Каждый водитель, – вне зависимости от того, нарушает ли он правила дорожного движения, – в глубине души считает своим священным долгом хоть раз в жизни обругать как минимум одного сотрудника ДПС. Причём неважно, за что. Даже неважно, виноват ли этот несчастный, который попадёт под не очень праведный гнев автолюбителя. Ведь во главе угла здесь стоит сакральная истина: все гаишники по умолчанию нечисты на руку. Корреспонденты Vsё42 отправились в рейд с городским экипажем ДПС, чтобы развеять это нелепое заблуждение и показать, что инспекторы – такие же люди, и у каждого из них в груди под железным жетоном бьётся простое человеческое сердце.
К экипажу номер 861 мы с фотокорреспондентом присоединились на улице Нахимова в самый разгар его дежурства: солнце стояло уже высоко, а пешеходы путано и беспорядочно перебегали дороги в положенных и неположенных местах. Инспекторов мы застали проверяющими документы какого-то лихача, да и сначала они подозрительно косились на нас как на потенциальных "клиентов". Однако, узнав, что мы прибыли сюда специально за тем, чтобы воочию увидеть, как работают доблестные сотрудники ДПС, они сменили гнев на милость и попросили подождать их в машине.
– Скорость превысил, – коротко пояснил один из инспекторов, усевшись в автомобиль. – Я – лейтенант Андрей Богучарский, а это мой напарник – старший лейтенант Виталий Ровцов. Сейчас дальше поедем патрулировать улицы: ещё полдня впереди, поэтому устраивайтесь поудобнее.
Так произошло наше знакомство.
В распоряжении экипажа оказались несколько улиц Рудничного района, и первым делом мы отправились на проспект Шахтёров. Не успев доехать до трамвайных путей, инспекторы заметили пешехода, который чуть не залетел под колёса автомобиля. Включив проблесковые маячки, наша машина круто развернулась, и вот мы уже стоим перед неосторожной женщиной.
– Гражданка, подойдите, пожалуйста, к автомобилю дорожно-патрульной службы, вы будете привлечены к административной ответственности, – немного торжественно объявил в громкоговоритель лейтенант Богучарский.
Дама решительным шагом подошла к машине, открыла дверь и, заметив посторонних людей, – то есть нас, – окончательно осмелела.
– Да вы сами нарушаете! Вон как развернулись, да ещё и на трамвайные пути встали. Так нельзя! Скажите номер своего экипажа, я пожалуюсь вашему начальству, – перешла она в решительное наступление.
Андрей внимательно выслушал её гневную речь, после представился и попросил её о том же самом.
– Иванова Людмила Ивановна, 71-го года рождения. И вообще, я тут не живу. В Мурманске прописана. Сюда приехала на работу устраиваться. Выпишите мне просто квитанцию, тут банк недалеко, я схожу и оплачу, – было видно, что женщина лукавит.
– Сейчас проверим! У нас тут вся Россия есть, – улыбнулся Андрей, а после взял рацию. – Пристань, пристань, экипаж 861, нужно проверить данные.
Действительно, оказалось, что такая гражданка в базе не числится, и женщине предложили проехать в районное отделение полиции для выяснения личности. Она тут же отказалась и, покосившись на нас, согласилась назвать свои имя и фамилию, только при условии, что мы, журналисты, не будем её записывать. Во время составления протокола дама снова украдкой взглянула на нас.
– Это я просто разыграть всех решила, а заодно проверить, насколько хорошо работает дорожная полиция.
На последующий вопрос, часто ли она занимается подобного рода "розыгрышами", Нелюдмила возмутилась и противоречиво ответила, что вообще никого и никогда не разыгрывает.
– Всего доброго! Вот копия протокола. Больше не нарушайте! – Андрей протянул бумажки женщине, которая, в свою очередь, поспешила покинуть наш экипаж.
