Из XIX-го в XXI-й век, или Зачем нам телефон?

В этом году исполнилось 140 лет с момента появления в России первой телефонной станции. В 1882 году ее абонентами были 128 жителей Москвы. Сегодня разными видами телефонной связи в России пользуются десятки миллионов человек. Что сейчас происходит в телекоммуникационной отрасли Кузбасса, какие новинки появились в ней за последнее время и какие тенденции дальнейшего развития успели наметиться, журналист VSE42.Ru выяснял в беседе с техническим директором филиала Tele2 в Кузбассе Ильей Рыбальченко.

Илья, какое значение телефон, а значит, мобильная связь приобрела для человека в последние годы? Ваше мнение, как специалиста отрасли?

– Первое и главное для современного человека независимо от его возраста, профессии, социального статуса – возможность практически постоянно быть на связи с близкими людьми. Если в более общих категориях рассуждать, то мобильная связь привносит в нашу жизнь тот комфорт, который за последнее время стал привычным: найти информацию в интернете, заказать такси, доставку продуктов. Мы дистанционно учимся и работаем. То есть мобильная связь и интернет убирают массу ограничений. Делают нас свободнее, активнее, мобильнее.

А компания Tele2 уже давно вышла за рамки функционала оператора сотовой связи в классическом его понимании. Мы помогаем клиентам обеспечивать определенный стиль жизни. Например, вводим дополнительные опции: предлагаем скидки, подарки от партнеров, в частности, в рамках программы лояльности Tele2 "Больше". Это доступ к популярным развлекательным сервисам, платформам, онлайн-кинотеатрам и другим полезным и востребованным у абонентов сервисам.

Еще нужно упомянуть не только о мобильной связи как таковой, но и о персональном номере телефона каждого абонента. Именно он дает нам возможность пользоваться множеством приложений, коммерческих и социальных сервисов. Номер мобильного телефона нужен для аутентификации в интернете, подтверждения личности. В некотором роде это визитная карточка человека с расширенными функциями. Обойтись без него трудно.

Расскажите нашим читателям о топовых услугах мобильной связи. Есть то, что выбирает абсолютное большинство абонентов?

– Номер один в списке услуг – это, разумеется, мобильный интернет. Cейчас объем использования голосовой связи из года в года остается практически неизменным, а вот потребление мобильного интернета неуклонно растет. Для еще большей наглядности: в 2021 году интернет-трафик вырос на 25%. В 2022-м мы наблюдаем примерно такой же рост – но уже к уровню 2021-го года.

Самая востребованная технология – это 4G. Именно этот стандарт обеспечивает быстрый интернет большому числу абонентов. Если говорить о покрытии 4G, то у Tele2 оно сопоставимо с покрытием голосовой связью (2G) в Кемеровской области, да и, наверное, в целом в Сибири. То есть там, где наши абоненты могут пользоваться голосовой связью, им доступна и сеть быстрого интернета 4G.

Еще один любимчик 2022 года наших абонентов – подписка Mixx. Мы предусмотрели, чтобы в ней было все самое нужное: дополнительный пакет интернета (50 Гб), безлимитные мессенджеры (WhatsApp, Telegram и Viber, "ТамТам"), безлимитные соцсети ("ВКонтакте", "Одноклассники", TikTok), доступ к VK Музыка, видеосервису Wink. А кроме этого – бонусы и скидки от служб доставки продуктов и многое другое. И в месяц все это обходится нашему клиенту по цене одной чашечки кофе.

А сеть справляется с такой "популярностью"?

– Мы делаем все возможное, чтобы справлялась. Для этого строим базовые станции там, где они действительно нужны. Масштабную работу мы провели в прошлом году: число базовых станций в Кузбассе увеличили примерно на 20%, ускорили мобильный интернет в столице региона, а также Новокузнецке, Прокопьевске, Киселевске, Междуреченске, Ленинске-Кузнецком, Анжеро-Судженске, Мариинске. Для жителей 15 районов сельской местности мы улучшили покрытие. В частности, интернет Tele2 появился или стал гораздо более стабильным в 27 селах и деревнях.

