Когда работа приносит не только деньги, но и искреннее удовольствие, – это, согласитесь, хорошо. Если же результаты твоей профессиональной деятельности доставляют море эмоций не только тебе, но ещё и окружающим – прекрасно вдвойне. Андрей Васильченко делает фотоснимки, от которых захватывает дух, и непременно хочется оказаться там, как бы внутри снимка.
Фотограф дикой природы, лауреат и участник всевозможных региональных и всероссийских конкурсов фотографии, наконец, очень общительный, открытый человек, Андрей без раздумий согласился побеседовать с корреспондентами VSE42.Ru о важности профессионального образования, особенностях съёмки флоры и фауны и том, можно ли заработать на фотоделе. Далее – не только интересное повествование талантливого фотографа, но и его колоритные снимки, которые, поверьте, вам захочется рассматривать снова и снова.
Не могу похвастаться романтичной историей о том, как меня вдохновил плёночный фотоаппарат, и после этого я влюбился в фотоискусство (улыбается). Всё было несколько прозаичнее: у меня родился брат, и мой отец по этому случаю купил цифровой фотоаппарат, дабы не упустить ни одного мгновения, связанного с малышом. Это было в 2005 году, то есть увлекаюсь фотоискусством я всего десять лет (для фотографа это – небольшой стаж). Тогда я сделал очень много снимков, сразу их посмотрел, меня это всё невероятно заинтересовало, к тому же это стало у меня неплохо получаться. Так я и увлёкся фотоделом.
Факультет фото– и видеотворчества КемГУКИ я так и не окончил, после того как устроился на работу и перевёлся на заочное отделение, меня забрали в армию. По приходе со срочной службы я восстанавливался, но, к сожалению, так и не окончил вуз. Планирую это сделать позже, поскольку понимаю всю важность профессионального образования. Помню, для поступления нужно было предоставить свои работы – отснятые собственноручно фотографии (у меня на тот момент было не очень большое портфолио) и написать рецензию на фото – разобрать по деталям, фактуре, текстуре, замыслу, контрасту, композиции и так далее.
Накануне экзамена я начитался разной литературы, чтобы "быть в теме"… Не знаю, это ли мне помогло или что-то другое, но экзамен я сдал на оценку "отлично". В общей сумме за все вступительные испытания получил максимальный балл и поступил на отделение фотоискусства в КемГУКИ. Был уверен, что группа будет состоять преимущественно из парней, но как раз в то время набирала обороты "женская" фотография, и я оказался одним из трёх молодых людей в группе (девчонок было девять). К слову, все парни, с которыми я учился, сейчас работают по профессии, а вот насчёт девушек – с трудом вспомню, чтобы кто-то сейчас зарабатывал фотоделом.
Профессиональное образование, безусловно, важно, оно держит тебя в колее, заставляет понимать и чувствовать всю ответственность. То, чему учат в университете на отделении фото и видеотворчества, – это некая база, то, от чего нужно оттолкнуться и с чего можно начать свою профессиональную деятельность. Приятно осознавать, что среди большого количества фотографов я один из немногих, у кого есть специальное образование, лишним оно точно никогда не было (улыбается). Конечно, многие опираются исключительно на свой талант, но, на мой взгляд, этого не всегда достаточно.
В то время я активно общался с известными фотографами нашего города, жадно впитывал новую информацию, не стеснялся задавать уйму вопросов, иногда каверзных и, может, даже глупых. Студенческие годы дали мне отличных приятелей и коллег, чему я бесконечно рад. Я устроился на работу в издательский дом, где с удовольствием тружусь и по сей день. Специальность фотографа пригодилась мне и в армии, правда, совсем немного: я вёл некую летопись дивизии, делал дембельские фотоальбомы. Это давало мне и небольшую материальную выгоду, ну и нравилось самому: привезти домой фото из армии, сохранить память об этом необычном времени – тоже здорово.
Сначала я занимался репортажной съёмкой, мне очень нравилось, со временем стал пробовать снимать свадьбы, конечно, здесь для меня была важна материальная подоплёка. Иногда снимать одно и то же приедается, и я с лёгкостью переключаюсь на другие жанры фотографии, в том числе свадебную съёмку и дикую природу. И также с лёгкостью и новыми силами возвращаюсь к репортажной съёмке, на мой взгляд, самой сложной из жанров в фотоделе.
Дикую природу я фотографировал сначала для себя, потом стал показывать друзьям, затем этого мне стало мало, начал демонстрировать свои работы в социальных сетях, а дальше – пробовать участвовать в различных конкурсах, где тебя оценивают профессионалы. Так и погрузился в это, и сейчас фотографирование дикой природы – моя любимая творческая область. В прошлом году стал дипломантом конкурса "Дикая природа России-2014", учреждённого журналом National Geographic, где из 60.000 работ выбрали сто пятьдесят лучших снимков для итоговой фотовыставки, которая прошла в таких крупных городах, как Москва, Санкт-Петербург, Казань, Краснодар и Екатеринбург. Приятно, когда твоя работа экспонируется по стране среди множеств работ профессиональных фото-анималистов.
