В конце августа Минобрнауки выступило за введение школьной формы, хотя ничего нового чиновники не сообщили. Позиция мало отличается от президентской, которую Владимир Путин высказал в 2013-м: форма нужна, но каждая школа может определять свои собственные стандарты её внешнего вида. Образовательное учреждение пусть и не театр, но этот учебный год, видимо, начнётся с вешалки.
За пару-тройку последних лет школьная форма несколько раз становилась темой общественного обсуждения в России на высшем уровне. Один из самых резонансных и ожесточённых диалогов развернулся после запрета хиджабов в ставропольской школе. Тогда споры об уважении религиозных взглядов учеников дошли до президента, который в итоге предложил ввести единую форму в российские школы, но не на федеральном, а на региональном и муниципальном уровнях.
Ближе к "эпохе санкций" российские власти заметили, что национальная текстильная промышленность особым спросом не пользуется, а предметы школьной формы покупаются преимущественно импортные. В регионах (например, в Кузбассе) всерьёз озаботились местным производством школьной одежды и добились даже некоторых успехов: в 2014-м школьной формы купили на 12% больше, чем в 2013-м. Сил к этому прилагалось немало, учитывая, что местные фабрики не конкуренты Китаю, хотя бы в плане оборотов (и, соответственно, цены) и скорости производства.
Однако последний и самый важный "скандал" разразился недавно: в конце августа в Брянске состоялось совещание правительства, на котором Геннадий Онищенко заявил, что 80% школьной формы опасны для жизни школьников. Причём не с моральной или религиозной точки зрения – она опасна для здоровья абсолютно всех детей, вне зависимости от конфессий и политических взглядов их родителей.
Проблема в материалах, которые используются при производстве, – они небезопасны для здоровья. В массе своей претензии касаются именно китайской одежды, сертифицированной всё же в РФ. Пусть занимаются этим частные лаборатории, но аккредитованы они той же Росаккредитацией (а это федеральный орган). Российские производители слишком слабы и не развиты – демпить цены они не могут. Родители вынуждены тратить больше денег и ограничивать себя (и своих детей) в выборе моделей школьной формы, который сводится к "очень плохим" и "беспросветно плохим", или покупать потенциально опасный, но дешёвый nice-look. Хотя, как сообщает "Газета.RU", импортная школьная форма подорожала на 40%, по состоянию на 25 августа 2015 года.
Говорить о материалах не будем: это отдельная тема, которая завязана не столько на честности производителей, сколько на коррумпированности надзорных органов (все экспертизы проходят в России) – поговорим лучше об эстетике и внешнем виде школьной формы.
Сейчас форма в России не имеет стандартов, и каждая школа вольна сама выбирать её внешний вид. Обычно это белая рубашка и чёрные брюки для мальчиков и белая блуза и чёрная юбка – для девочек. Однако многие школы оказались от строгого вида и ввели специальные правила ношения одежды делового стиля, которые дают больше свободы самовыражения.
Раз поднялся шум по поводу вредности китайских вещей, посмотрим, что шьют нам современные российские производители (которые вообще предлагают сжигать контрабандную одежду прямо на границе, а чтобы поднять отечественного производителя – ввести эмбарго на ввоз текстильной продукции из ЕС). Сайт Ассоциации текстильщиков России не хочет с нами разговаривать...
Попробуем ещё раз и разочаруемся: раздел "Фотогалерея" не содержит ни одной фотографии производимой продукции.
Зато российский деятель Вячеслав Зайцев совместно с Минпромторгом собрал неплохой сайт со списком российских производителей и обширной галереей школьной формы. Рекомендуем родителям, которые ещё не купили форму своим детям, обязательно на него заглянуть: на ресурсе имеются не только фотографии. Есть возможность выбрать свой регион, все предметы одежды рассортированы по категориям, цветам, возрасту и цене. 107 страниц с фотографиями – впечатляет.
За исключением брючных костюмов для девочек: внешний вид формы в массе своей мало отличается от СССР. Безусловно, она немного осовременена, но тенденции всё те же, даже в цветах.
Серый, чёрный и любимый синий. Из предметов одежды радуют разве что кардиганы и некоторые рубашки: в принципе, абсолютно классические, но попытка выглядеть интересно в них прослеживается. Поищем что-нибудь посимпатичнее.
У девочек, как всегда, простора для творчества побольше. Хотя... Вот адаптация коричневого эсэсэсэровского платья, а следом – практически оригинал.
Встречаются и более интересные модели: например, серый кардиган в сочетании с белой рубашкой в горошек, дополненный чёрным поясом и красным бантом. Вроде всё так же просто, но уже интереснее. Дальше у нас жакеты, пиджаки и приятные жилеты.
А вот и будущая стюардесса.
У российских производителей очень много однотипных моделей, которые являются либо вариацией на тему классики (причём не самой изысканной), либо адаптацией формы старых образцов, подсмотренных у советских дизайнеров. Могли бы и у зарубежных конкурентов что-нибудь адаптировать, но с этим как-то туго, а почему – непонятно: школьную форму сейчас производят и Valentino, и D&G, и Burberry – в общем, множество домов моды. Вот типичная вариация последнего на тему начальных классов.
