Пластиковых карт Сбербанка в Кузбассе столько же, сколько жителей. Две трети кузбассовцев получают зарплату "на пластик" Сбербанка. Одна треть платежей в регионе проходит через удаленные каналы обслуживания Сбербанка. 75 % безналичных расчетов в магазинах Кемеровской области производится именно благодаря эквайрингу банка. Почему Кузбасс все чаще выбирает именно Сбербанк? В ситуации разбирался корреспондент VSE42.Ru.
Недавно в кемеровском отделении Сбербанка сменился руководитель. Кузбасскую структуру возглавил Николай Шилов. Именно ему в рамках первой пресс-конференции нового управляющего журналисты и адресовали вопросы о причинах столь бурного роста доли Сбербанка в финансовой жизни региона.
Что касается "бурного роста" – это ни в малейшей степени не преувеличение. В качестве примера можно привести рост кредитного портфеля Сбербанка как в корпоративном секторе, так и в секторе физических лиц всего лишь за год.
Так, по состоянию на 1 мая 2017 года кредитный портфель юридических лиц составлял 41,5 миллиарда рублей. На 1 мая 2018 года – этот показатель достиг 72,4 миллиарда рублей.
Почти двукратное увеличение портфеля Николай Шилов связал не только с ростом экономической активности бизнеса в Кемеровской области в целом, но и с работой самого Сбербанка, занимающегося формированием финансовой экосистемы.
В сегменте физлиц ситуация примерно такая же: за год кредитный портфель "физиков", по словам другого участника пресс-конференции – замуправляющего Кемеровским отделением Сбербанка Екатерины Саяпиной, – вырос на 44 процента или на 27 миллиардов рублей.
При этом, как отметил замуправляющего Антон Милютин, курирующий корпоративный сектор, помимо общего роста портфеля наметилась еще одна весьма положительная для экономики региона тенденция: так называемая оборачиваемость выданных кредитов. То есть, заемщики стали не просто чаще и больше брать, но и быстрее отдавать заемные деньги. Соответственно, оперативный оборот денег в бизнесе вырос. А так называемые короткие кредиты свойственны, в первую очередь, представителям малого и среднего бизнеса. Таким образом, нетрудно сделать вывод, что Сбербанк в Кузбассе является активным участником финансового роста, "снабжая" деньгами местную экономику и в значительной части тот самый малый и средний бизнес, позволяющий диверсифицировать финансовую сферу Кузбасса.
По словам Николая Шилова, столь успешная работа Сбербанка на финансовом рынке Кемеровской области стала возможной по нескольким причинам, основной из которых стоит считать создание экосистемы цифровых сервисов в розничном и корпоративном бизнесе. Под термином "экосистема" подразумевается большой комплекс финансовых (и не только) услуг. Но обо всем по порядку.
В отношении розничного сегмента, то есть физических лиц, простых людей, пользующихся банковскими услугами, статистические цифры показывают только одно: абсолютное большинство жителей Кемеровской области, выбирая банковские услуги, предпочитают именно Сбербанк. Чего, например, стоит количество пластиковых карт этого банка – 2,7 миллиона штук. Примерно столько составляет общая численность населения региона. И это, не считая тех карт Сбербанка, что были эмитированы за пределами Кузбасса другими филиалами этого финансового института.
Что же представляет финансовая экосистема, созданная в настоящее время Сбербанком? По сути, это десятки цифровых сервисов, позволяющих экономить не только деньги, но и гораздо более ценный ресурс – время. Не случайно поэтому, например, почти треть платежей за ЖКХ в регионе уже осуществляются именно через удаленные каналы Сбербанка.
Однако одним этим сервисом, как уже понятно в контексте "экосистемы", количество цифровых технологий не исчерпывается. Возьмем, к примеру, ту же транспортную карту, недавно внедренную в Кемерове. По словам представителей Сбербанка, ее популярность стремительно растет, и скоро примерно половина пассажиров общественного транспорта перейдут именно на безналичный способ оплаты проезда.
Еще одна фишка из числа новых цифровых услуг – агрегатор предложений (как первичного, так и вторичного рынка) агентств недвижимости и застройщиков. Сервис дает возможность покупать недвижимость в ипотеку. Его "цифровые" преимущества: единая база жилья, причем не только в конкретном городе, но и других городов и регионов России, а также максимальная безопасность и оперативность проведения сделок. Как следствие, экономия времени, сил и, в конечном итоге, средств. На площадке по онлайн оформлению ипотеки есть сервис безопасных расчетов. Нечто вроде медиатора – связующего звена между покупателем недвижимости и ее продавцом. В случае с этим сервисом гарантом безопасности сделки в момент передачи денег выступает сам банк.
Если отвлечься от рынка недвижимости и сделок на нем, то стоит отметить недавно появившийся цифровой сервис для инвесторов. С его помощью можно не просто покупать и продавать ценные бумаги, но и, по сути, получать по принципу "все включено" квалифицированные консультации в оперативном режиме. Соответственно, опять же экономя собственное время.
Перечислять сервисы, которые Сбербанк предлагает своим клиентам-физическим лицам, можно достаточно долго. Есть и сервис по предоставлению услуг телемедицины, и даже услуга помощи возврата налоговых вычетов и "личный юрист". Всего под три десятка подобных услуг.
Что касается набора сервисов для корпоративных клиентов, то он не менее впечатляющий. Цифровые сервисы для юрлиц – это, по сути, готовый пакет финансовых сервисов, позволяющий в полной мере закрыть практически все потребности клиентов.
Только перечисление таких сервисов позволяет понять насколько просто, надежно и удобно работать бизнесу в созданной экосистеме. Итак, Сбербанк помогает бизнесмену зарегистрировать свое дело, вести бухгалтерию, управлять рекламой, создавать свой сайт, пользоваться юридическими консультациями при написании юридических документов и так далее.
А если добавить, что крупнейший Банк страны взял на себя не только задачи в непосредственной помощи ведению бизнеса своим клиентам, но и, например, не совсем типичную для банка функцию – просвещение. Для этого в экосистеме Сбербанка созданы обучающие площадки, которые помогают, как начинающему предпринимателю открыть свое дело, просвещая в любых вопросах, также дают советы опытным предпринимателям по улучшению собственного бизнеса.
Говоря о стратегии развития Сбербанка, в частности в Кемеровской области, Николай Шилов подчеркнул, что здесь важно именно формирование той самой максимально комфортной для клиентов финансовой экосистемы, о которой шла речь. Однако не менее важно сделать сотрудничество Сбербанка и клиентов стратегически значимым для обеих сторон. Разовые сделки, когда человек или предприятие "пришел-ушел", не отражают политику крупного финансового института России. Перед Сбербанком стоит задача создать такую систему, чтобы клиент, почувствовав ее комфортность, хотел снова и снова обращаться для решения своих задач именно в Сбербанк.