Привет из прошлого: 7 программ кемеровского ТВ конца 90-х

В 90-е, когда большая часть взрослого населения страны пыталась правильно сориентироваться в новых условиях и не всегда находила время для своих детей, телевизор в России стал практически членом семьи.

Такое "телевизионное" воспитание наложило определённый отпечаток: дети выросли, но до сих пор почти каждый из вчерашних мальчишек и девчонок, которым сейчас уже по 25-30 лет, пускает скупую слезу, вспоминая социальную рекламу 90-х, может с лёгкостью воспроизвести песню из программы "Зов джунглей", а при виде логотипа "Телекомпании ВИД" по его спине бегут мурашки, и возникает бессознательное желание спрятаться под одеяло.

Свой весомый вклад в наше счастливое детство внесло и местное телевидение, для которого период конца 1990-х – начала 2000-х стал одним из самых ярких в истории.

О том времени мы с огромной теплотой и ноткой грусти вспоминаем в личных разговорах и социальных сетях. Корреспондент Vsё42 Дмитрий Кирюшин поддался всеобщим ностальгическим переживаниям по 90-м и вспомнил, какие программы предлагало зрителю кемеровское телевидение на рубеже веков.

Денежка

Яркий пример того, как нестандартный подход может сделать из простейшей телевизионной игры одну из самых рейтинговых программ канала. Правила "Денежки" были довольно просты: нужно дозвониться в студию и правильно назвать две последние цифры номера купюры достоинством 100 рублей.

Популярность игра завоевала не только из-за возможности выиграть "денежку", но и интересных задумок авторов: каждый выпуск был посвящён какой-либо профессии, а участники должны были объяснить ведущим – денежным парням Лёхе (Алексей Стоянов) и Митяю (Дмитрий Петин), – какое отношение они имеют к этой профессии, а также ответить на каверзные вопросы.

Особый шарм программе придавал ещё один её бессменный участник – актёр Сергей Наседкин в роли Михал Михалыча Глобуса, который из раза в раз перевоплощался в представителя выбранной для программы профессии и рассказывал, на что можно потратить выигранные 100 рублей.

Больше трёх

Творчество молодёжной студии ГТРК "Кузбасс", которое имело свои 30 минут в сетке вещания канала. На протяжении получаса будущие звёзды журналистики в полной мере пользовались отличной площадкой для приобретения профессионального опыта и наслаждались невиданной для современного телевидения свободой, без устали экспериментируя над формой и содержанием.

О том, что от экрана следует убрать особо впечатлительных и серьёзно настроенных, говорила уже начальная заставка, за которой следовал полёт фантазии чуть более чем трёх ведущих: необычные места съёмок, неформальное общение журналистов в кадре, разноцветные заставки, клипы местных рок-групп – всё то, что сегодняшние подростки назовут "трэшем".

Молодые авторы этой программы в каком-то смысле играли в журналистику и получали настоящее удовольствие от этой игры. Нужно констатировать, что играли они хорошо: за всей этой яркостью и желанием выделиться скрывалась действительно интересная и необычная программа, затрагивающая злободневные для молодёжи темы и разговаривающая со зрителем на понятном всем языке.

Киноамбулатория

Алексей Левин уже не первый год лечит культурную безграмотность жителей нашего шахтёрского края, но начинал он свою практику врача-киноведа на кемеровском телевидении в программе "Киноамбулатория".

Поскольку Левин действительно является дипломированным врачом, объяснять происхождение названия, думаю, не стоит, а вот упомянуть о том, что сеансы программы имели положительный эффект для зрителя, нужно обязательно. Во времена, когда "загуглить" название фильма, чтобы почитать описание, рецензию или отзывы, было довольно проблематично, "Киноамбулатория" по-настоящему спасала, за считанные минуты, без единого "спойлера" предоставляя полную информацию о фильмах, которые шли в прокате.

К тому же, в конце программы знатоков киноискусства ждал розыгрыш билета в кино, победитель которого, помимо заветной контрамарки, получал возможность на несколько секунд стать звездой экрана и покорить телеаудиторию.

Арт

Программа Натальи Лахреевой, представляющая собой портретные интервью как с местными деятелями искусства, так и с заезжими звёздами.

Если вы по какой-то причине не смогли попасть на концерт любимого певца, то, посмотрев "Арт", вы получали даже больше: интересную беседу, лучшие моменты выступления, новую полезную информацию о герое.

Казалось, для творческой группы "Арта" не было ничего невозможного: операторы профессионально снимали концерты, звукорежиссёры обеспечивали хорошее звучание, а Наталья Лахреева не только пробиралась в гримёрки, но и на равных общалась со знаменитостями.

