Интервью с основателями Goodline: о дружбе, мечтах детства и первой компьютерной сети

В этом году интернет-провайдер Кузбасса Goodline отметил 20 лет со дня основания. Сегодня это пример отличного сервиса, более 800 сотрудников по всему региону, высокоскоростной интернет и широкий ряд сопутствующих услуг: от ТВ-приставки до камер видеонаблюдения.

Но история Goodline началась не 20 лет назад, а намного раньше…Основатели компании Роман Жаворонков и Дмитрий Осипов дружат с первого класса. У обоих были собаки, долгие прогулки с которыми зачастую заканчивались обсуждением какого-нибудь грандиозного плана: например, собрать настоящего робота или написать собственную игру-бестселлер. Тогда у них не было бизнес-плана, капитала, нужных знаний и цели заработать. Зато были два компьютера, любимая игра и непреодолимое желание играть в нее "по сетке" друг с другом.

Расстояние между домами Ромы и Димы составляло около 300 метров, а длина стандартного по тем временам интернет-кабеля была в десятки раз меньше. О том, как решали эту и другие задачи на пути к мечте, рассказали в уникальном интервью сами основатели.

Во что играли на своих первых компьютерах?

Роман: В 1991 году мама купила мне компьютер "Байт" – такой моноблок, у которого под клавиатурой находился процессор. К нему подключал обыкновенный домашний магнитофон, через кассеты качал игры, а изображение выводил на телевизор. Играли в Doom, Quake, Starcraft.

Дмитрий: Когда у обоих появились современные компьютеры на базе х86, начали таскать их друг к другу, чтобы вместе поиграть в Doom или Quake. Такие здоровые, пузатые мониторы были, тяжелые, но нас это не останавливало. Играть могли сутками, пока родители не разгонят.

«Прятали кабель под стекловату, чтобы никто не нашел»

Как двум школьникам удалось решить проблему с большим расстоянием между квартирами?

Дмитрий: Нам нужен был длинный, очень длинный кабель. Рома через двоюродного брата нашел такой, нам его отправили поездом из Москвы, мы вместе ходили его встречать. Потом понадобился обжимной инструмент, его нашли в Кемерово. Помню, как отдали за него последние деньги и домой пришлось идти пешком... Он казался нам настолько ценным, что несли его по очереди. Передавали друг другу, как трофей.

Роман: 300 метров все еще было слишком большой цифрой, и мы решили подцепить к нашей сети знакомых, которые жили рядом. Так появились первые узлы переприема, и спустя какое-то время мы "дотянулись" друг до друга. Это были, получается, наши первые абоненты – парни со двора. В итоге наша сеть раскинулась уже на 7-8 домов.

Дмитрий: Кабель прокладывали с дома на дом, по чердакам. Тогда он казался нам очень ценным, и пришлось прятать его под стекловату, чтобы никто не нашел…

Кто платил за трафик?

Роман: У нас было где-то 25 абонентов, делили расходы на интернет. Мы с Димой как-то умудрились написать свой биллинг (сбор информации о трафике, выставление счетов, обработка платежей).

Первый файлообменник на подоконнике

Для чего еще использовали сеть?

Дмитрий: Тогда считалось хорошим тоном открыть какую-то папку на компьютере для других пользователей сети. Позднее у нас появился третий компьютер, который работал круглосуточно и предоставлял доступ к тысячам файлов. Стоял у Ромы на подоконнике. Мы заказывали из Москвы жесткие диски, заполненные фильмами, музыкой, играми. И подключали их к нашему файлообменнику, чтобы друзья могли пользоваться.

Как вы шагнули в сторону бизнеса?

Роман: Начали ставить небольшие ящики в подъездах, все, что было, вкладывали в развитие сети. Но прогнозов никаких не давали, к прибыли не стремились, мы просто горели этим делом. Договорились с телефонным оператором, они предоставили нам выделенную линию интернета. Так появился стабильный канал.

«Весело-задорно куда-то гребем»

Параллельно с вами создавались другие провайдеры, но далеко не всем удалось продержаться на рынке, а Goodline не только остался, но и стал лидером. Почему?

Дмитрий: Мы все были в равных условиях, но не все наши конкуренты верили, что когда-то потребуется высокая скорость соединения. А мы верили, поэтому работали дальше. Первую прибыль тратили не на себя, а возвращали в бизнес, модернизировали. Постоянно учились, ездили по регионам, перенимали опыт. Жили на работе, потому что оба этим горели, через все проходили вместе.

Роман: Тогда развитие любого бизнеса определялось азартностью. Нужно было не делать правильно, а просто делать: увлеченно, с интересом, азартом. Без целей, без задач, без стратегий, а весело-задорно куда-то гребем. И пока тебе интересно это, пока ты хочешь привносить что-то новое, ты держишься. И это новое неисчерпаемо: мы до сих пор в постоянном поиске лучших решений.

Расскажите про одно из последних нововведений в Goodline?

Роман: Например, LEAN (концепция управления компанией, основанная на постоянном стремлении предприятия к устранению всех видов потерь). 20 лет назад такого понятия даже не существовало, а теперь это какая-то магия высокого уровня.

И последнее. Чем Goodline отличается от других провайдеров?

Роман: Тем, что до сих пор ничего не изменилось: мы с тем же азартом ищем новое, испытываем глубокий интерес к тому, чем занимаемся. При этом сами себе задаем стандарты качества, которым следуем. Раньше рынок был другим, можно было делать плохо и нормально жить. А сейчас требований больше, одного интернета недостаточно, нужен сервис, классные решения. Сейчас у нас есть высокая планка, и мы ее держим.

К своему двадцатилетию провайдер опубликовал манифест, в основу которого легли слова и мысли всех причастных к компании: абонентов, сотрудников и основателей. В небольшом видео Goodline описал главные ценности и принципы компании, благодаря которым провайдер уже несколько лет является лидером интернет-рынка Кузбасса.

 общество Облако тегов
Комментарии для сайта Cackle