Первое апреля – это ведь не только День дурака да глупые розыгрыши. Это еще и начало призывной кампании в Вооруженные Силы – и вот тут, товарищи, уже не до шуток. Всего в этом году армейские ряды должны пополнить 154 тысячи человек – такова цифра по России в целом.
Ну, а конкретно у нас в Кузбассе она, ясное дело, поскромнее – около трех тысяч человек, количество для последних лет, в общем, уже стандартное. Продлится призыв три с половиной месяца, аккурат до 15 июля, когда «дверца захлопнется» - кто не успел, тот опоздал.
Коридоры военкоматов ломиться от желающих пойти отслужить не будут – мы это все прекрасно понимаем. У всех потенциальных призывников (товарищей мужского пола от 18 до 27 лет включительно) отношение к необходимости провести «год в сапогах» совершенно разное. Кто-то действительно хочет отслужить, кто-то не хочет, но понимает, что надо, а у кого-то вообще военная кафедра в вузе имеется, так что быть ему офицером (пусть, скорее всего, и запаса).
Но есть и такие, которые не хотят совсем. Ну, вот такие вот идейные – вера не позволяет или там убеждения всякие. Главным образом, такие – не хочется год терять, да еще и не в слишком приятной обстановке. Не сахар военная служба – и это мы знаем, хотя часто и теоретически, потому как сами с «армейкой» дел не имели…
Короче говоря, такой вот знакомый, который «ну совсем не хочет», есть почти у каждого из нас. И мечтает он лишь об одном – как бы «откосить». Ладно, сформулируем более цивилизованно – как избежать военного призыва. И сразу же скажем – статья эта вовсе не о том, как данной мечты половчее добиться. Хотя бы потому, что обстоятельства у всех разные и единого рецепта тут не существует.
Правда, вас, товарищи призывнички, будут уверять и в обратном – не секрет, сколько плодится в интернете и в социальных сетях, в частности, объявлений наподобие «стопроцентно помогу уйти от призыва». А с 1 апреля плодиться начали они вообще с утроенной силой, и уж здесь правду ото лжи отличить непросто.
Могут это быть и квалифицированные юристы, идущие насквозь законным путем, а могут и более-менее откровенные мошенники, подкарауливающие «лопушил». Или, как вариант, так называемые посредники – ну, мы ведь все люди взрослые, примерно представляем, как можно гарантированно не пойти в армию. Правильно - «занести» кому надо. Коррупция она такая - «эту песню не задушишь, не убьешь».
Боязно «заносить»? Не хочешь плодить коррупцию? Уверен, что и законным путем сможешь избежать призыва. Тогда тебе, дружок, следует запастись терпением. И бумажками, коих необходимо много. По «морально-этическим» соображениям (то самое нестандартное мировоззрение или вероисповедание) освободить от армии, наверное, могут, но это такая экзотика, что отдельно о ней и говорить не стоит.
Так что освобождают обычно «по болячкам». Болячки эти могут быть самые разные – например, зрение плохое, сколиоз или же плоскостопие. Но тут опять-таки есть варианты, тем более что требования медицинских врачей к своим пациентам-призывникам потихоньку ужесточаются – есть подобная тенденция.
Чтобы не быть голословным: с января нынешнего года вступили в силу очередные правила на сей счет. Скажем, раньше с плоскостопием второй степени давали категорию «негодности» - и человек в армию уже не шел. А теперь, скорее всего, пойдет, поскольку вторая степень ныне подпадает уже под категорию «ограниченной годности».
Меж тем, именно болезни опорно-двигательного аппарата и являются самыми популярными для тех, кто желает избежать службы – проще говоря, именно из-за них чаще всего от армии и освобождают, такова статистика. Ну, еще из-за гипертонии и плохого зрения, но в последнем случае зрение должно быть и впрямь прескверным – никак не меньше -6 диоптрий, а это уже лютая близорукость.
