Жизнь в цифрах: Кузбасс продолжает больше умирать, разводиться и беднеть

Каждый год принято подводить итоги года минувшего. А самые наглядные – это статистика. Именно она показывает основные тренды жизни в регионе. Увы, но и в 2020 году Кузбасс не порадовал позитивной динамикой. Люди здесь чаще умирали, разводились и становились беднее. Об этих и прочих важных тенденциях читайте в статье корреспондента VSE42.Ru.

Не умерли, так уехали

Главный показатель благополучия любого региона, в том числе и Кемеровской области, – это рост или уменьшение численности населения. Именно количество людей, предпочитающих жить в конкретном месте, говорит о том, насколько им в нем комфортно, насколько их устраивают образование, медицинское обслуживание, экологическая и финансовая ситуации. Говоря иначе, в целом уверенность в завтрашнем дне.

Увы, но по этому ключевому показателю Кемеровской области похвастаться нечем. Уже на протяжении долгих лет в регионе, согласно данным Кемеровостата, фиксируется так называемый отрицательный прирост населения. Говоря проще, убыль. То есть люди, с одной стороны, умирают, а с другой – активно переезжают, как минимум, в другие регионы страны. Так, согласно последним озвученным данным кузбасских статистиков, общая численность населения на начало 2020 года составила 2 миллиона 657 тысяч 854 человека. Годом ранее этот показатель был зафиксирован на уровне 2 миллионов 674 тысяч 256 человек.

Таким образом, несложно посчитать, что всего за год численность населения Кемеровской области сократилась на 16 402 человека. Или на 0,72 процента. Что, справедливости ради, чуть меньше, чем в 2019 году, когда население Кузбасса сократилось на 0,77 процента.

Впрочем, по итоговым результатам минувших 12 месяцев 2020 года, возможно, данные оттока окажутся еще более позитивными – все из-за того же ковида. Но коронавирусная эпидемия не продолжится вечно, так что делать ставку на нее в плане сбережения населения, видимо, не стоит. Да и смертность от этой опасной инфекции – отдельная проблема, которая сказывается, скорее, не на миграции, а на так называемой естественной убыли – растущей смертности.

Кстати, о смертности. Тут совсем безрадостные цифры. Так, по данным за 10 месяцев 2020 года, смертность в Кемеровской области выросла сразу на 1744 человека, или на 5,4 процента – с 32 015 до 33 759 человек.

В этой связи стоит отметить, что значительный рост пандемии коронавируса в Кемеровской области продолжался и в ноябре-декабре прошлого года. А значит, итоговые данные, которые статистики озвучат, скорее всего, только весной, окажутся еще более печальными.

Расхожая фраза "бабы новых нарожают" применительно к Кузбассу, кстати, не работает. Так, согласно все тем же статистическим данным, в Кемеровской области зафиксировано резкое уменьшение числа родившихся – сразу почти на 8 процентов (7,63%), или минус 1557 человек. Таким образом, против 20 408 новорожденных за 10 месяцев 2019 года в Кузбассе в 2020 году за аналогичный период появился на свет всего 18 851 младенец.

Итого, только за счет увеличившегося разрыва между уровнем смертности и рождаемости Кемеровская область с января по октябрь 2020 года потеряла 3331 возможную человеческую жизнь. Соответственно, как несложно понять, остальная часть сокращения численности населения региона (разумеется, без учета нерожденных детей) – это выезд людей за пределы региона. То есть 14 658 кузбассовцев решили попытать счастье в другом российском регионе или, быть может, в другой стране.

«Холостой» Кузбасс

Еще один знаковый показатель, который имеет для численности населения Кемеровской области крайне важное значение уже в ближайшей перспективе, – это количество заключаемых браков. Однако и здесь радоваться нечему. Так, если за десять месяцев 2019 года в регионе появилось 13 719 семей, то годом позднее – всего 11 564. Или на 2155 человек меньше. Таким образом, в процентном соотношении, доля "брачующихся" в Кемеровской области только за год сократилась на 15,71 процента.

