегородили проход для граждан загодя. Предположим, что так и есть. Тем более, что, по словам Петра Шикалёва, на автовокзале грядёт довольно серьёзная "перестройка". Планируется приобрести и установить современный рамочный металлодетектор, а также изменить существующее ныне ограждение перронной площадки. Для чего, во-первых, тоже готовится соответствующий проект, а во-вторых (и, видимо, в-"главных"), изыскиваются дополнительные финансовые средства.
– После окончания всех вышеуказанных работ планируется открытие свободного доступа в автовокзал со стороны железнодорожного вокзала, – подытожил генеральный директор "Кузбасспассажиравтотранса".
Что ж, наберёмся, стало быть, терпения. Поиск дополнительных финансовых средств – обычно дело небыстрое, а значит, терпение всем жаждущим попасть на автовокзал напрямки может очень даже понадобиться.
В "Кузбасспассажиравтотрансе" нам не сообщили, когда окончатся работы и исчезнет забор. Словом, дорога вдоль ларьков отменяется на неопределенный срок.
Есть тут, прямо как в одном нехорошем, но смешном анекдоте, один нюанс – мнение юриста, который, прочитав ответ "автобусного" учреждения по поводу забора, считает: многовато в нём "подводных камней".
– Во-первых, проектирование пристройки к зданию и ведение инженерно-геологических работ не требуют ограждения, – говорит кемеровский адвокат Иван Морохин. – Оно предусмотрено лишь тогда, когда начинаются реальные строительные работы: нужно огораживать стройплощадку. А во-вторых, ограждённый объект в любом случае должен иметь информационный щит с сообщением данных о самом объекте и о застройщике. Кроме того, должны быть указаны и сроки окончания строительства. Для того, чтобы граждане имели сведения о временности запрета на проход.
Стало быть, что мы видим? Пока работы не идут, но забор уже есть. А вот щита никакого нет, никто никому ничего не объясняет. Не станешь же метаться по вокзалу и выспрашивать всех и каждого: "А не знаете ли случайно, когда тут строительство начнётся и закончится?". С тяжелыми баулами неохота это делать, да и без баулов, в общем, тоже.
Вдобавок, продолжает адвокат, речь тут идёт и о такой важной юридической штуке, как ограничение публичного (или же общественного) сервитута, установленного в интересах неограниченного круга лиц.
Проще говоря, ходить через "короткий" проход на автовокзал по муниципальной земле – это наше неотъемлемое право-сервитут. Которое, в данном случае, у нас именно что отняли. И даже "пожалуйста" не сказали.
В общем и целом, резюмирует Иван Морохин, ответ "Кузбасспассажиравтотранса" не содержит вразумительных и обоснованных доводов о том, почему же закрыли проход. А это дает повод подозревать учреждение в элементарном самоуправстве, что, по закону, вполне способно служить основанием для начала неприятного действия, хорошо известного под названием "прокурорская проверка".
Такая вот картина маслом. Какие последствия всё это будет иметь – это "поживём – увидим". А забор, законный или же не очень, пока что стоит и мешает нашему… этому… как его… сервитуту. Короче, пройти очень хочется. С сумками-то тяжело, вот в чём штука…