Количество самоубийств в Кемеровской области превышает мировую "норму" более чем в полтора раза. Об этом сообщил главный нарколог Сибирского федерального округа Андрей Лопатин, в подчинении которого работает суицидологический центр.
По его данным, уровень самоубийств в Кузбассе только в прошлом году составил 32,3 случая на 100 тысяч населения. Таким образом, несложно подсчитать, что за весь 2015 год добровольно расстались с жизнью более 870 кузбассовцев. Это, что называется, завершённые суициды. А сколько неудачных попыток свести счёты с жизнью – остаётся только гадать.
В то же время "нормальным" суицидальным уровнем в мире, когда состояние психического здоровья в обществе оценивается как нормальное, является показатель в 20 суицидов на 100 тысяч населения. То есть мировая норма в Кемеровской области превышена в полтора раза.
Стоит отметить, что эта пугающая цифра – почти тысяча самоубийц в год – это, как выясняется, ещё хорошо. Поскольку буквально несколько лет назад статистика количества самоубийств была ещё хуже. Так, по словам, Андрея Лопатина, в 2014 году этот показатель составлял 33,7, а в 2011 – 37 (или почти в два раза больше "нормы").
Учитывая значительное превышение самоубийственной "нормы", видимо, не приходится говорить о том, что жители Кемеровской области находятся в состоянии психического спокойствия. Что тому причиной, врачи, разумеется, ответить не могут.
Однако вот только один факт. Как сообщила журналистам главный врач кемеровской областной психиатрической больницы Вероника Сорокина, до 10 процентов преступлений кузбассовцы совершают в невменяемом состоянии, не отдавая себе отчёт в том, что они делают. По сути, данное состояние в той или иной мере является психическим отклонением (временным или постоянным), на основании которого психиатры-эксперты делают свои выводы о том, можно ли судить конкретного убийцу, насильника или грабителя. Получается, что каждый десятый преступник в Кемеровской области не подлежит уголовной ответственности.
Одним из факторов суицидального риска многие специалисты признают высокий уровень наркомании и алкоголизма, когда человек в состоянии опьянения или "ломки" может свести счёты с жизнью. Плюс к этому, разумеется, общий уровень жизни, наличие рабочих мест и достойной заработной платы. Говоря иначе, уровень социального благополучия.
О социальной напряжённости, безработице и других проблемах говорить, пожалуй, излишне, а вот о наркомании и алкоголизме тот же Андрей Лопатин рассказал. И, как выяснилось, тут как раз всё благополучно. Точнее, на бумаге. Официальная статистика утверждает, что, например, количество наркоманов в Кемеровской области с начала века сократилось почти в два раза – с 18 до 9 тысяч человек.
Разумеется, можно предположить, что любая статистика врёт, поскольку на её составление влияют конкретные люди. Они, например, могут самостоятельно принимать решение кого регистрировать в качестве наркомана, а кого – нет. Но это всего лишь предположение. А вот как раз та самая смертность в результате самоубийств, которые могут быть следствием приёма запрещённых психоактивных веществ – это вполне объективный показатель, его как-то подтасовать гораздо труднее.
Что касается алкоголиков, то есть все шансы, что кемеровские наркологи научатся определять их на раз-два. Дело в том, что в областном центре уже запущен новый медицинский проект – лабораторное исследование, которое способно определить у пациента наличие патологического влечения к алкоголю. Правда, подобное исследование будут проходить только водители.
Кемеровские врачи начнут выявлять алкоголиков среди водителей с помощью специального анализа, который покажет концентрацию белка трансферрин в печени. При отклонении от предельных показателей пациент получит "волчий билет" и запрет на вождение транспортных средств.
Специфический анализ, который частично уже начали проводить врачи, способен выявить алкоголика, даже если человек не употребляет спиртные напитки задолго до его проведения.
"Если совсем откажется от приёма алкоголя перед анализом за неделю или даже за месяц, то это не значит, что ему удастся скрыть то, что он страдает алкоголизмом. Проводимое исследование является очень чувствительным", – сообщил Андрей Лопатин.
По его словам, белок трансферрин отвечает в человеческом теле за транспорт ионов железа. У людей, страдающих алкоголизмом, выработка этого белка нарушается.
При этом, как уточнил Лопатин, аналогичные "ненормальные" показатели трансферрина могут быть и при других заболеваниях, не связанных с патологическим пристрастием к алкоголю. Например, при циррозе печени любого происхождения.
Андрей Лопатин также сообщил, что отклонение от нормы содержания трансферрина может наблюдаться не только, если человек слишком часто употребляет алкоголь в какой-то промежуток времени, предшествующий проведению лабораторного исследования. Даже если алкоголик длительно находится в состоянии ремиссии и много лет не поддаётся своей пагубной страсти, уровень трансферрина может отличаться от нормального. А значит, всё это время он рискует оказаться в числе отказников на получение водительского удостоверения.
В этой связи, как подчеркнул Андрей Лопатин, анализы "на пьянство" будут проводиться только в случаях, если есть основания полагать, что конкретный водитель любит "закладывать за воротник".
"Среди таких оснований, например, факт задержания водителя во время управления автомобилем в состоянии алкогольного опьянения", – сказал нарколог.
Стоит отметить, что исследование на алкоголизм пациент должен будет оплачивать из собственного кармана, а цена его – ни много, ни мало – 3,5 тысячи рублей.
Как следствие, можно предположить (допустив заинтересованность медиков в финансовых показателях), что потенциальных пациентов на исследование уровня трансферрина может оказаться куда больше, чем то реально понадобится в результате крайней подозрительности врачей. Как говорится, такие анализы не повредят установлению истины, да и бюджет медицинского учреждения останется в выигрыше. Опять же, не повредит, как говорится. Разве что рядовые пациенты, которых ни с того, ни с сего обвинят в алкоголизме, вынуждены будут оплачивать врачебную подозрительность.