Жители Кемеровской области, особенно Новокузнецка, оплачивая жилищно-коммунальные услуги за июль, уже в августе смогли почувствовать приятную разницу. Счета должны стать немного меньше.
Почему? Выяснил корреспондент VSE42.Ru.
Дело в том, что согласно федеральному законодательству изменился порядок начисления за общедомовые нужды (ОДН). Если прежде на жильцов "раскидывался" любой объём потреблённых в конкретном многоквартирном доме удобств, то теперь введены определённые лимиты, которые управляющая компания при начислении ежемесячных платежей не вправе превышать.
Как рассказала корреспонденту VSE42.Ru руководитель Государственной жилищной инспекции (ГЖИ) Кемеровской области Ирина Гайденко, особенно актуальны вступившие в силу изменения для тех кузбассовцев, в чьих домах раньше было так называемое непосредственное управление.
Абсолютным лидером в этом смысле в нашем регионе является город Новокузнецк. Позднее такая форма управления в ЖКХ сохранилась в единичных случаях – только в многоквартирных домах, где не более 30 квартир. Остальной жилой фонд "перешел", например, под управляющие компании.
Однако достаточно часто при таком переходе условия расчётов с ресурсоснабжающими предприятиями оставались прежними. В результате каждый житель оплачивал потребление горячей и холодной воды, а также электроэнергии либо исходя из показаний счётчиков, либо по нормативам. Затем эти показатели по всем квартирам суммировались. Всё, что оставалось свыше, – это и был ОДН. Он распределялся пропорционально площади квартир на каждого собственника жилья.
Если в том же Кемерове, например, непосредственное управление никогда не было доминирующей формой существования жилых домов, то и размер ОДН изначально здесь считался иначе. Хотя и здесь могли быть исключения. Что же касается Новокузнецка – то здесь это носило массовый характер. Теперь общий по каждому дому размер ОДН будет считаться по чёткой формуле, исходя из площади мест общего пользования. Правда, в том случае, если соответствующее решение примут собственники жилья на общем собрании. Так что голосовать, как говорится, внимательно.
"В результате ограничения лимитов ОДН с 1 июля его размер может снизиться в разы. Например, есть конкретные случаи, когда одна из жительниц Новокузнецка сократила только по одному из видов услуг этот показатель почти в десять раз – с 48 рублей до пяти. При том, что по счётчику женщина оплачивала порядка 35 рублей. То есть изначально размер ОДН даже превышал собственное потребление жильца", – сказала Ирина Гайденко.
Кроме того, например, для социально незащищённых слоев населения, в том числе пенсионеров, такая экономия имеет большое значение. Тем более что в сумме по всем видам ресурсов – горячая и холодная вода, а также электроэнергия – экономия будет ещё более заметной.
Ограничение размера ОДН однозначно выгодно для жильцов многоквартирных домов. Однако есть в этих нововведениях и оборотная сторона. В сложную ситуацию могут попасть управляющие компании, которые обязаны рассчитываться с ресурсоснабжающими организациями по общедомовым счётчикам, то есть в полном объёме. Сколько дом в целом потребил той же холодной воды, столько ресурсники и должны получить обратно деньгами. А если фактический ОДН окажется выше предусмотренных лимитов, то УК должна будет выложить деньги из своего бюджета.
Соответственно, коммунальщики должны активизировать работу не только по своевременному сбору денег с населения, но и как можно более придирчиво оценивать показания потребления, которые подают в кассы УК жильцы. Как с точки зрения точности этих показаний, так и, например, с точки зрения количества реально проживающих людей в конкретной квартире. В этом случае речь идёт о тех квартирах, где не установлены приборы учёта и собственники платят по нормативам. Которые, как известно, зависят от количества зарегистрированных на конкретной жилплощади количества человек.
То есть в результате введения лимитированного ОДН государство отчасти перекладывает (или заинтересовывает) УК выявлять "нелегалов". А это, по сути, почти правоохранительная функция. Так сказать, полиции в помощь. Само собой, для управляющих компаний это дополнительная нагрузка, но таковые новые условия работы в ЖКХ. Остается только их принимать.
Ещё одним нововведением, которое уже должно было стать реальностью, однако пока ещё не стало, – это Государственная информационная система (ГИС) ЖКХ. Её запуск перенесён исключительно по техническим причинам на 1 января 2017 года.
ГИС ЖКХ объединит на своём сайте все управляющие компании в России. Такой ресурс, как предполагается, позволит сделать жизнь всех собственников жилья в нашей стране более удобной. Как это получится в реальности – покажет время.
В любом случае запуск этой системы – факт почти свершившийся. Например, по словам руководителя кузбасской ГЖИ, в настоящее время из 368 управляющий компаний, работающих в Кемеровской области, уже 299 зарегистрированы на сайте ГИС ЖКХ.
Что даст новая система рядовым людям? В первую очередь полную прозрачность взаиморасчётов со своей УК, а также полную прозрачность всех действий коммунальщиков. Например, куда направила УК конкретную сумму, на какие цели, кто будет исполнять заказ, почему изменились планы УК и так далее.
Кроме того, каждая УК обязана выложить в систему полную информацию о самой компании, планы по работе на текущий год, информацию о количестве обслуживаемых домов. Это что касается открытой части сайта. Будет ещё и так называемая закрытая. На ней каждый пользователь сможет получить доступ в личный кабинет с помощью соответствующего пароля. Удобнее всего получить доступ в такой кабинет, зарегистрировавшись на портале госуслуг.
Из нюансов будущего взаимодействия ГИС ЖКХ, УК и рядового жильца стоит отметить, что собственник жилья сможет на совершенно законных основаниях не оплачивать услуги до тех пор, пока коммунальщики не выложат соответствующие данные в его личном кабинете.
С помощью ГИС ЖКХ также можно будет виртуально участвовать в общем собрании дома. То есть отговорки типа "не могу прийти, потому что был на работе" теперь для собственников жилья перестают быть актуальными.
Ну и, само собой, с помощью новой системы любой пользователь сможет также виртуально, но оттого не менее эффективно, чем традиционным способом, обратиться, например, с жалобой в контролирующие органы. В том числе в госжилинспекцию. И ответ получить здесь же, на сайте ГИС ЖКХ.
Одним словом, запуск нового проекта должен сделать общение рядовых граждан и всевозможных коммунальных и околокоммунальных организаций значительно проще.