Когда мы видим очередное сообщение о появлении в ближайшем времени нового развлекательного центра с огромным количеством бутиков, нашему негодованию нет предела: "Лучше бы детский сад построили, работу заводов возобновили!", и это только малая часть недовольства. Но есть такие торговые объекты, которые открываются, закрываются и дислоцируются настолько незаметно и быстро, что на них обращаешь внимание только тогда, когда их становится невообразимо много. Речь, конечно, о магазинах, торгующих пенными напитками.
В последнее время пивнушки в жилых (и не только) домах множатся в геометрической прогрессии, что не может не пугать многих горожан. К одному из таких криков души можно причислить пост в социальной сети кемеровчанки Евгении Борисовой, которая ужаснулась количеству пивных киосков на проспекте Шахтёров. Корреспонденты VSE42.Ru посчитали это руководством к действию и решили устроить "тихую облаву" на подобные заведения. Итоги первой вылазки на улицы Кемерова читайте в нашем материале.
Начинаем вечерний рейд с одной из самых протяжённых улиц областной столицы, выбрав отрезок от пересечения с Кузнецким проспектом до улицы Мичурина.
Только въехав на этот участок дороги, съёмочная группа VSE42.Ru понимает, что попала в самый "распутный" район Кемерова. Первый же дом на Сибиряков-Гвардейцев "украшен" пивным супермаркетом, а недалеко от него ждёт работы представительница первой древнейшей профессии, ёжась от холода в лёгкой куртке и короткой юбке.
Перемещаемся на чётную сторону улицы. Дом по Сибиряков-Гвардейцев, 16 удивил нас по-настоящему: он стал рекордсменом по количеству пивнушек. Две торговые точки располагаются на нижнем уровне ("под лестницей" и в пристройках), ещё столько же – на первом этаже. Второй и третий по счёту магазины вообще соседствуют весьма тесно: их отделяет лишь один "этаж". Стоит заметить, что покупателей здесь довольно много: возможно, всему виной – различные скидки и акции.
Следующие приветливо светящиеся пивные точки корреспонденты VSE42.Ru нашли лишь в двух общежитиях №19 и 21, расположенных параллельно друг другу: расстояние между ними – всего несколько десятков метров.
Следующим пунктом объезда стала улица Мичурина – от Сибиряков-Гвардейцев до проспекта Ленина. Здесь магазинчики распределены неравномерно.
Начинаются они возле вышеуказанных общежитий на "Сибиряках", на улице Мичурина, 61. Буквально через дорогу, на улице Мичурина, 132, находится пивная точка такой же фирменной сети. Через три дома по чётной стороне (№121/1) – отдельно стоящее строение, отданное под нужды магазина слабоалкогольных напитков.
После большого территориального перерыва следующая пивнушка появляется лишь на проспекте Ленина.
Близлежащее место продажи пенных напитков располагается на проспекте Ленина, 51 "Б", недалеко от двух ведомств – областных ГУФСИН и МЧС. Немаловажная пометка: рядом, на проспекте Ленина, 49 "А", есть детский сад.
Через несколько десятков метров, на проспекте Ленина, 51, в жилом доме с административными помещениями, разместились две пивнушки разных торговых представителей. Эти точки разделяет лишь магазин одежды и обуви. В строении напротив (проспект Ленина, 52) – ещё один объект с продающимися пенными напитками.
Следующую пивную лавку мы встречаем сразу же после остановки "Цирк", причём по обеим сторонам проспекта: на проспекте Ленина, 58 и 63 – здесь, через дорогу друг от друга, обосновались "братья" – представители одной компании.
Далее на важной транспортной артерии Кемерова специализированные магазины появляются слишком часто: в доме №64 их два, в 67-м – один.
Магазинчики с пенными напитками на проспекте Ленина, 67 "А" засели в десяти метрах друг от друга, маня покупателей яркой иллюминацией вывесок.
На проспекте Ленина, 75 (остановка "Фабричная") снова обнаруживаем пивную точку, через дорогу (проспект Ленина, 74, корпус 1) – отдельно стоящее здание, в котором за слабоалкогольным солодовым напитком выстроилась очередь.