Так или иначе, но так вот запросто освобождают «по медицине» далеко не всех, кто этого жаждет. И вот здесь уже начинаются варианты, да такие разные, что дух захватывает. Ну, «занести» - это понятно, однако такими вот вещами дело не ограничивается. «Самострел» тоже ведь никто не отменял – вплоть до взрезанных вен с перспективой «катапультироваться» в психиатрическую лечебницу и прочих подобных прелестей.
- Был у нас один клиент – парень, который решил пойти очень уж «радикальным» путем, - рассказывает кемеровский юрист Елена Ларина. – Уговорил друзей – и они попросту сломали ему пальцы. Причем, кажется, делали они это неоднократно – перед каждым призывом. Понятно, что это очень уж нездорово – особенно, если есть шанс решить все вполне «безболезненно», законным путем.
Тот самый законный путь – это добиться признания себя негодным к военной службе через суд. Путь отчасти и «замороченный», но отнюдь не безнадежный. Даже наоборот – по словам специалистов одной из кузбасских фирм, как раз и представляющих интересы призывников в суде, большинство дел заканчиваются-таки именно победой их подопечных.
Бывает, конечно, иначе, но здесь часто сам молодой человек виноват – к примеру, притащив в инстанцию заведомо поддельные документы. Что, чаще всего, безнаказанным не остается – у суда тоже есть свои дотошные эксперты, не говоря уже о «противоборствующей» стороне в лице юристов военкомата. Зато, коли все по-честному, то надежда на благоприятный исход вроде как высока. Но (опять же!) терпение и еще раз терпения вкупе с бумажками.
- Проблема наших призывников в том, что, даже если в армию идти не хотят, заранее медицинские обследования проходят они редко, - говорит Елена Ларина. – По- человечески это понятно – какой здоровый (как ему кажется) молодой парень будет ходить по врачам! Болит у него что-то – терпит, никакими справками не обзаводится. А потом медкомиссия в военкомате именно эти справки и требует! В итоге, бывают вполне анекдотические случаи. Так, один наш клиент занимается пауэрлифтингом и «заработал» большие проблемы с позвоночником. Но к врачам особо не ходил, мотивируя это так - «Вон я какой здоровый, кто мне поверит!».
Но даже когда с бумажками все в порядке, суд все равно может затянуться – мало ли какие экспертизы и обследования могут потребоваться? Опять же, невольно все «удлиняется», если живет призывник в отдаленном уголке Кузбасса, а обследование, скажем, проводится только в областном центре. Короче, приготовьтесь, товарищи: длится все будет от двух месяцев аж до полутора лет, обычный же срок – где-то полгода. А истратите вы наверняка не менее нескольких десятков тысяч.
И желательно «клювом не щелкать» - если просит ваш адвокат за свои услуги «гонорар» под сто тысяч, то очевидное это надувательство. Приемлемая цена здесь и сейчас – где-то 25 тысяч, а если и больше, то ненамного. Впрочем, гонораром дело не ограничится – будут еще неизбежные расходы на те же экспертизы-обследования, вот и «набежит» достаточно приличная сумма. А что делать? Думаете «заносить» меньше придется (и это не говоря о том, насколько сие противоправно и аморально!)? Ну-ну…
Можно, конечно, попытаться и самому заняться судебной тяжбой с военкоматом – не прибегая к помощи адвоката. Но дело это, сразу скажем, муторное – хотя бы потому, что никто вам, скорее всего, по доброте душевной нужные бумаги и заявления не напишет, придется постигать эту науку своим ходом. И это только начало – на юриста, чай, недаром в университетах обучают.
Словом, хотите успеха и победы – лучше уж не выпендриваться и идти на поклон в адвокатскую контору. А вообще дело ваше, но вот еще что имейте в виду – любой положительный (в вашу пользу) приговор будет обжалован «военкоматовскими» юристами даже не возможно, а совершенно обязательно.
- Таковы их инструкции, которые они обязаны соблюдать – как, кстати, и в случае с любым государственным учреждением, - объясняет Елена Ларина. – Поэтому стадии областного суда здесь не миновать – именно туда и отправится на обжалование приговор нижестоящей инстанции.
