В июле 2016 года у главного автомобильного завода страны юбилей: вот уже как полвека "АвтоВАЗ" выпускает доступные машины, которые пользуются спросом не только в России и странах СНГ, но и за рубежом. Конечно, событие отметили с подобающим размахом – автопарад старых и новых моделей LADA одновременно прошёл более чем в 200 городах. Кемерово тоже присоединился к этому списку – благодаря автоцентру "Дюк и К". Тем более нам есть что показать: от старенькой "Копейки" до новенького "XRAY".
Рядом с "Дюк и К" чересчур людно. Последний раз схожий ажиотаж наблюдался на презентации (и, кстати, последующем розыгрыше от нашего сайта) LADA Vesta. Однако именно сейчас модельный ряд гораздо шире и поражает даже самих сотрудников автоцентра: здесь есть как вручную кастомизированные автомобили, так и настоящие раритеты, выпущенные ограниченным тиражом. Собственно, недалеко стоящие водители и есть основная масса собравшихся, ведь все они готовятся к параду в честь 50-летия "АвтоВАЗа" – отсюда столь разношёрстный табун "железных коней".
Перед началом автопробега им раздают маршрутные карты и инструктируют: никакого сопровождения не будет, поэтому ехать только по правилам. На что некоторые из участников только ухмыляются – мол, я могу с "Шестёркой" в сорокаградусный мороз справиться, а с ПДД справлюсь и подавно. После общего собрания водители облачаются в единую форму: футболки с фирменными логотипами "АвтоВАЗа" и "Дюк и К".
Лишь при взгляде на пока что мирно стоящие автомобили понимаешь: "тазы" действительно валят. Это относится и к традиционно заниженным тонированным "Приорам", и к моделям поинтереснее. Например, Сергей Драгунов как раз является обладателем подобной "Приоры", но с одной оговоркой: ВАЗ-21728 Купе – достаточно редкая модификация, выпущенная ограниченным тиражом. Он рассказывает, что в 2013 году его друг специально перегонял машину из Тольятти, а в 2014-м автомобиль перекупил Сергей, после чего дорабатывал его вручную.
– Я всю жизнь езжу на "АвтоВАЗе", до иномарки пока не дорос, можно так сказать. Что меня устраивает в отечественном автопроме, так это приемлемая цена, доступность запчастей и малый расход бензина. Вообще, я с десяти лет копался в таких машинах, поэтому в ремонте всё понимаю, сейчас мне это только на руку, – говорит Сергей. – В моей "Приоре" 170 лошадиных сил, расточена головка блока цилиндра, расточен и сам блок, стоит блокировка в коробке, спортивная подвеска, треугольные рычаги, сидушки от тюнинг-ателье, ну и куча всего по мелочи. Причём всё это не для понтов, как можно подумать: я увлекаюсь автоспортом, пока тренируюсь сам в "Магистраль-Авто", скоро планирую участвовать в Time Attack на Кузбасском кольце.
Тем не менее не все используют спортивные автомобили по назначению, для некоторых это просто доработанная версия классической модели. Так считает Юрий Богданюк, владелец Kalina NFR. Кстати, единственной в Кузбассе. Это в принципе штучный товар, таких моделей выпустили не больше пятидесяти экземпляров.
– Я выбрал спортивную машину не потому, что я участвую в каких-то гонках, она мне просто нравится. Отличный автомобиль, доведённый до ума. До этого тоже была "Калина", но в кузове "седан", и по сравнению с ней эта – земля и небо. Тут стоит двигатель на 136 лошадей, передняя подвеска на подрамниках, увеличенный диаметр саппортов на тормозах из-за 17-дюймовых колёс – в общем, много деталей, – рассказывает и показывает Юрий, – А вообще, я поддерживаю российский автопром, потому что я патриот. Наше всё-таки как-то ближе, чем те же самые иномарки.
