Лучшее, конечно, впереди!?

Крылатая теперь уже фраза "денег нет, но вы держитесь", кажется, вошла в жизнь кемеровчан. Автобусы надо менять, канализацию ремонтировать, дороги строить, чтобы город в пробках не задохнулся. Каким видит ближайшее будущее областного центра его мэр Илья Середюк, выяснил корреспондент VSE42.Ru.

Мэр доволен?

Одним из первых среди кузбасских чиновников итоги уходящего года подвел мэр Кемерова Илья Середюк. И, по большому счету, как показалось, Илья Владимирович доволен. И на то у него, как видится, есть некоторые основания. Так, только на ремонт дорог в 2017 году потрачено почти в четыре раза больше, чем годом ранее. Правда, причиной такому шику стало не чудесное наполнение городского бюджета, а попадание Кемерова в федеральную программу "Безопасные и качественные дороги". Благодаря этому половину от 1,250 миллиарда рублей, освоенных минувшим летом, выделил федеральный бюджет. Остальную половину наскребли общими усилиями региональная и муниципальная казна.

И, тем не менее, объективности ради отметим: дело сделано большое – отремонтированы многие центральные улицы города. А значит, ехать стало лучше, ехать стало веселее.

Если прибавить к этим миллиарду с четвертью еще 408 миллионов рублей на "Формирование комфортной городской среды" (тоже федеральная программа), в рамках которой реконструировали часть бульвара Строителей, то и совсем покажется, не зря год завершающийся прожит.

Впрочем, в течение года средства массовой информации Кузбасса активно писали практически обо всем, что происходило положительного в Кемерове. А вот о том, что никак не произойдет, хотя и было отчасти обещано, отчасти анонсировано-запланировано – об этом как-то никто особенно не говорил. Тем не менее, поговорить об этом стоило уже хотя бы потому, что сам Илья Середюк вполне об этом готов рассуждать и строить далеко идущие планы.

Лас-Вегас откладывается

Из самого, пожалуй, громкого, с чем нынешний мэр шел на выборы, Илья Середюк обещал, что городские власти будут всячески способствовать развитию зон отдыха в Кемерове. На одной из пресс-конференций в канун выборов тогда еще кандидат в мэры областной столицы заявил, что на острове Кемеровский, что находится в центре города посреди реки Томь, хорошо бы построить нечто вроде американского Лас-Вегаса, где кемеровчане и гости города смогут отдыхать с размахом.

Увы, пока озвученные планы теперь уже состоявшегося мэра никак не реализовались. И даже предварительная работа на острове не кипит.

Тем не менее, сам Илья Владимирович, по его словам, не отказывается от "строительства Нью-Васюков" в отдельно взятом российском городе. Конкретики никакой называть не спешит, но от планов не отрекается.

Более того, его специалисты "изучают этот вопрос". В том смысле, насколько потенциальному инвестору может быть интересно строительство на острове развлекательной инфраструктуры. И вообще, насколько и как именно можно использовать отдельные районы Кемерова для отдыха горожан. Так, помимо острова Кемеровского Середюк назвал район улиц Заречных, что примыкают непосредственно к реке Томь в Центральном районе и парк Кузбасский в Ленинском районе. По мнению главы, еще предстоит решить, как лучше использовать эти территории.

Что же касается острова, то якобы даже оценивается стоимость выемки грунта для увеличения глубины дна в этом районе, чтобы предотвратить весеннее затопление этой части кемеровской суши – для повышения привлекательности для потенциального инвестора, который (если вдруг) решится построить здесь развлекательную инфраструктуру, способную радовать горожан круглогодично.

Перспективный Кировский

Надежда на неизвестного инвестора, который вдруг придет и даст много денег, чтобы улучшить жизнь кемеровчан – этот мотив прозвучал неоднократно из уст кемеровского главы в ходе состоявшейся в понедельник, 18 декабря, пресс-конференции. Даже в отношении будущего целого района Кемерова – Кировского.

Вопреки пессимистическим ожиданиям Илья Середюк уверен, что у удаленного от центра Кировского района, добраться до которого (даже без пиковых транспортных пробок) далеко не всегда легко, есть отличные перспективы. И причиной тому не планируемое, например, строительство моста, который свяжет короткой дорогой левобережную часть Кемерова и Кировский. Вовсе нет. Причиной мэрским надеждам стали большие запасы… мощности.

– Здесь есть собственный источник электрической и тепловой энергии, – резонно заметил Илья Середюк, имея ввиду, скорее всего, одну из самых великовозрастных по кузбасским меркам Кемеровскую ТЭЦ. Несмотря на возраст, избытки тепла и электричества здесь действительно есть. Особенно с учетом того, что некогда крупнейшие потребители – предприятия оборонной промышленности "Коммунар" и "Прогресс", – давно уже закрылись.

Теперь, по мысли мэра, дело за инвестором, который решит построить в районе крупное промышленное предприятие. Для него уже все готово. Осталось построить "коробки" и установить в них оборудование.

Так что дело за малым – за инвестором. Которого, впрочем, никто не видел, как и на острове Кемеровский.