Есть тут, правда, и маленький «бонус» для призывника - все то время, пока идет суд, считается молодой человек официально свободным как ветер. То есть, «забрить» его в ряды Вооруженных Сил по закону никто не может. Как, разумеется, и в случае решения суда, признающего его к службе негодным. Однако, судя по рассказам юристов, тут не все так безоблачно.
- К сожалению, приходится сталкиваться со случаями, когда тот или иной военный комиссар судебное постановление исполнять не хочет, - продолжает юрист. - В таком случае приходиться вмешиваться, как-то решать этот вопрос – естественно, законными способами. Но чаще всего никаких эксцессов уже не происходит – молодому человеку выдают в военкомате военный билет с соответствующей отметкой о негодности.
Словом, суд – далеко, оказывается, не худший способ не пополнять армейские ряды. Затратный, да, но тут уж выбирать вам. Или, если вы «неплатежеспособны», то вашим родителям. Между прочим, от родителей-то чаще всего инициатива в таких случаях и исходить – именно они первыми начинают задумываться над тем, как бы не дать своему разлюбезному чаду на год обуться в сапоги. Иногда даже предпринимают они меры в буквальном смысле загодя – приходят за грамотной юридической консультацией, когда сыну «подходит срок» еще только в следующий призыв.
Бывает, что и любящие девушки берут на себя заботу: счастлив же тот, у кого такая подруга, она, если что, и из армии дождется! Сами же молодые люди начинают действовать, лишь когда уже припечет, и основательно. Отсюда и всякие «веселые» моменты навроде порезанных вен, симулированного прямо на призывном пункте припадка безумия (стыдно, юноши!) или острого желания пуститься в бега. В арсенале тех, кто так или иначе связан с призывной деятельностью, всегда есть парочка историй на сей счет – и, что характерно, все они правдивые.
- Один парень из Новокузнецка вообще на семь лет пропал, - рассказывает Елена Ларина. – Скрывался в монастыре – без документов, без денег, без всего. И к нам, естественно, не он обратился, а его отец – попросил о помощи. Сделать это было очень непросто…
За уклонение от призыва по Уголовному кодексу и вполне ведь реальное наказание полагается – до двух лет лишения свободы. Но такие приговоры выносятся крайне редко – а все потому, что необходимо четко доказать, что человек имел сознательный и непременно злокозненный умысел уклониться. Если немножко утрировать, то выглядит это так: нужен свидетель, который четко покажет, что подсудимый имярек с треском разорвал повестку из военкомата, да еще и со словами: «Желаю, мол, злостно уклониться, ибо не уважаю Вооруженные Силы как государственный институт. И вообще». Всякому ясно, что это все скорее из области фантастики…
Впрочем, именно с нынешнего призыва уклонистам ощутимо перекрывают кислород – вступили в силу очередные новые правила. И главное из них – теперь не повестка бегает за человеком, а человек за повесткой. То есть никакую бумажку тебе на место жительства уже не высылают, а ты сам в течение двух недель после начала призыва должен явиться в военкомат и оную бумажку получить и расписаться. Что это значит на практике? О, очень даже многое.
- Теперь никто уже не сможет сказать: «Лично мне никакая повестка не приходила» - разъяснили юристы. – Или даже так: «Повестку получила моя мама, а я где-то на интернет-форуме вычитал, что в таком случае это считается недействительным». Такие времена прошли.
Да, бегать от призыва явно теперь станет труднее, а песенки вроде «Повестка мне пришла как-тО», не слишком прилично, но доходчиво объясняющие все страдания призывников-отказников, актуальными быть перестанут. Правда, бегать-то все равно будут. И «косить». И вполне цивилизованно искать правды в судах. Ну, не хотят у нас многие служить, а уж почему – тема совсем другая, об этом как-нибудь в другой раз.
А пока помните, товарищи, часики тикают, отсчет уже пошел, две недели тают. Надо до военкомата дойти, иначе, ежели уважительных причин не имеется, административная ответственность вам грозит – до 500 рублей штраф. В общем, дойти надо, даже если дальше идти вы вовсе не настроены, а сапоги надевать хотите разве что на рыбалке.