Тронувшись с места, лейтенант Ровцов повернулся к нам и, не дожидаясь вопроса, пояснил:
– Я, например, сразу понял, что она обманывает. У нас таких "мурманских" бывает по десять штук за день. Тем более, когда гражданин предлагает просто выписать квитанцию, чтобы сразу её оплатить, это уже повод насторожиться. Именно поэтому каждый задержанный проверяется по базе МВД: а то вдруг такого человека не существует вообще, как и получилось с этой женщиной. Некоторые считают себя умнее и называют имена умерших родственников. Такое тоже выясняется, как правило, быстро.
– Пешеходы, кстати, больше других любят поспорить, – включился в беседу Андрей. – Мужчины – ещё куда ни шло, а вот женщины… Им только повод дай. И вот каждому нужно доказывать его неправоту.
Андрей Богучарский и Виталий Ровцов работают в одном экипаже уже около трёх лет. Общий стаж работы в дорожной инспекции у первого – 5 лет, у второго – 16. Получается всё как в американских фильмах, которые мы привыкли видеть по телевизору: у каждого копа есть свой постоянный напарник. Только, конечно, они не едят пончики и не проводят дни в праздности: под их контролем практически целый район, поэтому приходится постоянно его патрулировать, и свободного времени за одну смену есть только час – на обед.
Причём инспекторы занимаются не только регулировкой дорожного движения: Андрей рассказал, что к ним часто обращаются кемеровчане по поводу "наркоманов" – водителей, любящих употреблять всякие синтетические вещества.
– Граждане записывают номера и марки машин, а после передают эту информацию нам. Например, есть тут одна улица, на которой постоянно делают "закладки", а после за ними приезжают и нередко употребляют наркотики прямо здесь, в тупичке неподалёку. Таких персонажей мы задерживаем, и может дойти до лишения прав. Да и, как правило, у них с ними и так далеко не всё в порядке, – сказал лейтенант Богучарский.
Мы как раз ехали по той ухабистой улочке, о которой говорил Андрей, и нам навстречу попалась иномарка, стоящая недалеко от места стандартной "закладки". К счастью (или к сожалению), нам не повезло: в машине сидела обычная семья. Однако водительские права на всякий случай у главы семейства проверили.
– Вот золотые люди! – сказал Виталий. – Вежливо, без лишних слов показали все документы, не возмущались. Сейчас таких нечасто встретишь. Вообще водителей сразу видно, к тому же, каждый гаишник немного психолог. Хотя бывает, что человек вроде и хороший, но начинает уговаривать отпустить, снизить штраф, ну и всё в подобном духе. А бывают и такие: сходу грубить начинают или не слушают тебя, перебивают.
– Но про вежливость мы никогда не забываем, – подхватил Андрей. – Это – в первую очередь. Всегда нужно быть предельно учтивым. Удивительно, но кого-то это прям злит, и наше спокойствие их из себя выводит. Порой бывает очень сложно: хочется как-нибудь выразиться или тон повысить, но вовремя вспоминаю, что нельзя. Ещё нужно разделять работу и дом: к примеру, если у тебя какие-то проблемы в семье, не надо приносить их на работу.
Самоконтролю работников дорожной службы учат психологи, которые периодически проводят занятия в ГИБДД. По словам лейтенантов, такие уроки очень помогают, однако нередко бывает, что теория расходится с практикой, и приходится вырабатывать какие-то свои методики общения с нарушителями.
Пожалуй, самая популярная из них – "хороший коп, плохой коп", которую мы привыкли видеть всё в тех же американских фильмах. По словам Андрея, "плохого" чаще играет он: останавливает нарушителя, и, если видит, что тот собирается идти на конфликт, "включает" командный тон, и просит показать документы, попутно чеканя пункты ПДД, которые нарушил нерадивый водитель. Конечно, тот такой ситуацией недоволен, но у него не получается вставить ни слова, а Андрей тем временем отправляет его составлять протокол в патрульную машину – к Виталию. Нарушитель уже закипает от злости и готов вылить её на того злосчастного инспектора, который его ждёт, но, подходя к автомобилю, столбенеет: Виталий встречает его как старого доброго знакомого, обезоруживающе улыбаясь, и от растерянности злость потихоньку умолкает.