Радует, что на фоне резкого падения количества браков снизилось и количество разводов. Если за 10 месяцев 2019 года кузбассовцы разводились 9508 раз, то годом позднее – 8603 раза. Сокращение составило 9,52 процента, или, в абсолютных цифрах, 905 разводов.

В данной ситуации особое внимание, пожалуй, стоит обратить на то, что на фоне стремительно сокращающихся свадеб и куда менее стремительно сокращающихся разводов, кузбассовцы активно продолжают "холостеть". Возможно, это стоит связывать отчасти с тем, что новая генерация жителей региона не стремится связывать себя ненужными им обязательствами. В том числе из-за того, что часть из них просто покидает регион. А значит, не видит смысла обрастать здесь семейными корнями.

И еще немного о "перетоках". Все-таки миграция населения – это один из основных факторов, влияющих на численность любого региона. В этом смысле миграционные данные статистиков только добавляют пессимизма. Так, по данным все за те же 10 месяцев 2020 года, в Кемеровскую область прибыли 51 тысяча 413 человек, а покинули наш родной регион – 53 тысячи 629 человек. Таким образом, размер эмиграции (выезда) превысил иммиграцию (въезд) на 2216 человек.

Сам по себе факт преобладания эмиграционных потоков – это минус для региональной демографии. Однако этот минус, увы, не единственный. Суть в том, что годом ранее за это же время размер эмиграции в Кузбассе так же превышал размер иммиграции. Однако в 2020 году этот разрыв еще и увеличился. 1857 человек против названных выше 2216 человек.

«Недопотребленные»

Когда в кошельках кузбассовцев становится больше рублей – это, разумеется, радует. Правда, в данной ситуации имеет значение не только сам факт увеличения количества рублей, но и темпы этого роста. В том смысле, что говорить о росте благосостояния среднестатистического жителя региона можно только в том случае, если его доходы хоть ненамного обгоняют инфляцию.

По последним имеющимся статистическим данным, в октябре 2020 года "средняя начисленная заработная плата работников организаций (включая малые предприятия)" составила 42 тысячи 451 рубль. Годом ранее этот показатель составлял 41 531 рубль. Соответственно, рост зафиксирован на уровне 920 рублей, или 2,17 процента.

Несложно догадаться, что уровень даже официальной инфляции за это время был куда выше, так что говорить о реальном росте доходов кузбассовцев не приходится.

Так, согласно данным кемеровских статистиков, реальные доходы жителей региона падали в течение года неравномерно – со своими пиками и сглаживаниями. Например, в первом квартале 2020 года было зафиксировано тотальное обеднение населения, когда денежные доходы упали (в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года) сразу на 17,5 процента. Затем произошла коррекция, и в итоге в третьем квартале падение составило 0,9 процента.

В настоящее время итоговые данные по всем двенадцати месяцам еще не опубликованы, но можно предположить, что окончательные данные будут приблизительно такими же.

Если же говорить о такой статье статучета, как "реальные денежные доходы", то здесь ситуация еще хуже. Например, первый квартал показал падение 18,8 процента, а третий – 1,1 процента.

В этой связи стоит обратить внимание на такую статью статотчетности, как "потребительские расходы". Они, как можно предположить, так или иначе должны соотноситься с доходами. Однако это не аксиома. Потому, например, что человек может часть прошлых доходов откладывать и тратить их в "черный день". Примерно такая картина, судя по всему, и наблюдается в третьем квартале 2020 года. При упоминавшемся выше падении доходов на 0,9 процента статистики зафиксировали рост потребительских расходов. Он составил 12,2 процента. При этом в первом и втором кварталах – 90,9 и 90,1 процента соответственно. То есть кузбассовцы откровенно "недопотребляли" в сравнении с предыдущим, 2019 годом.

И, наконец, "реально располагаемые денежные доходы". По сути, эта статья отчетности показывает (или должна показывать) максимально приближенную к финансовой реальности ситуацию. Как бы то ни было, согласно этому параметру, падение доходов жителей Кемеровской области в третьем квартале – 3,2 процента, или 96,8 процента к уровню 2019 года.

