Поверка водосчетчиков во многих городах России стала для некоторых обслуживающих дома компаний дополнительным способом нажиться. В ход идут любые ухищрения: якобы обязательная замена приборов учета, завышенная стоимость услуг поверки и другое. Похоже, одну из схем "распробовали" и в Кемерове – семье в ЖК "Юность" насчитали 149 тысяч рублей задолженности после поверки счетчиков. В ситуации пытался разобраться корреспондент VSE42.Ru.
Такую астрономическую сумму за воду выставили кемеровской семье Арышевых, в которой воспитывают двоих детей и вот-вот появится третий. Дом по проспекту Шахтеров, в котором они живут уже пять лет, обслуживает "Жилсервис Плюс". За все эти годы, со слов Елены Арышевой, за семьей никогда не числилось долгов, все оплачивали своевременно. Все квитанции у супругов на руках.
"Стало подходить время поверять водосчетчики, – рассказывает Елена. – Мы должны были один из счетчиков предоставить к досмотру с разницей в месяц со вторым, поэтому решили после Нового года этим вопросом заняться, чтобы сразу поверить оба. В ноябре мы подали показания, а в декабре неожиданно приходит контролер с поверкой. Поскольку у нас не очень много места в ванной комнате, я показала, что у нас счетчик в закрытом коробе, и есть люк, чтобы открыть посмотреть. Оставила в ванной контролера, сама вышла, чтобы не мешать".
Дальше произошло то, что сначала не насторожило ни одного из супругов. Контролер, открыв крышку, закричала: "А где у вас счетчик?". Елена пошла в комнату за мужем Максимом, а тут контролер снова кричит: "Вот он на полу лежит".
"Мы ничего не видели, то ли это она его задела, когда открывала, то ли от того, что топили очень сильно, с ним что-то случилось, либо со временем сломался. Она нам уже показала: треснула крышечка пластикового корпуса, и он упал на пол. Муж поднял счетчик, попробовал его включить – механизм работает, воду "крутит". Контролер дает нам бумажку – акт о том, что нужно заменить счетчик горячей воды, сказав, что в этом нет ничего страшного, распишитесь и все".
На следующий день Арышевы купили новый счетчик, вызвали в "Жилсервисе" контролера со слесарем, и уже через сутки эти специалисты пришли в квартиру, установили новый прибор.
"При этом наш старый счетчик они унесли с собой без всякого предупреждения, – сетует Елена. – Еще составили акт, что прибор был механически поврежден. Опять же, когда контролер дала подписывать его, я выразила несогласие. Но женщина начала убеждать, что акт просто формальность, а когда нас вызовут, надо будет все объяснить начальству. Я подписала акт, она ушла. А в январе мы пришли платить за коммунальные услуги, а нам выдают счет на 149 тысяч рублей за горячую воду. Мы с мужем были в шоке!"
Максим сразу поехал в офис управляющей компании узнать, откуда такая астрономическая сумма. Юрист в "Жилсервис плюс" лишь сослался на 354 постановление, мол, ищите его, читайте, разбирайтесь. "Объяснений никто не дает, – расстраивается Елена. – Мы изучали постановление, нигде там не предусмотрены такие суммы. Мы написали заявление, чтобы они вернули нам сломанный счетчик. Они не сознаются в том, что они его забрали. Так бы мы могли отдать его на независимую экспертизу. Нам приходится обращаться к юристу".
Елена, будучи на девятом месяце беременности, вместе с Максимом не раз обивали пороги начальства компании, пытаясь получить хотя бы расшифровку начислений. Супруги также предлагали рассчитать их по нормативам за четверых человек, но в "Жилсервисе" не хотят ничего слушать.
"Мы написали заявление в полицию, прокуратуру и в Госжилинспекцию, – говорит Максим. – Пока ждем официальных ответов. Надеемся, что проверка все же будет проведена".
Оказалось, "Жилсервис Плюс" поступил похожим образом не только с этими собственниками жилья. Так, недавно один из жителей Кемерова в соцсетях пожаловался на эту УК: "Мой родной ООО "Жилсервис Плюс" планирует завтра уведомить меня о штрафе в более чем 20 тысяч рублей за неопломбированные счетчики. При этом в сентябре приходила тетя оттуда с актом, все осмотрела и сказала: "Все в порядке". Может, кто даст совет, а что делать? Потому что, как мне кажется, они просто ... ведут себя неправильно!"
Как рассказал кемеровчанин, он перед встречей с руководством управляющей компании проконсультировался у юриста. То ли советы правоведа оказались полезными, то ли страх перед возможным освещением конфликта в прессе так подействовал, но компания отказалась от своих требований.
Корреспондент сайта обратился в Государственную жилищную инспекцию Кемеровской области за разъяснением ситуации. Специалисты учреждения пояснили, что сломанный индивидуальный счетчик не может быть изъят без согласия собственника, ведь он не относится к общему имуществу многоквартирного жилого дома и приобретается за счет средств владельцев квартиры. "Действия представителя управляющей компании в части изъятия счетчика не правомочны", – говорится в ответе Госжилинспекции.
Что касается суммы начислений, то тут конкретики жилищники в оценке деятельности компании не дали. Очевидно, это можно определить только по факту проверки.
"Если индивидуальный прибор учета вышел из строя (был утрачен, либо истек срок его эксплуатации), то в течение максимум трех месяцев с даты (либо расчетного) периода, когда имели место указанные события, плата рассчитывается исходя из среднемесячного объема потребления. По истечении этих трех месяцев и до введения ИПУ в эксплуатацию плата за коммунальные услуги, предоставленные в жилом помещении, рассчитывается в соответствии с п. 42 Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающих коэффициентов. В настоящее время такой коэффициент равен 1,5", – комментируют специалисты. Но та сумма, которая вдруг стала числиться за семьей Арышевых, насчитана не то, что за месяцы, – за годы.
Кроме того, в Госжилинспекции отметили, что с января этого года УК может понести ответственность за неправильное начисление платы за коммунальные услуги – штраф в размере 50 процентов величины превышения начисленной платы над той, которую надлежало начислить. "Таким образом, заявителю необходимо обратиться с письменным заявлением к исполнителю коммунальных услуг, который обязан в срок не позднее 30 дней со дня поступления обращения провести проверку правильности исчисления и принять одно из следующих решений: о выявлении нарушения (полностью или частично) и выплате потребителю штрафа (полностью или частично), или об отсутствии нарушения". Если потребитель будет не согласен с расчетами исполнителя и после его проверки, то ему необходимо обратиться в органы надзора. Напомним, что Арышевы заявление в "Жилсервис плюс" написали, но и спустя месяц ответ не пришел.
"За нарушение указанных положений действующего законодательства со стороны УК, может быть рассмотрен вопрос о нарушении лицензионных требований и применена административная ответственность", – заключили в Госжилинспекции.
Прошло уже больше месяца с момента начисления невероятного по размерам долга и пока ситуация для супругов никак не прояснилась. Вместо того, чтобы готовиться к рождению ребенка, они бегают по инстанциям, штурмуют коммунальщиков.