Корреспондент Vsё42 решила посмотреть, как теперь, после принятия нового закона, в городе обстоят дела с продажей сигарет. Напомним, с 1 июня запрещено продавать сигареты в нестационарных торговых объектах – ларьках и киосках без торгового зала.
В первом же магазине, куда я зашла "с ревизией", за кассой висела тёмная ширма. Над ней – внушительных размеров табличка, гласящая, что за шторкой прячется "ТАБАК".
– Здравствуйте, а у Вас можно увидеть сигареты? Мне выбрать хочется, не знаю, что взять.
Продавец опасливо оглянулась по сторонам, отметила, что в магазине мы с ней одни, и решила приоткрыть "завесу тайны".
– Я сейчас подниму, а Вы быстренько смотрите.
– Спасибо, – говорю я. – А как же у Вас другие отовариваются?
В этот момент позади меня звякнул колокольчик: в магазин вошёл ещё один посетитель. Продавщица тут же задёрнула шторку и переключилась на своего настоящего клиента.
Все заведения в городе, где мне удалось побывать после 1 июня, пестрят красными кружочками с перечеркнутой сигаретой. На большинстве ларьков – объявления о том, что сигарет в продаже больше нет. В одном из них, где еще пару дней назад вся витрина "пестрела" пачками с табачной продукцией, сегодня осталась только неоновая подсветка. И пустота. Сигареты, которые оставались, продавец, как она сказала, "списала".
– Да что ж за чёрт! Уже десять мест обошёл! – выругался похожими, но нецензурными словами мужчина средних лет, махнул рукой и обратился ко мне: "Девушка, у Вас закурить не будет?".
Обрадовать расстроенного мужчину мне было решительно нечем: в магазинчиках и ларьках поблизости сигарет не найти. Вместе мы заглянули в соседнюю пивнушку. Там мужчине, наконец, помогли. Продавец сказал, что на витрине сигарет нет, но в продаже они всё же есть – покупателю просто нужно попросить, и из-под прилавка чудесным образом появится заветная пачка.
Потом я решила пройтись по специализированным отделам, но и тут меня ждало разочарование. В одном из крупных супермаркетов в центре города табачный отдел был завешан рольставнями, а табличка на прилавке сообщала о том, что касса не работает. Причину местные кассиры пояснить так и не смогли. Не больно и надо.
В другом, довольно крупном магазине витрина с сигаретами и прочими курительными приспособлениями не опустела. Передо мной предстали два маленьких сиротливых кальяна, едва ли "заполнившие" собой хоть пятую часть этой самой витрины. Кстати, как рассказали мне в пресс-службе полиции, кальяны по-прежнему можно продавать в открытую.
В специализированном ларьке по продаже табачной продукции к нововведениям подготовились хорошо. Стёкла, когда-то прозрачные, сменили оргстеклом с каким-то "огуречноподобным" орнаментом. Через него разглядеть, что там внутри, просто невозможно. Зато прямо под местом, где раньше была витрина, покупателей теперь ждёт прайс-лист продукции, как бы заменяющий собой бесконечные ценники на пачках. На листах А4, заботливо уложенных в папочку, в алфавитном порядке напечатаны наименования и цены, а также розовые и оранжевые отметки о том, чего в наличии пока нет.
Уж не знаю, напугали наших коммерсантов немалые суммы штрафов, но нарушителей мне поймать не удалось. Что ж, это повод сходить ещё разок. Но это, как водится, совсем другая история.