По образу и подобию: откуда в детях берутся агрессия и жестокость

Родителям бывает очень сложно поверить, что их во всех отношениях положительный ребенок, который дома только улыбается, в школе может оказаться самым настоящим агрессором, участвующим в травле других учеников. Что заставляет детей вести себя подобным образом, рассказываем в этом материале.

Эксперимент по переносу агрессии

Знаменитый канадский психолог Альберт Бандура в 1961 году вместе со своими коллегами поставил один из самых знаменитых психологических экспериментов. Целью тестирования стало установление взаимосвязи между поведением взрослых и детей. Для участия в нем отобрали ребят из детского сада, организованного при Стэнфордском университете. Возраст детей составлял от 3,5 до 5,5 лет. Также в тесте задействовали троих ученых, один из которых являлся наблюдателем, а двое других – моделями.

Юных участников эксперимента поделили на несколько групп, большая часть которых активно участвовала. Одну оставили контрольной: ей в ходе эксперимента не демонстрировалось ничего. "Активным" же группам показывали агрессивную и неагрессивную модели поведения взрослых.

Кукла Бобо и три комнаты

Специально для этого опыта доктором Бандурой была создана кукла Бобо – надувная ростовая фигурка, оснащенная утяжелителем, позволявшим ей как стоять, так и находиться в наклонном положении. Разместили Бобо в комнате, снабженной зеркалами, позволяющими вести внешнее наблюдение, но не дающими находящимся в комнате людям видеть то, что происходит вокруг. Саму комнату поделили на две зоны: в одной находились бесчисленные детские игрушки, во второй – надувная кукла, игрушечный молоток и конструкторы.

Как только все было готово, детей начали приводить в комнату поодиночке, сообщая, что они могут находиться только в той ее части, где лежат игрушки. Вторая половина – для взрослых, туда заходить запрещено. Пока малыши увлеченно возились с игровым ассортиментом экспериментальной площадки, во вторую часть комнаты заходил взрослый. Если демонстрировалась неагрессивная модель поведения, то он начинал собирать конструктор. В случае, когда целью становилась агрессия, человек откладывал кубики в сторону и начинал лупить Бобо игрушечным молотком. Избиения сопровождались различными высказываниями нейтрального и агрессивного характеров.

Дети видели каждое действие взрослого. В течение 10 минут они наблюдали представление, а затем их выводили из помещения и приводили в другую игровую комнату. Через несколько минут ребенок осваивался в новом пространстве и вновь начинал играть, но тут приходил взрослый и запрещал ему это делать, сообщая, что скоро сюда придут другие малыши и эти игрушки для них. Подопытному говорили, что скоро его проводят в комнату к ростовой кукле, где он сможет развлекаться, не отвлекаясь. Таким образом, в детском уме искусственно стимулировалось агрессивное поведение.

Гипотезы доктора Бандуры

В ходе своего эксперимента доктор Бандура желал подтвердить ряд различных гипотез, так или иначе доказывающих, что агрессия не рождается в детях из ниоткуда, а такие ее проявления, как беспричинная злость и, например, травля одноклассников в школе, являются результатом копирования поведения взрослых. Так, он подозревал, что малыши, которые видели выражение злости со стороны совершеннолетних участников эксперимента, направленное против Бобо, сами будут вести себя агрессивно, в отличие от их товарищей, которые наблюдали исключительно за играми с конструктором или вообще не посещали зеркальную комнату. Кроме того, психолог предполагал, что неагрессивное поведение со стороны взрослого сведет на нет негативные проявления характера у детей. Также он считал, что дети будут более восприимчивы к поведению взрослого, имеющего с ними одну половую принадлежность, и что в конечном итоге мальчики окажутся агрессивнее девочек.

Результаты эксперимента и его повторение

Анализируя итоги наблюдения за детьми, доктор Бандура смог подтвердить все свои гипотезы. Малыши, не видевшие, как взрослый обижает куклу, не поддались умышленному раздражению, а члены группы, при которых Бобо избивали молотком, сами хватались за игрушечное оружие и лупили куклу, не скупясь на обзывательства. При этом мальчики охаживали Бобо куда дольше и более изощренно.

Не желая останавливаться на достигнутом, спустя несколько лет Альберт Бандура повторил свой эксперимент, в этот раз отобрав для участия в нем детей от 3 до 7 лет. Девочек и мальчиков поделили на три группы: каждой демонстрировалось одно и то же видео с измывательствами над надувной куклой Бобо. При этом в конце одной из групп показали, как взрослого наказывают за такое поведение, другой – как его поощряют конфетами, третьей не демонстрировали ничего. Затем каждого из ребят оставили наедине с игрушкой и молотком, как и в первый раз.

Результаты наблюдения вновь подтвердили предположение психолога. Члены группы, видевшей поощрение агрессии, хорошенько избили Бобо. Дети, которым продемонстрировали наказание взрослого, вели себя сдержанно. Представители третьей группы проявляли агрессию к кукле, но уже менее старательно, чем представители первой. Итак, теория оказалась доказана в очередной раз: никто из людей не рождается плохим: агрессия внутри неокрепших умов порождается теми, кто должен быть для них главным примером – родителями или другими авторитетными взрослыми, с которыми малыши проводят время.

В ходе своего опыта Альберт Бандура использовал мягкие методы психологического воздействия на детей, тогда как некоторые его коллеги были готовы пойти на все, чтобы найти истину. Об ужасающих психологических экспериментах, проведенных над людьми, читайте тут.

Фото: unsplash.com
Комментарии для сайта Cackle