Кемеровчане наелись разноцветных «стекол»

Копии раритетных витражей, созданных для учреждений областного центра в советское время, были уничтожены минувшей пятницей во время культурного мероприятия в Кемерове. Подробности произошедшего в материале журналиста VSE42.Ru.

«Окна-убийцы»

Все, к чему прикасается, человек способен как обесценить, так и сделать великим. К примеру, обычное окно, которое есть в любой квартире или офисе. На протяжении столетий мастера-витражисты превращали небольшой промежуток в оконной раме в волшебный мир разноцветных бликов. Солнечный свет играл в кусочках цветных стеклышек в зависимости от погоды или времени суток, каждый раз рождая в помещении новую атмосферу. "Живой организм" – так витраж называет томский художник Николай Илёшин. Кстати, автор первого витража в Томске и многих работ, выполненных в этом редком жанре в Кузбассе. Но оказывается, сегодня витраж умирает. Виной тому – появление обычного и, в общем, очень удобного, особенно в условиях суровых сибирских зим, пластикового окна.

Тем не менее, неравнодушные граждане пытаются сохранить как само "витражное" наследие, так и память о нем. Так, в том числе с этой целью на прошлой неделе в Кемерове состоялось открытие выставки "Стекло", на которую приехали гости из Томска: художник-витражист Николай Илёшин и его ученик и соратник Сергей Зуев. На открытии собралось много гостей. Ведь тема выставки действительно необычная. К тому же не обошлось без сюрпризов.

Под звуки живой музыки гости рассматривали "стеклянные" экспонаты. В перовом зале – работы современных художников. Между прочим, отобразивших в стекле среди прочего современные сюжеты. Например, портреты Мэрилин Монро и Боба Марли. А еще смело "выложили" из цветных стеклянных кусочков шедевр XVII века знаменитого нидерландца Яна Вермеера "Девушка с жемчужной сережкой", который еще называют северной Моной Лизой. Что уж говорить о витражных предметах интерьера. Они тоже были представлены на выставке.

Вторая часть выставки – витражное искусство советского периода. В зале перед зрителями предстала огромная "Нимфа" – фрагмент витража бассейна санатория "Сосновый бор". Увидев статную фигуру женщины в стекле, гости выставки, особенно те, что постарше, закивали головами, очевидно, вспомнив время, когда "Нимфа" еще радовала отдыхающих в кузбасской здравнице.

Многие советские витражи, в частности работы Николая Илёшина, можно было увидеть только на фотографиях. Ведь они, к счастью, все еще украшают здания в кузбасских городах, в том числе Государственную научную библиотеку Кузбасса им. В. Д. Федорова. И переместить их в выставочный зал просто невозможно.

Дешевые подделки в цене?

Нужно отметить, что Николай Илёшин, более 45 лет жизни посвятивший искусству, и сегодня продолжает работать над масштабными проектами.

– Последний объект, над которым я работаю – это витражи для Троицкого кафедрального собора в Сургуте. В сентябре этого года состоится его освещяние. Работа к этому времени будет завершена. Я создаю витраж для собора в своей мастерской в Томске. И он по частям отправляется в Сургут, где последовательно устанавливается, – рассказал Илёшин журналисту VSE42.Ru

Художник отметил, что для исполнения этого заказа ему потребовался год напряженной работы. Николай Илёшин пояснил, что его витражи "будут формировать внутреннюю среду храма".

Николай Илёшин (справа) и Сергей Зуев (слева).

– Там вещи орнаментально-конструктивного порядка. В целом, хочу заметить, что витраж очень хорошо формирует внутреннюю среду помещения. Будь то храм или любое другое учреждение социального направления. Что касается иконы, я противник того, чтобы изображение священного лика создавалось в витраже. Потому что витраж – живой организм. Он с рассветом солнца встает, с закатом уходит ко сну. Икона нечто другое. Она всегда должна быть в постоянстве, – пояснил мастер.

Николай Илёшин рассказал, что сегодня "настоящие" витражи заказывают все реже. По его словам, в советское время работы, выполненные в этой технике, были более востребованы. И этому, по мнению художника, есть конкретная причина.

– На смену витражу классического исполнения, которым занимаюсь я, пришли имитации, подделки. А они стоят намного дешевле, и их способен купить практически каждый. За суррогат ведь никогда не будут платить миллион, – считает Илёшин.

Еще один гость мероприятия – художник-витражист из Томска Сергей Зуев. Он пришел в команду Николая Илёшина в 1988 году. Десять лет работал с ним, потом создал собственную мастерскую и творит в ней уже более 20 лет, продолжая тесно сотрудничать с учителем.

Журналист VSE42.Ru задал ему несколько вопросов. В частности о том, как мастера выбирают цвета для витража, и бывают ли они монохромными.

