Замуж за инвалида: любовь и её неограниченные возможности

Чем старше становишься, тем отчётливее понимаешь, что жизнь порой – покруче любого сериала. То, за чем мы с замиранием сердца следим на экранах телевизоров и со страниц захватывающих романов, случается каждый день, с нами и нашими знакомыми. Героине интервью VSE42.Ru, Екатерине Перехожевой, было девятнадцать лет, когда она бросила университет в столице Кузбасса, уехала в родной Прокопьевск и вышла замуж за инвалида-колясочника Николая. Несмотря на тяжёлую травму спины и существенную разницу в возрасте со своей возлюбленной (Коля старше Кати на пятнадцать лет), мужчина на коляске сумел "отбить" девушку у её тогдашнего молодого человека.

Сейчас Катя – не только счастливая жена и журналист, но и мама двоих детей: трёхгодовалого Льва и маленькой Веры, которая родилась совсем недавно. Несмотря на то, что дочери Кати нет и месяца, девушка, не раздумывая, согласилась пообщаться с нами и нашла время ответить на все вопросы. В интервью корреспондентам VSE42.Ru Екатерина рассказала о неограниченных возможностях настоящей любви, главном секрете семейного счастья и о том, почему не считает брак с инвалидом экстраординарным событием.

– Как ты познакомилась со своим будущим мужем? 

– У нас с Николаем достаточно необычная история знакомства: в июле 2011 года я проходила практику на прокопьевской телестудии "Вита-плюс". Меня отправили на "Сибирскую Робинзонаду" – это туристическая акция, инвалиды со всего Кузбасса собираются и живут десять дней на природе в палатках без волонтёров и помощи. Снимала я документальный фильм об этих совершенно невообразимых ребятах. Жили с ними три дня, набрали кучу "картинок" и синхронов, осталось только записать стэндап. Как я буду красиво вылезать из палатки с микрофоном, я придумала, а что при этом говорить на камеру – фантазии не хватило.

Вслух перебирала кучу вариантов, и тут Коля вылезает из палатки напротив и говорит: "Муки творчества? Давай помогу". Оказалось, что до травмы он работал на телевидении, успел и ведущим побыть, и с микрофоном побегать. Помог написать текст, так и познакомились. Кстати, мы начали общаться в конце июля 2011-го, в конце сентября Коля уже сделал мне предложение, в октябре мы сняли квартиру, в ноябре подали заявление в ЗАГС, а в декабре поженились, мне тогда было девятнадцать лет. Вот так всё быстро закрутилось. Нам некогда думать о каких-то проблемах, о будущем. Мы просто живём здесь и сейчас.

– Что тебя зацепило в Николае, какой он? 

– На тот момент у меня был молодой человек, и я как-то особо не воспринимала Колю как свою возможную половинку. Он постепенно добивался моего внимания и расположения. Вообще, меня зацепили его глаза – я впервые в жизни увидела такой глубокий и насыщенный синий цвет. И взгляд... Внимательный и немного грустный. Потом я начала узнавать его больше и больше, а он был всё настойчивее. На вечеринках у нашего общего друга он писал мне стихи SMS-ками, привозил на работу вкусные домашние обеды. А как он готовит... ммм... пальчики оближешь! Засыпал цветами, подарками, постоянно придумывал романтические сюрпризы, водил по кафе, много гуляли.

Оказалось, до меня он вообще особо гулять не ходил – стеснялся коляски, всё-таки люди у нас не привыкшие, косятся постоянно. А я люблю свежий воздух. Моя мама тогда сказала: "Смотри, Катька, он тебя так приручит". Я смеялась, отнекивалась, говорила, что всё это несерьёзно. А потом проснулась в один прекрасный день и поняла, что даже дышать не могу без этого человека. Главное, что мне в нём понравилось и нравится до сих пор: он – мужчина. На все сто процентов. Он сам решает любые проблемы, я вообще не знаю такого, чтобы я нервничала и беспокоилась из-за денег, каких-то трудностей. Моё дело – семейный очаг, с остальным разбирается он.

– Как переборола страх перед общественным мнением? 

– Меня никогда не интересовало общественное мнение – те, кто меня знает хотя бы чуть-чуть, подтвердят, что плевать я хотела на пересуды окружающих. Единственное, что меня беспокоило, – как Колю примет моя семья. Всё-таки она для меня – самое главное в жизни. Но я зря переживала: все были от него в восторге. Только недавно мама призналась, что они с папой сначала несколько беспокоились о моём будущем, но полностью приняли мой выбор. Потому что это, подчёркиваю, мой выбор, и жить с этим человеком мне.

Я считаю, что невозможно научиться не обращать внимания на общественное мнение: либо тебе плевать, что думают люди вокруг, либо ты трясёшься за каждый косой взгляд на улице. Я же этими косыми взглядами упиваюсь: вообще люблю эпатировать публику. Что такое общественное мнение, когда ты счастлив? Я люблю же не его коляску и травму, я люблю своего мужа, в нём вижу в первую очередь мужчину, замечательного супруга, заботливого отца. Инвалидность его, конечно, накладывает свои коррективы на нашу жизнь. Но ко всему можно приспособиться, что мы и доказываем уже четыре года подряд.