Далее находим отдельно стоящие друг от друга объекты в жилых домах на проспекте Ленина, 82 и 90.
Последним пунктом нашего первого вечернего выезда стал Рудничный район и главный его проспект – Шахтёров.
Начинается россыпь пивнушек с дома №31. Броского названия, равно как и яркой вывески, которую было бы видно издалека, здесь нет, поэтому данный магазин даже слегка теряется на фоне других торговых точек, вальяжно раскинувшихся рядом.
Чуть проехав вперёд, мы обнаруживаем недалеко от дороги, во дворах, в одном здании с библиотекой, фирменный отдел одной из торговых сетей, а также супермаркет пенных напитков, зазывающий надписью "Мы открылись!".
Далее пивные точки на карте проспекта Шахтёров располагаются в шахматном порядке и находятся чуть ли не в каждом строении. По одному магазину – в домах №36, 38, 40, 41, 44, 48, 57, 58, 83 и 95.
В первом строении проспекта Шахтёров, 65 "А" располагается продуктовый ларёк, в котором можно купить пиво.
На проспекте Шахтёров, 49 развернули продажу две пивнушки, а также готовится к запуску третья: объявление об аренде висит на дверях.
Такое же количество магазинчиков на один дом приходится на следующие адреса: проспект Шахтёров, 68, 85 и 97 (за последним располагается средняя общеобразовательная школа №34).
Победителем (если можно тапо числу торговых помещений со слабоалкогольными напитками на проспекте Шахтёров стал дом №72: здесь их три.
Итого нам удалось насчитать 50 пивных магазинчиков на четырёх улицах областной столицы: на Сибиряков-Гвардейцев – семь, три – на Мичурина, на Ленина – 15 и 25 – на Шахтёров. Конечно, полностью верными подсчёты назвать нельзя, ведь "патрулировали" мы лишь некоторые участки, но эти числа уже говорят сами за себя.
В качестве примера, благодаря сервису 2ГИС, покажем вам, как выглядят на карте Кемерова пивные точки и, к примеру, киоски по продаже печатной продукции.
Знаете, не могу сказать, что меня возмущает такое количество точек, где можно купить пиво: меня это, скорее всего, удивляет. Удивляет, что хлеб или молоко я могу купить не в каждом доме, а пиво – почти в каждом. Меня удивляет, что все эти магазины и магазинчики живут, а это значит, что есть спрос. Жаловаться в прокуратуру смысла не вижу: у каждого человека своя голова на плечах, и он сам решает, пить ему пиво или нет. Есть мнение, что русские спиваются и так далее (там же у меня под постом в "Фейсбуке" небольшая дискуссия). Я лично так не считаю: в моём детстве пьяных на улицах было больше, и они были агрессивнее. Меня, повторюсь, удивляет такое количество пивных точек и то, как вкладывается в них бизнес. Мне кажется, если бы в каждом доме открыли по пекарне с домашними булками, то они бы тоже пользовались спросом.
По моим наблюдениям, у нас специализированных магазинов, продающих пенные напитки, очень много. В радиусе двух остановок от моего дома на сельской больнице имени Ракитянского их можно насчитать около пятнадцати. С подавляющим большинством среди них выступают две фирмы, и я всегда задавалась вопросом: рентабельна ли такая концентрация однотипных магазинов на один квадратный метр? Но, как известно, спрос рождает предложение, и, если все они до сих пор функционируют, значит, ежедневная проходимость платёжеспособных клиентов позволяет им содержать магазин. Что касается меня, признаюсь честно, разницы между ними не вижу никакой. В нашей семье пиво пьют редко, но если есть повод, то, разумеется, за ним пойдут в ближайший магазин, который, кстати говоря, и находится с торца моего дома, в 30 секундах ходьбы от квартиры.