– Конечно, есть те, кому абсолютно плевать, хороший ты или плохой, но на большинство это работает. В итоге водитель в какой-то степени остаётся доволен сложившейся ситуацией, – добавил Андрей.
Бывает и так, что кто-то из инспекторов просто не выдерживает, поэтому напарники всегда следят друг за другом, чтобы вовремя "предложить отойти в сторонку". Потому что, как уже говорил Богучарский, грубость ни в коем случае не допустима.
Одни представляют работу гаишников жутко скучной, другие думают, что это – бесконечные погони и перестрелки. Ни те ни другие не правы.
– Всякие дни бывают. Иногда только за пешеходами наблюдаем, потому что лихачей на дорогах нет, и это хорошо. Они-то как раз чаще всего и создают аварийные ситуации на дорогах. Особенно вот такие дедушки, – Андрей ткнул пальцем на пенсионера, еле-еле переходящего оживлённую дорогу, который позже "попал" на 500 рублей.
Хотя случаются погони и как в кино. Мужчины не так давно задерживали угнанную машину, на которой ехала крайне пьяная компания. Водитель, увидев, что за ним увязался патруль ДПС, что есть мочи "втопил" и, петляя, попытался скрыться. Однако успехом эта попытка не увенчалась, хотя от преследователей на время удалось оторваться. Когда инспекторы подъехали к остановившейся машине, угонщиков уже пятки сверкали, причём в самом прямом смысле: водитель и пассажир с переднего сиденья рванули в лес, за ним погнался Виталий – оттуда он вернулся только со шлёпками: негодяи, к сожалению скрылись. Андрей в это время тоже ворон не считал: он кинулся останавливать автомобиль, который забыли поставить на ручник, чтобы тот не протаранил маршрутку. На заднем сиденье он обнаружил ещё двух пассажиров, – парня и девушку, – которые, казалось, вообще не понимали, что происходит.
"Киношные" моменты здесь не только во время службы: к примеру, у Виталия Ровцова практически "супергеройская" судьба. В ГИБДД он пошёл работать из-за мамы своего лучшего друга: её сбил какой-то пьяный лихач, в результате чего она лишилась ноги. С тех пор он твёрдо решил: с такими людьми нужно что-то делать.
– Думаю, что этот случай и сподвиг меня прийти в дорожную инспекцию. Мне тогда 18 было, и я загорелся идеей тут работать. Отслужил – и сразу сюда. О своём выборе за 16 лет службы ни разу не пожалел. Конечно, проскакивали мысли, что, может быть, я мог бы стать миллионером, но они надолго в моей голове не задерживаются, – смеётся Виталий.
В общей сложности, за несколько часов езды с экипажем 861 мы задержали около 10 пешеходов, оштрафовали множество водителей за выключенный свет, непристёгнутый ремень, нарушения требования знака, развороты в неположенных местах – всего и не упомнить.
И это ещё, по словам лейтенантов, очень спокойный день. К его окончании мы с фотографом уже думали, что больше никогда не захотим сидеть в каком-либо автомобиле. А у ребят из ГИБДД так проходит каждый день. Поэтому, прежде чем в следующий раз обругать инспектора, остановившего вас, дважды подумайте: сколько плохих слов он сегодня уже слышал в свой адрес, и, может быть, стоит заменить их на искреннюю улыбку?
А мы пожелаем экипажу 861 поменьше лихачей на дорогах и побольше внимательных пешеходов, а заодно поздравим всех сотрудников ДПС с их профессиональным праздником: 3-го июля ГИБДД исполнилось 78 лет.