В 2021 году сеть появилась на территории популярной туристической локации Кузбасса – в музее-заповеднике "Томская писаница". Здесь специалисты Tele2 использовали специальную конфигурацию базовой станции, которая покрывает хорошим сигналом большую площадь. Так что теперь связь доступна во всем заповеднике. Абоненты Tele2, которые приезжают в "Томскую писаницу", беспрепятственно пользуются и голосовой связью, и быстрым мобильным интернетом.

А с начала этого года мы запустили в Кузбассе более 80 новых базовых станций, при этом сотни базовых станций оснастили технологией 4G. В Кемерове и Новокузнецке мы устанавливаем дополнительные 4G-передатчики, которые улучшают сигнал в лифтах, подвалах, на первых этажах зданий и в других труднодоступных местах.

Илья, оцените качество покрытия Tele2 в Кузбассе в настоящее время?

– Как бы это парадоксально не звучало, для Tele2 в пандемию сложилась благоприятная ситуация. Тогда трафик начал перераспределяться – уходил из центра городов, а в спальных районах и на дачах, наоборот, рос огромными темпами. В центре сеть у нас была хорошая, обладала достаточной емкостью. А когда люди начали перемещаться за город, сеть "пошла" за ними, то есть мы начали развивать ее на окраинах: достраивали, расширяли емкость. 
Эта ситуация для нас оказалась в итоге выигрышной, хотя поначалу выглядела, честно скажу, угрожающей. Когда пандемия пошла на спад, люди начали возвращаться в центральную часть городов, освобождая периферию, и там образовался определенный запас прочности сети. В результате, сеть стала мощной и широкодоступной абонентам, как в центральных районах городов, так и в дачных массивах.
Кстати, именно благодаря этой стройке мы стали лидером по динамике развития сетевой инфраструктуры. Буквально на днях было опубликовано исследование ИАА TelecomDaily. По их подсчетам, Tele2 продемонстрировала наиболее высокие темпы ввода базовых станций в эксплуатацию за два года: 39,1 тысячи в 2020 году (+29%) и 31 тысяча в (+17,7%) в 2021 году. При этом мы вышли на второе место по их количеству в России – 206 тысяч. Сеть Tele2, которая вводила максимальное количество станций в 2019-2021 годах, получила преимущество на рынке, считают в TelecomDaily. С главным выводом я согласен полностью: чем "свежее" сеть, тем больше у нее запас прочности и тем меньше приходится прикладывать усилий для поддержания сети в хорошем состоянии.
Есть еще один момент. Дело в том, что наши коллеги запускали сети 4G в 2012-2014 годах. А мы строили ее несколько позже и запускали в 2016 году. Тогда технология уже была обкатана и востребована. Фактически мы строили сеть 4G, имея очень точный прогноз по трафику и нагрузкам. Поэтому сеть Tele2 в Кузбассе самая молодая и самая современная с точки зрения оборудования.

А еще, я думаю, всем будет интересно узнать о новинках сотовой связи. 

– Главная наша новинка – это передача голоса по сетям 4G. В этом году мы запустили в Кузбассе функцию VoLTE – звонки в 4G. Главный ее плюс – заметное улучшение качества голосовой связи. Кроме этого, она обеспечивает чистый звук, высокую четкость речи, быстрый дозвон. А еще при использовании VoLTE можно одновременно разговаривать и "сидеть" в интернете. 
VoLTE популярна среди наших кузбасских абонентов. Мы изучили динамику распространения этой технологии в регионе и выяснили, что с марта 2022 года по настоящий день трафик вырос на 11%. Услугой пользуются по всему Кузбассу, но пока больше всего она востребована в Кемерове, Новокузнецке и Прокопьевске. Чтобы начать пользоваться VoLTE, необходимо просто активировать ее в настройках телефона. Эту функцию поддерживают большинство смартфонов. Мы рассчитываем, что значительная часть голоса скоро тоже "уйдет" в 4G, как это сделал трафик мобильного интернета.