– Тебя не смущало, что твой избранный – инвалид-колясочник? 

– Мной вообще всегда движет любопытство. Когда-то я мечтала стать врачом, даже колебалась в одиннадцатом классе между журналистикой и медициной. А тут целый человек с кучей особенностей со всеми вытекающими последствиями в моём распоряжении! Ну, инвалид и инвалид, он же мужиком при этом остаётся, а это – главное. Кстати, насчёт слова "инвалид". Эвфемизм "люди с ограниченными возможностями" обижает гораздо сильнее, чем прямое – "инвалид". Что за возможности? Кто их ограничил? Все границы у людей в голове, и у инвалидов, и у здоровых.

"Особые" люди? Что за бред? С небольшими особенностями, физическими или психическими – можно сказать. Но вот называть инвалидов "особыми" людьми – как-то нехорошо, на мой вкус. Я сама в своей работе никогда не использую общепринятых эвфемизмов. Если человек инвалид, то он – инвалид, имеет инвалидность, значит. А то, что этот термин кого-то обижает – придумали здоровые люди.

– К слову, вопросы типа "Смущает ли тебя, что твой муж – инвалид?", тебе уже успели надоесть? Как думаешь, почему вообще людей так удивляет, что молодая девушка вышла замуж за инвалида и счастлива с ним? 

– Если честно, подобные вопросы мне порядком надоели, да. Как бы это пафосно ни звучало, но мой долг – объяснять людям, что в этом нет ничего особенного. Наш брак – это не союз инвалида и молодой девушки. Это самая обычная семья двух любящих людей. Какая разница, на коляске он или нет, сколько нам лет и прочее, прочее, прочее. Главное – что мы любим друг друга, и тому подтверждение – наши дети.

Виной всему – стереотипы. Сейчас, конечно, инвалиды вышли из психологического подполья, в которое их и себя годами загоняло общество. В СССР инвалидов прятали, Советский Союз был страной молодых и здоровых. Оттуда и все стереотипы. Наша задача сейчас – убить этот стереотип. Меня, если честно, немного напрягает отношение ко мне как к героине – "Ах, какая молодец, не побоялась трудностей". Да люди живут в ситуациях в тысячу раз сложнее нашей! А я влюбилась и вышла замуж, и ничего героического тут нет. Не думала я ни о трудностях, ни о спасении каком-то. Живу и всё.

– Чувствуется разница в возрасте? 

– Поначалу ощущалось: всё-таки разные поколения, совершенно иное воспитание. Коля ещё пионерию и комсомол застал, а я – дитя девяностых. Сложностей особых в общении не было и нет, потому что я всю жизнь общалась со взрослыми людьми: мои родители в своих семьях – младшие, поэтому все двоюродные-троюродные сёстры и братья, а также их друзья – минимум на пять-восемь лет старше. А я с детства с ними везде болталась. Да и вообще, мне со сверстниками редко когда было интересно. Сейчас уже вообще не ощущается разница: я повзрослела, муж молодеет с каждым днём, он на свои почти сорок не выглядит. Иногда, правда, у него бывает: "Я уже пожил, я лучше знаю!".

– Извини за деликатный вопрос: какой диагноз у твоего мужа и почему он оказался в инвалидной коляске? 

– Диагноз – травматическая болезнь спинного мозга, у Коли два позвонка сломано, одного вообще нет, спину держат металлические скобы. А оказался в инвалидной коляске после автокатастрофы. Ему после травмы удалили одно ребро, так вот в нашей семье теперь ходит шутка, что я из этого ребра, собственно, и образовалась в его жизни. В марте 2016 года будет десять лет, как он в коляске. Шансов на полный отказ от коляски: никаких, таков вердикт врачей.

– Помнишь момент, когда узнала, что ждёшь малыша? 

– На ребёнка мы решились практически сразу. Помню, оставалась пара недель до свадьбы, валяемся на диване. Я книжку читаю, Коля биатлон смотрит... Такой тихий семейный вечер. И вот смотрю я на жениха своего, а он так эмоционально за нашу сборную болеет, и понимаю, что вот от этого человека я хочу детей. И через восемь месяцев родился Лёвка – 14 июля 2012 года. Я когда тест на беременность сделала и две полоски увидела, даже не удивилась.

Подхожу к Коле, улыбаюсь так загадочно. А тот сразу всё понял, и от счастья чуть не заплакал: у людей с подобной травмой, как у него, вообще редко дети получаются. Он и в первую, и во вторую беременности меня, как хрустальную вазу, оберегал. По максимуму старался с меня всю работу по дому снять, сто метров пройти – он меня на машине везёт. Хочу помидоров с вареньем – вот, дорогая, пожалуйста. Мяса в меду тушёного – кушай, любимая!

– Скажи честно: никогда не было сожаления, что не окончила университет и рано завела семью? 