Другие вообще используют свои "ВАЗы", казалось бы, абсолютно не по назначению. У Руслана Хаджиева "Девятка", и он ездит на ней на охоту и рыбалку. Причём в такие места, куда даже внедорожник не всегда доберётся. Как, спросите вы? Очень просто: у него не обычная "Девятка", а "Тарзан", он же ВАЗ-210934. Полноприводный монстр, производство которых тольяттинский завод начал в 1997 году. До 2003 года он успел выпустить около 2500 экземпляров, один из них попал к Руслану.
– Я давно знаком с автоцентром "Дюк и К", поэтому решил: а почему бы не поучаствовать в пробеге? Хотел просто показать машину, очень многие удивляются, когда видят такое чудо российского автопрома. Свой автомобиль сам никак не кастомизировал, его именно в таком виде делали на заводе, мелкосерийное производство. Полноприводный автомобиль с кузовом "хэтчбек" и полностью независимой "нивовской" подвеской. Я его использую для выездов на природу, куда доехать бывает крайне сложно. На бездорожье показывает себя очень хорошо, хотя до этого у меня был и ГАЗ-68, и УАЗ "Буханка", но "Тарзан" по проходимости ничуть не уступает им, а где-то даже превосходит.
Говорят, "сколько людей, столько и мнений", практически то же самое можно сказать и про автомобили: "сколько машин, столько и историй". И пока для одних это всего лишь средство передвижения, вторые видят в них что-то больше. Дмитрий Уфимцев делится, что купил "Копейку" "для души", потому что его основной автопарк включает в себя автомобили премиум-класса. Ну а старенький "ВАЗ" – скорее дань памяти деду, который всю жизнь прокатался на таком.
Когда Дмитрий покупал эту машину, она находилась в крайне плачевном состоянии. Это важный факт хотя бы потому, что сейчас она выглядит так, словно только-только сошла с конвейера. Ещё одна её особенность – редкий цвет с поэтичным названием "Зелёная липа".
– Автомобиль делаю для себя, но он ещё не полностью готов: много чего куплено, но пока не успел всё довести до ума. Просто хочется сохранить наследие. Вот когда будут дети, то подарю машину сыну, чтобы знал историю, – рассказывает Дмитрий. – Конечно, сейчас "Копейка" выглядит гораздо лучше, чем когда я её только купил: она была на два с плюсом. Мы полностью заменили двери, облили акриловой краской, загрунтовали, отшлифовали, отполировали, воском натёрли. Внутри почти закончили с реставрацией сидений, но в планах ещё много чего.
"Копейка" вызывает ностальгические воспоминания не только у Дмитрия Уфимцева. К примеру, Кирилл Шахмарданов рассказывает, что это – первый автомобиль, за руль которого он сел в детстве. И случилась, что называется, любовь с первого взгляда.
– У моего дедушки была "Копеечка", поэтому как-то с детства повелось, что хотел себе именно российского "старичка", без всяких наворотов. Я искал эту машину в хорошем состоянии очень долго, не один месяц. Интересовал именно ВАЗ-2102, потому что "Копейка" – значимая для меня машина, но хотелось ещё помощника – что-то привезти, что-то увезти, – говорит Кирилл. – Сегодня хочу прокатиться, чтобы люди посмотрели, что такие автомобили ещё есть. Тем более он у меня яркий. Я как на пробег-то попал: его увидели на дороге и предложили принять участие. Конечно же, я согласился, пусть все узнают, что наши автомобили тоже бывают нескучными.
Есть и более молодые водители, которые по традиции начинают свой путь в автомобильном мире с "тазов". Оно и понятно: после такой "школы жизни" не страшны поломки ни в каких иномарках.
– Мне посоветовали друзья, мол, попробуй, подай заявку на участие в пробеге, ты же катаешься на "Копейке". Так здесь и оказался. На иномарке ездить неинтересно и скучно, да и рано пока мне, зато езда на "Жигулях" – это всегда приключение и своеобразный экстрим, – говорит Иван Шульга. – Свою купил три года назад, до сих пор на ходу, хотя ничего особо не делал. Чтобы как-то выделиться, решил зачистить капот, а все надписи на нём – это родная краска. Красить – слишком банально, а сделать "под ржавчину" – совсем другой разговор. Вообще, я поддерживаю отечественный автопром и, на мой взгляд, лучше иметь свою "Копейку", чем ездить на автомобиле, купленном в кредит.