Слияния и удлинения

Острейшая для современного Кемерова проблема – автомобильный трафик. А точнее, пробки. Особенно в часы пик. И простыми ремонтами дорожного покрытия и регулированием фаз "зеленой волны" светофоров здесь не обойтись.

Тем не менее, идею строительства в городе многоуровневых развязок мэр назвал дорогостоящей. А вот что, по его мнению, стоит сделать в будущем, так это продлить некоторые городские улицы. В число таковых попали, например, бульвар Строителей, который планируется вывести вплоть до Металлплощадки. Эта, кстати, тоже недешевая процедура позволит часть транспортного потока перенаправить из Ленинского района непосредственно на "объездную" часть улицы Терешковой, даст прямой выезд за пределы Кемерова, минуя многочисленные перекрестки. Ну и, наконец, значительно сократит время в пути между Ленинским районом и тем же Южным.

Еще одна улица, которую можно было бы удлинить – это проспект Московский. Его ждет слияние с проспектом Притомским. Что позволит жителям Шалготарьяна выезжать на Притомский, минуя пробки на Октябрьском.

Продление улицы Мичурина вплоть до пересечения с Автозаводской в рамках развития нового жилого микрорайона на месте бывшего училища связи – еще одна мечта городского главы. Этот нетривиальный ход позволит, с одной стороны, значительно сократить время в пути из центра города до Южного. С другой, упростит выезд из Кемерова в сторону Новосибирска – без выезда на постоянно загруженный проспект Кузнецкий.

Ну и, наконец, улица Институтская, что в Рудничном районе, может быть продлена до проспекта Кузбасского. Соответственно, будет немного разгружен проспект Шахтеров вплоть до улицы Терешковой и моста Кузбасского. Впрочем, возможно, в результате такого решения утренняя и вечерняя пробка просто сдвинется от проспекта Шахтеров непосредственно на мост. Который, с учетом установленной здесь сейчас скорости в 40 километров в час, и без того еле движется.

Почему Илья Середюк решил заговорить о возможных "удлинениях" улиц? По его словам, с 2018 года Росавтодор начинает прием заявок на строительство новых дорог. Так что с тем или иным проектом у кемеровских чиновников появляются шансы попасть в федеральные проекты. И тут надо, как говорится, быть готовым что-то быстро предложить.

Долги

По принципу "не стало хуже – это уже хорошо" Кемерово завершает год с почти неизменившейся кредитной нагрузкой. Так, по состоянию на конец года, сообщил Илья Середюк, долг муниципалитета перед коммерческими банками составляет 2 миллиарда 490 миллионов рублей. По сравнению с прошлым годом сумма эта практически не изменилась. Выросла всего на 50 миллионов рублей или на 2 процента.

При этом, как подчеркнул Илья Середюк, все кредитные линии, которые банки открывали кемеровской мэрии, связаны с так называемым рефинансированием, когда чиновники переводили бюджетные долги из одних (менее выгодных) в другие (более выгодные) по годовой процентной ставке кредиты. И, тем не менее, по словам мэра, долг прирос на 50 миллионов. Но это – как минимум.

Сомневаться в словах мэра, наверное, неправильно, но вот цифры, озвученные месяцем ранее на кемеровском горсовете, им противоречат. Согласно этим данным на начало года долг перед коммерческими банками составлял 2,190 миллиарда рублей. То есть, прирост коммерческих кредитов за год составил не уже 50, а 300 миллионов рублей.

Впрочем, по данным пресс-службы, ссылающейся на финуправление города, размер долга перед "коммерсантами" на 1 января 2017 года действительно составлял 2,190 миллиарда рублей. А вот озвученная мэром текущая цифра и названная в финуправлении разнятся. Так, по данным чиновников, сейчас задолженность муниципалитета перед банками составляет 2,249 миллиарда рублей. В таком случае, увеличение долговой нагрузки перед банками за год составило 59 миллионов рублей. К сожалению, более точной информации о кредитах горбюджета получить не удалось.

В этой связи почти отчаянно звучат слова мэра о том, что в будущем году бюджет города намерен и вовсе не наращивать долговые обязательства. Учитывая, что предстоит празднование 100-летнего юбилея, а, значит, приятные, но повышенные расходы, надежды удержать долги в "нулевой вилке" мало.

А тут еще валятся как снег на голову, требования устранить те или иные нарушения и недостатки. Так, сам Илья Середюк признает, что далеко не все, что от него требуют, он в состоянии выполнить. Например, недавно прокуратура через суд заставила муниципалитет привести в надлежащее состояние ливневую канализацию. Но, как говорится есть один нюанс. На все это понадобится, как уточнил мэр, порядка 40 миллиардов рублей. Или почти три годовых кемеровских бюджета, исходя из его размера в 2017 году, когда доходная часть составила 15 миллиардов рублей.

Выбор между ремонтом ливневки и покупкой, например, нескольких новых автобусов и много чего еще – как видится, очевиден. Кстати, что касается, муниципального транспорта. На замену автобусов, износ которых превысил 70 процентов (а таких набралось уже 80 единиц) и почти непригодных к эксплуатации, надо 600 миллионов рублей. Но это, как говорится, для справки. Поскольку денег на их покупку все равно нет. Какая уж тут ливневая канализация…

Фото: VSE42.Ru
Комментарии для сайта Cackle