– Нет, никогда! Так послушаю своих бывших одногруппников и, наоборот, радуюсь, что не окончила университет: отвращение к профессии возникло бы. Не жалею ли я о том, что рано завела семью? Рано? Девятнадцать лет – это рано?! Я понимаю, шестнадцать-семнадцать, но в девятнадцать-то уже старая дева, всё! А если серьёзно – меня воспитывали так, что в первую очередь надо создать семью, родить, а уже потом заниматься карьерой и всем остальным. Вот смотри: мне 23 года, у меня уже двое детей и любящий муж, я редактор областной газеты и интернет-портала об инвалидах, есть любимое дело, есть хобби – КВН, я много путешествую, всё лето всей семьей ходим в походы.

Благодаря активной общественной деятельности, у нас есть собственные квартира и машина, пусть без изысков, но свои. Куча друзей по всему миру. О чём я должна жалеть? О бессмысленных тусняках в клубах? Бесцельных отношениях? Я живу для себя сейчас. И через десять лет у меня уже будут достаточно взрослые дети и построенная карьера. И не нужно будет бегать с высунутым языком в поисках своей половинки. А университет можно окончить в любое время, учиться никогда не поздно, тем более сейчас появилось заочное отделение в Кемеровском государственном университете на факультете филологии и журналистики.

– Вы с Николаем – довольно известные личности у себя в городе и даже за его пределами, расскажи чуть подробнее о том, чем вы занимаетесь. 

– В первую очередь мы занимаемся общественной деятельностью: Коля – председатель "Рубикона", а я – массовик-затейник и секретарь в одном лице. Мы придумываем и проводим мероприятия для инвалидов – детей и взрослых. Например, весёлые старты, туристические слёты, спортивные соревнования, фотокроссы, рыбалка – фантазия наша границ не имеет. Мы делаем это, чтобы вытащить инвалидов из их "раковин", из их маленьких мирков и показать, что жизнь не заканчивается после присвоения группы инвалидности. Можно и нужно жизнью наслаждаться!

Уже год мы состоим в Кемеровской областной организации Всероссийского общества инвалидов. Нас приглашают в качестве сценаристов и ведущих концертов, в этом году я была в оргкомитете межрегионального фестиваля "Я – автор", целую неделю жили в Кемерове всей семьёй. Участвуем в автопробегах, официальных мероприятиях, конкурсах. Кстати, Кемеровская областная организация Всероссийского общества инвалидов – учредитель газеты и интернет-портала, где я работаю.

Мой муж – член сборной Кузбасса, в этом году участвовал в Парасибириаде – весь в медалях приехал, вот недавно вернулся со всероссийского спортивного фестиваля "Пара-Крым-2015". Также Коля – вице-чемпион по пауэрлифтингу, чемпион по толканию ядра, призёр области по настольному теннису, "Человек года – 2014" в городе Прокопьевск. Уже три года он – председатель общественной организации инвалидов Прокопьевска "Рубикон", корреспондент-внештатник, КВН-щик и просто красавец! Живём полной жизнью, здоровым такая жизнь и не снилась. Всё зависит от человека, как бы банально ни звучало. Коля не привык опускать руки и ныть, он всегда борется до конца. Вот и за меня тоже боролся и получил награду в виде весёленькой семейной жизни: я ведь тот ещё фрукт! Всё-таки разница в возрасте у нас – пятнадцать лет, а это разные поколения, мы друг друга в тонусе всё время держим.

И, конечно, наше любимое увлечение – КВН. Уже четыре года мы в него играем, начали в нашей местной лиге. Команда "Капитан Очевидность", капитаном которой я являюсь, первые два года существования брала серебро на областном Инва-КВНе, а потом мы поняли, что пора развиваться. За свой счёт съездили в Тихвин на Международный фестиваль интегрированного КВН, посмотрели других, себя показали, поняли, что пора переходить на уровень выше. Вернувшись в Кузбасс, с такой подготовкой взяли золото на областном фестивале и поехали в Санкт-Петербург на игру уже всероссийского масштаба. Там мы играли в составе сборной "Флеш-рояль" и особых успехов не добились. Зато в прошлом году "Капитан Очевидность" взял реванш – бронза на всероссийском фестивале КВН. Сцена для меня – всё. Этот сезон игр мы по очевидным причинам пропускаем, зато в следующем году поедем рвать всех!

– В чём секрет крепкой семьи? Может, как человек с опытом (пусть и пока небольшим), дашь совет влюблённым парам? 

– Парам посоветовать сложно, а вот конкретно к прекрасной половине обратиться могу. Девушки, будьте девушками! Не нужно стараться взвалить на себя всю ответственность за отношения. Не нужно быть "мужиком в юбке". Да, будьте сильными, да, будьте самостоятельными. Но как только в вашей жизни появляется мужчина, дайте ему возможность быть мужиком! Только патриархальная модель семьи выживает в наших реалиях. Я сама просто воспитывалась в строго патриархальной семье, где слабая женщина и суровый мужчина, который вообще всё решает; и эту модель я перенесла и на свою семью. К счастью, у мужа точно такое же воспитание, поэтому так и повелось: я рожаю детей, а супруг "убивает мамонтов".

Фото: из архива семьи Перехожевых
Автор:
Комментарии для сайта Cackle