Как бизнесу экономить на электроэнергии?

Мода на разумное использование энергоресурсов все прочнее входит в нашу жизнь. Несмотря на сравнительно невысокую стоимость той же электроэнергии (в сравнении с Европой или США), люди все больше задумываются об экономии. Это справедливо как для домохозяйств, так и для бизнеса. Но что, если рациональное потребление способно не только снизить личные затраты, но и глобально повлиять на рыночную цену кВт.ч? Механизм ценозависимого снижения потребления (ЦЗСП, по-английски – Demand Response, DR) дает такую возможность. Что это такое и какие перспективы открываются перед кузбасскими предпринимателями, рассказала директор по работе на оптовом рынке электроэнергии ПАО "Кузбассэнергосбыт" Евгения Баклан.

Во-первых, хотелось бы понять: что такое механизм управления спросом и как это работает?

– Принцип действия довольно прост. Если цены на электроэнергию для населения фиксированные и устанавливаются региональной энергетической комиссией, то для юридических лиц они формируются в рыночных условиях. Притом весомая доля приходится на стоимость покупки электроэнергии у электростанций. Пока спрос на электроэнергию небольшой, его способны закрыть эффективные генераторы, в первую очередь, ГЭС (гидроэлектростанция). Но в пиковые часы потребления их мощностей не хватает, и приходится привлекать энергоблоки, у которых стоимость кВт.ч значительно выше. Как следствие, цена на электроэнергию резко увеличивается. Суть ЦЗСП в том, чтобы держать спрос в тех пределах, когда с ним справляется эффективная генерация. Самый простой способ это сделать – снизить потребление в пиковые часы нагрузки.

Какую роль в этом механизме играете вы?

– Компания "Кузбассэнергосбыт" в данном случае выступает агрегатором – посредником между Системным оператором единой энергосистемы и потребителем. Чтобы снижение потребления было эффективным и действительно влияло на рынок, оно должно происходить в часы, определенные Системным оператором. Если на оптовом рынке, где все участники ­– крупные потребители, взаимодействие может происходить напрямую, то розничный рынок предполагает большое количество предприятий со сравнительно невысоким потреблением. В этом случае необходим такой посредник, как мы. Во-первых, это избавит наших клиентов от необходимости вникать в тонкости работы на оптовом рынке, во-вторых, обеспечит большую синхронность функционирования механизма, а значит, и лучшую трансляцию экономического эффекта.

Раз уж вы заговорили об экономическом эффекте, то насколько выгодно ЦЗСП для потребителей?

– Помимо того, что участники смогут экономить за счет уменьшения цены на электроэнергию при условии выполнения всех обязательств по разгрузке, их ждет денежное вознаграждение. Его величина зависит от разных факторов, но может достигать цены покупки мощности на оптовом рынке. И все это вполне реальные вещи. На сегодняшний день уже запущен пилотный проект, который должен подготовить всех участников к "промышленному" внедрению DR. Надо сказать, что даже на этом этапе результаты есть. В январе удалось добиться максимального часового снижения цены на 1,8%. Если говорить о наших потребителях, то свой вклад в это внес "Ледовый дворец". За январь он успешно разгрузился 5 раз.

Требования для участия в управлении спросом:

  • Возможность на 2 или 4 часа до 5 раз в месяц снижать потребление любым способом (например, с помощью накопителей энергии, генерирующих мощностей потребителя или перераспределения нагрузки во времени).
  • Наличие интервальных приборов учета.
  • Наличие актуальных документов, подтверждающих допуск в эксплуатацию приборов учета (акт осмотра/допуска/замены ПУ) и балансовой принадлежности (АРБП/АТП).
А кто может стать участником пилотного проекта?

– Основных критерия два: наличие счетчика, позволяющего вести почасовой учет электропотребления, и способность предприятия разгрузиться в любое время при поступлении соответствующих сигналов рынка. Что касается второго пункта, то существует несколько типичных технологий разгрузки. Например, временное отключение освещения с вентиляцией или манипуляции с термостатами и кондиционированием. Более подробный список возможных технологий есть у нас на сайте кузбассэнергосбыт.рф. Там же можно заполнить анкету участника проекта. Хочу подчеркнуть, что сейчас лучшее время, чтобы принять участие в "пилоте". Поскольку механизм работает в тестовом режиме, не действуют штрафные санкции за невыполнение разгрузок. Поэтому сегодня любое предприятие может попробовать на себе механизм управления спросом и понять, подходит ли ему такой способ экономии. Никаких рисков нет.

Каковы же все-таки перспективы данного механизма при запуске целевой программы?

– Уже сейчас ЦЗСП дает обнадеживающие результаты. Далее вопрос в расширении состава участников. Ведь чем больше потребителей вместе удастся собрать агрегатору, тем более существенным будет их влияние на рыночные цены, а величина необходимой разгрузки каждого отдельного предприятия меньше. Надо понимать, что сегодня в России это новинка и очень малое количество розничных потребителей успели "распробовать" все преимущества управления спросом. Чуть больше интереса проявляет европейская часть России.

Можете привести конкретные цифры?

– Конечно. На сегодняшний день в Сибири отбор прошли менее трех десятков потребителей, готовых разгрузиться суммарно на 32 МВт. В тоже время в I ценовой зоне (европейская часть России) количество участников перевалило за 100, а их общая разгрузка составляет почти 200 МВт. Причем участниками проекта становятся не только такие крупные компании, как "Камаз" или "Лукойл", но и предприятия поменьше: отели, кондитерские фабрики, тепличные хозяйства, шахты – все то, что есть и в Кузбассе. Еще более нагляден опыт зарубежных коллег, где DR функционирует уже не первый год. Там отдельные агрегаторы объединяют до 8 тысяч потребителей, управляя несколькими ГВт электроэнергии. Несложно посчитать, что, если каждый из их "подопечных" снизит свое потребление на 100 кВт на пару часов, нагрузка на энергосистему уменьшится на 800 МВт. Единственное, что отделяет нас от этих цифр, – масштаб вовлеченности потребителей.

И когда, по-вашему, это произойдет?

– Такой прогноз я дать не смогу. Однако уже сейчас понятно, что за механизмом ЦЗСП – будущее розничного рынка электроэнергии. И сегодня у наших потребителей есть уникальная возможность стать частью этого процесса раньше других и начать получать все преимущества управления спросом. Я искренне надеюсь, что как можно больше наших клиентов осознают это и вместе с нами сделают шаг вперед.

Фото: ПАО «Кузбассэнергосбыт»
Облако тегов
Комментарии для сайта Cackle