– Нецветные витражи существуют. Их принято называть стеклянной графикой. У меня был такой опыт. Я делал витражи из одного белого стекла, но детали в них имели разную фактуру, рифленость. Это была графическая стеклянная работа на просвет. Но все-таки классический витраж – это кусочки цветного стекла, – рассказал Зуев.

Кому-то может показаться, что витраж – примитивная техника. Дескать, что в нем особенного? Схематичное, плоское изображение. Ничего сложного. Однако это не так. Создание витража, по словам Сергея Зуева – длительный процесс. К тому же неопытный художник, сделав пару неверных движений, может испортить работу.

– Конечно, витраж можно испортить. А чтобы этого избежать, по моему мнению, в первую очередь не надо спешить. То есть эскиз витража должен отлежаться. Ты подходишь к нему время от времени, смотришь. Там поправил, здесь поправил. А потом берешь окончательный вариант и исполняешь. Но даже после завершения работы порой возникает мысль: "А вот здесь можно было сделать иначе". Ведь совершенству нет предела, – говорит Зуев.

Апсайклинг и эрклез

Мы не смогли обойти вниманием и молодых мастеров, работающих со стеклом. Так, отдельный стенд выставки был посвящен работам кемеровского дизайнера интерьеров Екатерины Новиковой.

В частности она представила фрагмент лестничных перил, работа над которыми идет в рамках реконструкции офисного здания одного из производственных предприятий Кемерова. Они представляют собой металлический каркас, внутри которого закреплены кусочки особым образом обработанного стекла.

– В этом проекте совпадает философия дизайна по принципу апсайклинга и деятельности предприятия, которое занимается изготовлением картона из вторсырья. В двух словах объясню, апсайклинг – это максимальное использование того, что есть под рукой. Причем стоимость результата возрастает во много раз по сравнению с изначальной стоимостью сырья. Если еще проще, апсайклинг – это когда из хлама создается произведение искусства и продается за огромные деньги. При работе над этими перилами я использую стекла из старых окон, обычные бутылки. Фрагмент, который представлен на выставке, поедет в это здание. Всего таким образом будет оформлено семь этажей, – рассказывает Екатерина.

Другая часть стенда Новиковой посвящена эрклезу (стеклянные камни, широко применяющиеся в дизайне интерьеров).

Екатерина Новикова.

– Здесь, на выставке, я представляю вариант использования эрклеза в частном интерьере. Куски стекла встроены в стену. Насквозь. И если в одном помещении включить свет, то другая комната будет подсвечиваться сквозь отверстие, декорированное стеклянным камнем, – поясняет Екатерина Новикова.

Пусть это не витраж в его классическом виде, но, тем не менее, одна из техник работы со стеклом. Она тоже позволяет использовать игру цветного света и формировать с его помощью жилые и нежилые пространства.

Вкус и искусство

Финал мероприятия был неожиданным. Каждый присутствующий смог попробовать кусочек витража. Вернее, одного из девяти тортов, на каждый из которых кондитеры искусно нанесли самые известные кемеровские витражи советского времени. Все они расположены в знаковых для областного центра зданиях – главпочтамта, филармонии, администрации Кемерова, областной научной библиотеки, главного корпуса одного из местных вузов, известного в прошлом кафе "Русская изба" в горсаду и т.д. К сожалению, некоторые из прекрасных витражей покинули свои законные места, как, например, витражи из Дома актеров или Драматического театра. Они были демонтированы во время ремонта зданий. А в обновленных помещениях места для них уже не нашлось. К счастью, эти витражи не были уничтожены.

– Те витражи, которые не сохранил Дом актера, забирает филиал Российского государственного института сценических искусств. И они сделают у себя не просто экспозицию, а установят их в мастерских, где студенты будут их видеть. Часть витражей взял художественный колледж ˂…˃ Искусство, которое принадлежит Кузбассу, будет продолжать свою жизнь, – рассказала на открытии выставки Ирина Федорова, председатель комитета по вопросам образования, культуры и национальной политики регионального парламента.

Возвращаясь к тортам, стоит отметить, что художники-витражисты, принявшие участие в мероприятии, позитивно отнеслись к этому проекту.

– Перенести витражи на торты – любопытная идея. Это хороший способ познакомить широкую публику с историей витража. Популяризировать этот жанр, – отметил Сергей Зуев.

К моменту завершения мероприятия ни одного сладкого витража на столе не осталось – так они понравились гостям. Хочется надеяться, что те кузбассовцы, которые не интересуются искусством, больше проникнутся им, непосредственно попробовав на зуб.

Фото: VSE42.Ru/ Андрей Зонин
Автор: Анастасия Ландо
Комментарии для сайта Cackle