Недавно появилась информация, что главный радиочастотный центр проводил исследование качества связи в столице Кузбасса. Илья, что это исследование говорит о результатах работы Tele2? Вы ими довольны?

– Да, мы довольны. Порадовал и результат, и динамика прогресса в части качества связи. Если говорить о мобильном интернете, то наша компания лидирует по ключевому показателю: средней скорости передачи данных от базовой станции к абоненту. Это значит, что у абонентов Tele2 лучшая скорость на скачивании – быстрее грузится видео, меньше прерываний, быстрее буферизация, меньше ожидание реакций приложений и так далее. Кроме этого, доля неуспешных сессий по протоколу "http" у нас минимальная – всего 0,2%. Это в десять раз меньше, чем у ближайшего конкурента. Чтобы вы понимали, чем ниже этот показатель, тем меньше сбоев при использовании мобильного интернета. 
До этого главный радиочастотный центр проводил тестирование в 2019 году, то есть три года назад. За это время мы улучшили все показатели, связанные с мобильным интернетом: на 37% увеличили скорость на скачивание, на 19% – скорость на отправку, в 7 раз сократили долю неуспешных сессий. Добиваясь такого прогресса, с 2019 по 2022 годы мы увеличили сеть на 35% в Кемерове. А на сотнях базовых станций мы модернизировали технологии 4G.

Долгое время по-настоящему больной темой была связь в садовых некоммерческих товариществах (СНТ), дачных поселках. Как с этим обстоят дела сегодня, учитывая, что в разгаре лето – сезон огородов и отдыха за городом?
Заметно лучше, чем пару лет назад. Tele2 за год улучшила покрытие более чем в трех десятках садовых товариществ и дачных поселков рядом с крупными городами Кузбасса – Кемеровом и Новокузнецком. Мы работали и с городским частным сектором.
Если на конкретных примерах, то в Кемерове улучшили связь на Геологоразведке Заводского района, в микрорайонах и садовых товариществах рядом с Серебряным бором, в деревне Мозжуха, примыкающей к Кировскому району. В Новокузнецке покрытие улучшили в СНТ близ села Атаманово: "Зеленые Бережки", "Водолей", "Голубая лагуна", "Островок", "Сосновый бор" и других. Провели работу на территории СНТ в районе ж/д станции "111 км": "Цементник-2", "Искра", "Химик-Органика", "Гипромезовец", "Кроликовод"; в ДНТ "Луч" рядом с ж/д станцией "Карлык".
Недавно мы проанализировали потребление мобильного интернета на дачах близ Кемерова и Новокузнецка. Оказалось, что за год (май к маю) трафик здесь вырос более чем в два раза. Мы выяснили, что в среднем один дачник использует не менее трех гигабайт интернета в день. Это как если бы вы посмотрели двухчасовой фильм в HD и плюсом прослушали шесть часов музыки онлайн. Три гигабайта в день – это прилично. При этом нам удается сохранить для клиентов привычно хорошую скорость. И это все благодаря развитию сети, о которой мы сегодня уже много сказали. Сейчас средняя скорость мобильного интернета Tele2 на дачных участках больше 12 Мбит/с. Это позволяет смотреть видео на любых платформах, совершать видео-звонки и слушать музыку в Сети.

Илья, давайте напоследок попробуем заглянуть в будущее, чего нам от него ждать?

– Интересный вопрос. Последние годы для всех стали испытанием. Но, если говорить о Tele2, мало того, что мы выстояли, так еще и окрепли. Связь нужна людям всегда и везде. Цель Tele2 – сделать так, чтобы у всех кузбассовцев была стабильная связь, быстрый интернет и качественный сервис. Очевидно, что в ближайшие годы мобильный интернет останется самой востребованной услугой в телеком-сегменте. И его потребление продолжит расти. Поэтому продолжим развивать покрытие, держать на уровне скорость мобильного интернета. Я не скажу, что это просто, но пока у нас все получается.

Фото: Tele2
Комментарии для сайта Cackle