Даже сам учредитель и исполнительный директор автоцентра "Дюк и К" Анатолий Архипов когда-то начинал ездить именно на "АвтоВАЗе". Сейчас он давно пересел на иномарку, но "Жигули" вспоминает с теплотой в голосе.
– Первая машина у меня появилась в 1988 году – это "Шестёрка" цвета "Валентин". Я пять лет отъездил на ней, и она ни разу меня не подвела! Зато когда я купил ВАЗ-2109, она постоянно ломалась, я, можно сказать, на верёвке ездил. Машина на машину не приходится, – смеётся Анатолий Архипов. – Конечно, сейчас я езжу уже не на "вазовской" продукции. Хотя была мысль купить советский автомобиль для души, отреставрировать его. Тем более у нас сейчас идёт программа утилизации, постоянно привозят различных "старичков". Пока ничего не отобрал, но всё же хочу сделать одну "антикварную" машину – например, "Копейку". И, возможно, тогда и получится восстановить то, что 46 лет назад сошло с конвейера "АвтоВАЗа". Потому что первых автомобилей было произведено всего 6 штук в 1970 году. В 1971 – "АвтоВАЗ" уже выпустил сто тысяч, а 1973 – один миллион. Вот так!
Парад в честь 50-летия крупнейшего автомобильного завода страны не мог закончиться лишь на одном автопробеге. После него в парке Жукова всех ждал большой концерт. И если в пробеге могли принять участие лишь обладатели автомобилей LADA, то концерт устроили для всех кемеровчан.
И здесь автоцентр "Дюк и К" проявил себя с привычной стороны: как организатор отличных праздников. В этот раз масштаб оказался гораздо шире, чем, скажем, то, что делал автоцентр на День города: выступали танцевальные коллективы, устраивали традиционные конкурсы, провели показ мод, пригласили кавер-группы, чтобы играла живая музыка. Но, конечно же, главной фишкой вечера стало шоу трансформеров, которое с особенным нетерпением ждали дети. Ещё бы: не каждый день увидишь чуть ли не трёхметровых автоботов и десептиконов, которые говорят, как роботы, двигаются, как роботы, – разве что не превращаются в настоящие автомобили. Но наверняка "АвтоВАЗ" над этим работает.
Анатолий Архипов, учредитель и исполнительный директор автоцентра "Дюк и К", рассказал, почему событие приняло настолько колоссальный размах.
– 20 июля 1966 года было подписано постановление правительства о строительства такого автогиганта на берегах Волги. И сегодня в честь этой даты в 200 с лишним городах России одновременно прошли автопарады и, естественно, концерты, посвящённые этой юбилейной дате АвтоВАЗа. Право на проведение предоставлено крупным дилерам, коим и является автоцентр "Дюк и К". Когда мы только появились на этом рынке, было девять представителей, которые торговали "автовазовской" продукцией. И вот прошло 18 лет, и из официальных дилеров остались мы одни в городе. Это тоже большой итог. В данном случае нам помогло выжить то, что мы строим долгоиграющие стратегические планы – на пятилетку, на десятилетку. И мы стараемся не просто продавать, а расширять линейку предоставляемых услуг, стараемся обслуживать клиентов на стандартах XXI века. И у нас это получается!
И пока "АвтоВАЗ" постепенно расширяет горизонты за полвека своего существования, люди всё больше ему доверяют. К тому же сейчас, благодаря новым моделям, он перешёл из эконом-класса в средний сегмент, а это, как говорится, небольшой шаг для отдельно взятых моделей, но огромный – для всего автозавода. Да, возможно, история "АвтоВАЗа" не настолько богата, как у западных автоконцернов, но она уверенно движется к тому, чтобы стать таковой. И кто знает, что будет ещё через пятьдесят лет – возможно, и трансформеры станут реальностью.