Одновременно с падением реальных доходов населения выросли расходы на оплату обязательных платежей и взносов. Если в третьем квартале 2019 года кузбассовцы вынуждены были отдавать 14,9 процента от всех доходов, то в это же время 2020 года – уже 15,7 процента. То есть обязательная доля расходов выросла почти на процент.

Соответственно, кузбассовцы были вынуждены сократить – причем достаточно существенно – расходы на "необязательную" "покупку товаров и оплату услуг". Так, в третьем квартале 2019 года доля этих расходов составляла 79,4 процента. В третьем квартале 2020 года эта доля сократилась – 76,7 процента, или на 2,7 процентных пункта. Если добавить к этому рост цен на сами продукты и услуги, то в натуральном выражении объемы потребления уменьшились куда более значительно.

Горький сахар

От хлеба насущного – численность населения, рождаемость и смертность, эмиграция и иммиграция, доходы и расходы – перейдем к менее явным, быть может, трендам, которые тем не менее имеют значение для жизни региона в целом.

Среди таковых, например, научная деятельность. Это та важная составляющая, которая позволяет развиваться региону в целом и аккумулировать, что называется, "лучших людей". К сожалению, актуальных статистических данных Кемеровостат пока не опубликовал. Из того, что есть в официальной отчетности, – показатели за 2019 год. Однако их, как видится, вполне достаточно, чтобы понять доминирующие тенденции.

Итак, в 2019 году общая численность кузбасских аспирантов составляла 545 человек, а годом ранее – 600 человек. То есть всего за год снижение этого важного для научной деятельности показателя составило почти 10 процентов.

Но вернемся к более земным проблемам. Например, "основным экономическим и социальным показателям". В том числе к одному из основных показателей экономического благополучия региона в целом – индексу промышленного производства. По данным за 10 месяцев 2020 года, он, увы, существенно снизился – на 4,1 процента. Притом что годом ранее был пусть и небольшой, но все-таки рост – на 2,3 процента.

Если пойти "по отраслям", то здесь ситуация складывалась по-разному. Например, грузооборот автомобильного транспорта за тот же период сократился на 4 процента, оборот розничной торговли – на 2,4 процента, объем платных услуг населению – на 13,1 процента. Зато на всем этом далеко не позитивном экономическом фоне (и с доходами населения в частности) индекс потребительских цен вырос на 3,1 процента.

Кстати, на декабрь 2020 года среди рекордсменов по росту цен стало подсолнечное масло (с чем боролся чуть ли не сам президент страны). Его цена увеличилась, если верить официальным статданным, на 32,86 процента в сравнении с декабрем 2019 года.

"Масло и жиры" за год выросли на 14,59 процента, "консервы рыбные натуральные и с добавлением масла, 350 г" – на 15,03 процента, рыбопродукты в целом – на 6 процентов, а вот икра лососевых рыб взлетела сразу на 32,62 процента. Любое снижение цены на этом фоне выглядит совершенно неожиданно, а потому особенно радостно. Так, например, мороженые кальмары, как утверждают кемеровские статистики, подешевели на 10,71 процента. Но это, разумеется, исключение из общей тенденции "удорожания всего".

В этой связи нельзя обойти еще один топовый товар в потребительской корзине кузбассовцев – сахар-песок. С декабря 2019 года по декабрь 2020 года он подорожал на 52,14 процента. Или более чем в 1,5 раза.

Ну и, в завершение о росте цен, еще один "топчик" – "крупа гречневая-ядрица". Теперь любителям гречневой каши придется выложить на 37,57 процента больше, чем годом ранее.

Вместо итогов: доходы кузбассовцев стали меньше, расходы – больше, жизнь – дороже, индексы промышленного производства упали, ученых стало меньше, население сократилось, в том числе частично умерло, частично уехало. Но Кузбасс продолжает жить. А значит, надежда остается всегда. По крайней мере, для тех, кто решил остаться здесь, жениться, работать, рожать детей и… надеяться.

Фото: VSE42.Ru
Автор: Игорь Рожков
Комментарии для сайта Cackle