Жизнь древнего человека: пять удивительных открытий генетиков

Исследование человеческих генов позволяет не только развиваться медицине, но и узнавать много нового о нашей истории. Какие теории родились у современных ученых относительно происхождения людей, узнайте далее.

Появление первой одежды

О том, когда люди впервые придумали одежду, нам рассказала ДНК вовсе не человека, но его верных спутников – вшей. Интересное открытие в этой области сделал антрополог из Лейпцига Марк Стоункинг. Когда люди утратили "шерстяной" покров, вшам ничего не оставалось, кроме как сократить ареал своего обитания – переселиться на голову, где еще сохранились волосы. Расширить его вновь эти мелкие паразиты смогли лишь тогда, когда у людей появилась одежда. Для этого насекомым пришлось эволюционировать и отрастить себе коготки, помогающие цепляться за нити. Стоункинг собрал образцы вшей со всего мира и, проведя множество исследований, выяснил, когда произошла эта мутация. Выяснилось, что событие состоялось около 72 тысяч лет назад: именно тогда люди стали массово прикрывать наготу настоящей одеждой.

Подобные исследования проводили и американские ученые из Флориды, тем не менее у них получилась другая дата. Они сочли, что первая одежда появилась около 170 тысяч лет назад.

Потеря волосяного покрова

Прикрыть тело одеждой, дабы защитить его от воздействий окружающей среды, а также соблюсти новые нормы морали, наши предки решили сразу после того, как утратили волосяной покров. До сих пор до конца не ясно, что за события стали причиной такого резкого облысения. Основным мотивом считается необходимость более активного потоотделения в условиях потепления и общего улучшения климатических условий.

Однако приматы, считающиеся нашим близкими родственниками, не облысели, несмотря на то, что обитали в аналогичных условиях. Исследователи считают, что разгадка кроется в наличии у человека меланокортина – пигмента, обеспечивающего темный тон кожи и помогающего защититься от агрессивных ультрафиолетовых лучей. Он начал активно вырабатываться у наших предков в связи все с тем же потеплением. По подсчетам ученых, это произошло порядка 1,2 миллиона лет назад. Колыбелью человечества, как известно, стала Африка, где и закрепился "безволосый ген". Постепенно люди покинули пределы материка, и тогда он снова мутировал, дабы кожа стала более восприимчивой к солнечным лучам, а мы смогли получать витамин D.

Почему человек сохранил шевелюру

Человеческое тело утратило плотный волосяной покров, однако нам повезло сохранить шевелюру, которой нет ни у одной человекообразной обезьяны. Следует отметить, что шерсть у приматов растет по несколько недель, затем выпадает и начинает отрастать заново. Такой цикл повторяется до конца жизни животных. Поэтому, тот факт, что у нас волосы могут расти годами, становится еще более удивительным.

В научной среде доминирует мнение, что без волос нам было никак не защитить уязвимое темечко от ультрафиолета. Кроме того, вмешался половой отбор: наши предки выбирали пару исходя из густоты шевелюры избранника. Исследования позволили выяснить, что кератин (белок, из которого строится волос) производится под влиянием трех уникальных генетических кодов, которые у человека и обезьян полностью совпадают. Тем не менее, если у приматов отлично функционируют все три из них, у человека один "отключен": именно это позволяет нам не повторять заложенный природой цикл линьки. Считается, что искомый ген прекратил функционировать около 200 тысяч лет назад.

Появление речи

В 1990 году в Англии предметом исследований генетиков стала необычная семья, члены которой имели потомственное расстройство речи, проявившееся в трех поколениях. В течение многих лет ученые изучали ДНК особенных родственников и выявили порядка 70 генов, которые могли служить причиной нарушений. В результате виновник был найден: им оказался FOXP2 – ген, мутация которого и привела к таким серьезным последствиям.

Этот ген можно назвать очень древним и распространенным: он есть не только у людей, но и у шимпанзе и даже мышей. Правда, у всех носителей он слегка отличается. Тем не менее внутри вида модификации FOXP2 не разнятся, если его представители здоровы. Ученые установили, что последнюю версию этого генетического кода люди получили порядка 200 тысяч лет назад. Считается, что именно тогда мы и овладели навыком, который вывел нас из пещер и привел во многоэтажки, – речью.

Человек-садовник

Известно, что человек начал вести оседлый образ жизни не сразу: преодолев этот рубеж, мы максимально приблизились к той версии себя, которая существует и поныне. Когда произошло это знаменательное событие, людям помогли выяснить гены самих растений.

К примеру, исследования пшеницы однозернянки показали, что ее эволюция из дикого растения в культурное произошла в одном конкретном месте, а вовсе по всему ареалу обитания человека. Ученые из Института исследований селекции растений имени Макса Планка изучили почти 1 400 образцов однозернянки с Ближнего Востока и нашли наиболее близкий к древнему вид, произрастающий в горах Караджаг на юго-востоке Турции. Считается, что именно там впервые и был "одомашнен" этот уникальный злак и произошло это порядка 9-13 тысяч лет назад.

Деятельность ученых позволяет не только проливать свет на нашу историю, но и творить ее ради светлого будущего. Об изобретениях, которым суждено спасти нашу планету, читайте тут.

Фото: pixabay.com