Русская рулетка

Было на кемеровском телевидении и своё ток-шоу – "Русская рулетка" с Андреем Андреевым. В разное время гостями "Рулетки" были Илья Лагутенко, Константин Кинчев, звёзды сериала "Улицы разбитых фонарей" и многие другие.

У программы были определённые правила: в руках у каждого зрителя в студии находилась карточка: красная с одной стороны и чёрная – с другой. Тот, кто хотел задать гостю острый вопрос, должен был поднять красную карточку, а тот, кто хотел спросить о чём-то нейтральном или положительном, – чёрную. Зрителя, желавшего задать вопрос, выбирал сам гость.

Формат программы чем-то напоминает популярное в наше время ток-шоу "Сто вопросов взрослому". В студии "Русской рулетки" в качестве зрителей присутствовали, в основном, подростки и студенты, которые порой буквально вынуждали именитых гостей демонстрировать всё, на что они способны.

Сильная половина

Самая сильная женщина кемеровского телевидения Инна Дмитриева ещё в конце 90-х поняла, что с гегемонией мужчин, как в журналистике, так и в других сферах, пора кончать, и создала исключительно женскую авторскую программу "Сильная половина". Инна на собственном примере показывала, что женщина может стать успешной, если только захотеть. В какой-то степени именно "Сильная половина" повлияла на провинциальных барышень в их стремлении отодвинуть приготовление борщей на второй план и всерьёз заняться карьерой и образованием. Вскоре "Сильная половина" превратилась в публицистическую программу в жанре расследования, в которой Инна Дмитриева пыталась докопаться до истины и раскрывала пороки современности.

Фонарь

"Фонарь" – явление для кемеровского телевидения конца 90-х довольно необычное, даже на фоне того, что в то время выпускали на экраны. Жанр программы определить сложно, хотя авторы называли её сериалом. У него было несколько главных персонажей (журналисты-создатели программы), появляющихся в каждой серии. В зависимости от сюжета, героями "Фонаря" могли стать обычные люди: специалисты в различных областях комментировали то или иное событие сериала или поведение героев, а простые прохожие помогали персонажам ответить на очень важные вопросы.

Наблюдать за всем происходящим на экране было интересно и тогда, но сегодня, спустя почти 15 лет, пересматривая старые выпуски, можно наткнуться на очень любопытные моменты и узнать, например, чего хотелось кемеровчанам на пороге нового тысячелетия.

Своими воспоминаниями с нами поделились те, кто работал на телевидении в 90-е годы:

Дмитрий Петин, ведущий телеканала "Мой город"

– В то время у нас была абсолютная свобода творчества – мы могли делать практически всё, что хотели (разумеется, в разумных пределах). У нас были замечательные редакторы – Наталья Лахреева и Галина Бибик, которые всегда были открыты для наших идей, нужно было лишь объяснить им, для чего ты собираешься это делать. Того, что было у нас, не было нигде, потому что мы сами всё это придумали. Этой оригинальности не хватает сегодняшней журналистике, в которой стало слишком много шаблонов и желания сделать "как там".

Ольга Кислицына, преподаватель факультета филологии и журналистики КемГУ

– Я очень скучаю по тем временам, потому что тогда мы выполняли именно работу журналиста. А сегодня журналист выступает уже в другой роли: он больше не ищет информацию, чтобы интересно рассказать о ней, а просто собирает воедино факты, предоставляемые различными пресс-службами. В 90-х мы соперничали с другими программами в том, кто найдёт более интересную новость, а не в том, как одну и ту же новость представить с разных сторон.

Александр Короткевич, продюсер телевизионных программ ГТРК "Кузбасс"

– Местное телевидение 90-х – это невиданные прежде формы и ощущение свободы. Грамотное руководство, талантливая молодёжь, гораздо меньшая финансовая зависимость – всё это позволяло увеличить количество и улучшить качество выпускаемых программ. Ни о какой рабочей рутине, о которой порой приходится слышать в наше время, не было и речи: это было телевидение, на котором интересно работать всем.

P.S. И пусть у нас теперь гораздо меньше общих интересов и причин для новых встреч с телеприёмником, поводов вспомнить о приятных минутах прошлого в нашей жизни предостаточно. Благо, что таких моментов телевидение 90-х подарило нам огромное количество.

Телевидение 90-х не было лучше или хуже сегодняшнего. Оно просто было другим.

Фото: из личного архива
Видео: архив ГТРК "Кузбасс"
Автор: Дмитрий Кирюшин
Комментарии для сайта Cackle