Я живу за городом, в Яшкинском районе, селе Колмогорово, оно очень удачно расположено географически, с одной стороны – главная река области Томь, а с другой – вековой сосновый лес, поэтому сложно не замечать такую красоту и не стремиться запечатлевать её на фото. Что касается портретной съёмки, люблю фотографировать и людей, и в первую очередь, конечно, свою семью. Именно семья – первые и главные люди, которым вообще нужны мои фотографии, они – единственные, кто примут и оценят абсолютно все работы. Моя работа в любом случае непосредственно связана с людьми, и я понял для себя, что важно быть коммуникабельным и раскрепощённым, улыбаться и оставаться полностью открытым для общения. Вообще, главное оружие в любой профессии – это искренняя улыбка (улыбается).
Даже в съёмке дикой природы, где, казалось бы, фотограф не пересекается с людьми, умения общаться и налаживать контакты очень пригождаются: когда выстраиваешь логистику, прокладываешь себе какие-то маршруты и многое другое. За любым делом, стоит человек. Без съёмок свадеб, конечно, тоже не обходится – у меня это неплохо получается, почему бы и нет? Это неплохое материальное подспорье. Для меня свадьба – в первую очередь, не какая-нибудь романтика, а тусовка, мероприятие, где собрано большое количество людей, которые создают себе этот праздник. И так как я часть этого торжества, стараюсь отдать все 100 процентов своей энергии и веселья. Я никогда не ограничиваюсь только "отщёлкиванием" нужного количества кадров, веду молодожёнов и гостей свадьбы за собой, стараюсь веселить, бодрить людей, быть на свадьбе одновременно и "шутом", и фотографом. Нередко собравшиеся на торжестве даже полушутя замечают: "Не в обиду ведущему, но на тамаде можно было бы и сэкномить, наняв одного фотографа" (улыбается). Про меня так и говорят: весёлый фотограф! (смеётся)
Зарабатывать на фотоделе в наше время, конечно, можно. Люди почему-то часто боятся, думают, что в нашем регионе невозможно получать неплохие деньги, занимаясь фотографией, но это не так. В первую очередь, это подтверждает мой пример – я зарабатываю только фотографией, это моя основная работа. Помимо оклада на основном месте работы, я зарабатываю, снимая городские мероприятия, выполняя индивидуальные заказы, иногда готовя рекламные материалы. В общем, сейчас заказов очень много, но для того, чтобы к этому прийти, нужно было много и упорно трудиться, зарабатывать себе имя.
Не могу сказать, что сейчас я узнаваем, но кое-какую хорошую репутацию имею, что не может не радовать. Конечно, меня знают, в первую очередь, как фотографа дикой природы: это ниша в нашем регионе пока не очень развита, и мне приятно ощущать, что я – один из первых, кто снимает в этой сфере. Причём пока я не зарабатываю на этом, мне просто хочется нести это в массы, ну и, естественно, такие съёмки и конечные результаты доставляют мне несказанное удовольствие.
Любимых работ среди собственных у меня, пожалуй, нет, все мне дороги. Ведь про каждую фотографию можно рассказать целую историю: ты помнишь, как её снял, какие факторы способствовали тому, чтобы кадр удался, некоторые снимки ты долго планируешь. Все свои работы я очень люблю и готов через них доносить до людей, в каком красивом и богатом с точки зрения творчества регионе мы живём. Совсем недавно у меня была история: я привычно ехал домой, а дорога туда лежит вдоль правого берега реки Томи. Солнце, заходя за горизонт, создало на небе невероятную картину. Я увидел, как удивительно красиво отражается в реке небо и подумал, как здорово было бы, если б включить в этот сюжет деревья. И что вы думаете? Вдоль Томи таких мест предостаточно, осталось только подобрать ракурс и сделать задуманный кадр!
Многие мне говорят: "У тебя такие классные фотографии, наверное, ты много путешествуешь". К своему сожалению, езжу я очень мало, но планирую наверстать упущенное. Сейчас я немного поглощен работой, коммерческими съёмками, но понимаю, что нужно чаще бывать в разных местах и привозить оттуда колоритные кадры.