Недавно меня посетила мысль об огромном количестве пивных магазинов в нашем городе. Будучи здравомыслящим человеком, захотела проанализировать ситуацию для себя. Для этого применила стандартный метод плюсов и минусов. Среди положительных доводов существования такого числа пивнушек для меня – возможность оперативно решить задачу по покупке напитков в случае необходимости, приемлемая стоимость и качество продукции. Из отрицательных – наличие нетрезвых личностей возле дома, особенно в позднее время, доступность алкоголя для детей и молодёжи. Единственное, что удивляет во всей этой ситуации, – это количество потребляемой продукции населением и, соответственно, выбор каждого человека между удовольствием, здоровьем и безопасностью.
Часто захожу в пивнушку рядом с домом и не вижу причин для такого плача по поводу их большого количества: это ведь конкуренция (каждый старается сделать лучше другого, и от этого покупатель выигрывает), разнообразие продукции, цен. Среди посетителей здесь – обычные работяги и солидные мужики на хороших машинах, которые приходят сюда за расслаблением. Кстати, запившихся бомжей крайне мало, я их тут редко встречаю: видимо, денег не хватает на данный алкоголь. Меня качество вполне устраивает, хотя многие говорят об обратном.
Рядом с моим домом можно насчитать как минимум три пивных магазина. Конечно, меня немного смущает такое обилие. Во-первых, рядом с ними часто собираются нетрезвые люди, и возвращаться поздно домой бывает страшно: кто знает, что взбредёт им в голову. Во-вторых, те же личности навеселе, как правило, ведут себя очень шумно, а иногда даже дерутся. И ведь сделать им замечания осмелится далеко не каждый. Не так давно был случай, когда трое пьяных ребят попытались ограбить проходившего мимо парня, моего соседа. Пьяницам не хватало денег на пиво – они подумали и решили, что грабёж – лучшее решение проблемы. Это хорошо, что парень оказался не робкого десятка и дал им отпор. А если бы на месте парня была девушка или пожилая женщина? Они бы вряд ли справились с тремя мужчинами, даже изрядно выпившими. В общем, я совсем не понимаю, зачем в нашем городе так много пивных магазинов. Лучше бы на их месте открывали что-то действительно полезное и приятное глазу.
В данном случае могу сослаться на Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции". Согласно пункту 2 статьи 16, не допускается розничная продажа алкогольной продукции в детских, образовательных, медицинских организациях, нестационарных торговых объектах, учреждениях культуры, аэропортах, иных местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности, а также на объектах спорта, оптовых и розничных рынках, вокзалах, объектах военного назначения и на прилегающих ко всем перечисленным объектам территориях.
Как мы видим, в данном списке отсутствуют жилые дома. То есть без нарушения законодательства в каждом строении могут быть открыты несколько точек по продаже и распространению алкогольной продукции: перевод из жилого помещения в нежилое позволяет это сделать, что не противоречит Жилищному кодексу. Обычно жильцы многоквартирных домов никак не могут повлиять на то, что в их доме будет расположен тот или иной объект розничной торговли, оказания услуг и так далее. Но на общем собрании собственников можно принять решение об обращениях в администрацию города и прокуратуру с жалобами на так называемые заведения, хотя, признаюсь, это редко когда даёт эффект.
В конце 2015 года в Государственную Думу на рассмотрение и принятие был внесён законопроект с поправками в статью 16 Федерального закона. Согласно изменениям, к объектам, в которых запрещается заниматься оборотом алкогольной продукции, дополнительно должны быть внесены "помещения, расположенные в многоквартирных домах, если такое помещение переводилось из жилого в нежилое". Данный законопроект ещё находится в самом начале законодательного процесса, и, чтобы принять эти поправки, если они будут одобрены более чем половиной депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации и подписаны президентом, ещё может пройти много времени.
Алкогольное лобби не позволит принять данный законопроект, но местные власти – региональные и муниципальные – самостоятельно решают, нужна ли в том или ином месте такая точка.
Редакция VSE42.Ru предлагает вам поучаствовать в опросе в социальной сети "ВКонтакте" и проголосовать за подходящий вариант.