Среди коллег-фотографов у меня, конечно же, тоже есть свои примеры для подражания, профессионалы, у которых есть, чему поучиться – это Сергей Горшков, известный российский фотограф дикой природы, Николай Зиновьев, также фотографирующий флору и фауну, Даниил Коржонов, который снимает только пейзажи, Владимир Медведев, чьи фотографии не раз занимали места на престижных международных фото конкурсов дикой природы. Стараюсь следить за их творчеством, наблюдаю, оцениваю, восхищаюсь. Радует, что такие мэтры, как правило, активно призывают к сохранению дикой природы, хотят передать такую красоту потомкам. Я плохо отношусь к охотникам, которые убивают зверей. Оставить после себя портрет животного, которое останется жить в естественной для себя среде – что может быть лучше? А вот убить его и повесить на стену – это ужасно, я считаю. Причём, чтобы убить животное, нужно подойти к нему на расстояние 100-150 метров, а чтобы сфотографировать – тридцать метров. Фотограф рискует больше охотника!
Иногда сидишь дома и думаешь: "Какая классная погода! Нужно выйти на улицу и сделать кучу красивых кадров" (улыбается). Нередко заставляешь себя собраться и пойти фотографировать. Я считаю, что выражение "терпеливому достаётся лучшее" чаще всего применимо к фотографу-пейзажнику, ведь далеко не всегда колоритные кадры "падают с неба" готовенькие. Иногда ты идёшь снимать, и начинается невероятный ливень, кажется, что не получится сделать ни единого нормального кадра, или снег сыплет так, что не видно абсолютно ничего. А потом, когда уже начинаешь собираться обратно, не сняв ровным счётом ничего, бац, – и небо становится ясным, появляется шикарная радуга и так далее, но даже если этого не произойдет, то постарайтесь сделать пасмурную и хмурую погоду своим союзником, сделав снимки драматичными.
Недавно мы ездили в трёхдневное путешествие в республику Алтай, одной из запланированных экскурсий было подняться к леднику Актру. Забравшись мы поняли, что снять там запланированные кадры не получится, ничего не видно, всё объято пеленой падающего снега, не то что горы разглядеть трудно, не видно даже деревьев в пятнадцати метрах от себя. Мы уже засобирались домой, но решили перекусить в Лагере альпинистов, которые твёрдо уверяли, что снег будет "валить" ещё дня два. Закончив с обедом, один из нас направился на улицу. Я попросил его: "Сфотографируй домики и сам лагерь, чтобы можно было показывать , где здесь можно жить". В этот момент небо буквально "рассыпалось", погода нормализовалась, и мы смогли сделать очень неплохие кадры, лишний раз подтверждая очень переменчивую погоду в горах.
Наш край – уникальный, но почему-то не все это замечают. У нас в шаговой доступности есть и горы, и поля, и леса, и равнины, и реки, и водопады… Это удивительно! А открывать Россию вообще можно всю жизнь. Я бы очень хотел организовывать поездки для всех желающих в живописные места нашего края, и прямо на месте учить их азам пейзажного фотоискусства, показывать и рассказывать, как нужно снимать. Я обязательно это сделаю. Сам я хотел бы побывать на Байкале (к слову, собираюсь отправиться туда в марте, поснимать ледяные пещеры), в Хакасии, в Кузнецком Алатау, на Камчатке, в Якутии, на Чукотке, в республике Тыва. Из ближнего зарубежья в планах – Казахстан, Киргизия, Монголия. Хотелось бы также привезти красочные кадры из Крыма. Ещё в планах сафари, но это не точно (улыбается). Ну и с удовольствием поснимал бы зверей где-нибудь у побережий.
Фотография для меня – это в какой-то степени личное пространство, которое необходимо каждому человеку. Я в этом личном пространстве один на один с камерой, фотоаппарат для меня – инструмент самовыражения. Сегодня фотоаппарат есть практически на каждом смартфоне, фото для людей становится способом донести до окружающих какие-то мысли, свою жизнь и то, что в ней происходит, неким невербальным способом общения: фотографируя, человек общается.
На мой взгляд, профессиональный фотограф способен сделать качественные снимки и с помощью не самого хорошего фотоаппарата. А плохому фотографу не поможет и самая дорогая техника. Что у меня в рюкзаке? Зеркальный фотоаппарат Canon и несколько объективов, потому что "зеркалка" предполагает наличие сменной оптики. Я задался целью в год приобретать по одному объективу, так как это довольно дорогое удовольствие и купить всё сразу просто нереально. Качество снимка во многом зависит от объектива, это знает каждый фотограф, поэтому приходится тратиться на них. Видео я тоже пробовал снимать, но профессионально этим не занимаюсь, максимум – на память запечатлеваю семью.
Преимущество современной фотографии в том, что приходится изыскивать какие-то возможности, ракурсы, точки съёмки только для того, чтобы отличиться от огромного количества точно таких же фотографов. Сделать эксклюзивный кадр – задача очень непростая на сегодня.
Подводя итог, я могу сказать словами фотографа дикой природы Дага Гарднера: "Дело не только в фотографии, это ещё и переживание открытого пространства". Для меня эти слова стали девизом, и я каждый раз выхожу на съёмку с большим удовольствием.