Или более классическое школьное платье от Valentino (правда, за 175 тысяч рублей).
Даже Канье Уэст в этом году заявил, что собирается заняться дизайном школьной формы, правда, до сих пор о его проекте ничего не слышно.
Ближе к распаду СССР требования к школьной форме были не такими строгими, и дети имели возможность играть со своим внешним видом, особенно это касается девочек: сочетая блузки и жилеты, а также плиссированные юбки, они могли сильно менять внешний вид, оставаясь при этом в допустимых рамках. Обязательным аксессуаром до 1991 года был красный пионерский галстук (для пионеров, конечно), а также значки (но без покемонов): октябрятский (для начальных классов), пионерский (для средних классов) и комсомольский (для старшеклассников).
В 1984-м девочек обязали носить костюм-тройку: пиджак с накладными карманами, жилет и юбку-трапецию со складкой спереди. С мальчиками экспериментировать получалось сложнее, поэтому форма у них практически не менялась за весь период СССР.
Для сравнения: английская школьная форма того периода (архивная фотография – в лучшем качестве её нет).
Стоит отдельно отметить маленькое коричневое платье, не выходившее из тренда эсэсэсэровской моды и ставшее классическим для детей того времени. Поверх повязывался фартук чёрного цвета, чтобы отделять серые будни от праздников, во время которых надевался белый фартучек.
Хрущёвская "оттепель" изменила внешний вид формы для мальчиков, учитывая модные тенденции тогдашней "джинсы": школьные куртки стали напоминать джинсовки с погонами на плечах, нагрудными карманами и алюминиевыми пуговицами. С расцветкой всё как-то обычно: синева – и ничего лишнего. Для придания особой крутости школьным курткам предполагалось нанесение нашивок: эмблем с изображением солнца и учебников как символа света учения, видимо (эта информация не подтверждена).
Однако дизайнеры не учли, что на пластике (а именно из него производились эмблемы) краска долго не держалась, – цвет терялся, и изображение вообще становилось не особо приличным. Поэтому настоящие модники эти нашивки срезали, ибо некрасиво.
Крутым синим курткам предшествовали довольно унылые серые полушерстяные пиджаки у мальчиков (с тремя пуговицами) и то самое коричневое платье у девочек.
Кстати, стрижка в то время тоже строго регламентировалась, и любая вольность с волосами могла повлечь за собой наказание. Краситься также было вне закона. Всё дело в Сталине, ибо он ругался на вообще любые эксперименты – будь то длина юбки или цвет рубашки.
Форма ещё более старого образца практически копировала военное обмундирование. Это касается даже необходимости носить фуражки, а также ремень с большой пряжкой (что, в принципе, выглядит довольно мощно). На фото, например, маленький военный, у которого, судя по всему, немножко не хватает мелочишки. И девочка тоже не особо довольна его поведением.
Но настоящий военизированный трэш происходил ещё до создания СССР, в царской России. Вот чего можно ожидать в будущем от мальчугана, который с детства похож на небольшого диктатора?
Как показывает практика, далеко не всегда обязаловка – это стеснение и контролирование. Есть отличные примеры сотрудничества двух противоположных сторон (школьников и администрации, например), которое выливается во что-то по-настоящему красивое и оригинальное. Вот лондонские школьники, которые сами принимали участие в дизайне своей формы. Поэтому и ношение этого унитарного предмета одежды не кажется им насилием над личностью.
А вот шикарные костюмы на студентах английского колледжа.
Великобритания до сих пор использует школьную форму, причём делает это весьма искусно. Это традиционная английская форма. По большому счёту здесь и комментировать нечего. Она шикарна.
В остальных европейских странах школьной форме не уделяется столько внимания. В Польше и Франции её сейчас нет вообще, Германия – в раздумьях (как бы из-за гитлерюгенда), а в Бельгии форму носят в некоторых католических и частных школах. В США и Канаде форма определяется на уровне учебных заведений (кроме государственных школ, в которых используется дресс-код).
Так, а тут у нас (слева направо) – бедные дети Африки, радостные китайцы, Индонезия, Пакистан и Северная Корея.
Отдельным абзацем поговорим о Японии. Исторически внешний вид школьной формы складывался из военных образцов, и это справедливо для любых стран. Но Япония примечательна несколькими вещами: во-первых, за основу для женской одежды они взяли форму Королевского флота, а во-вторых, школьные наряды давно превратились в некий фетиш.
Японские матроски прочно вошли в аниме и мангу и вообще стали одним из символов страны. Сейлор-фуку (так она называется) обязательно состоит из блузки с полосками и треугольным воротником, под которым повязывают бант или платок. Дополняет их плиссированная (необязательно) юбка, часто – в клеточку, а также гольфы под колено. Традиционные для Японии цвета – белый, чёрный, темно-синий и светло-зелёный. Хотя в настоящее время часто используется красный (особенно это касается юбок).
Школьная форма у японцев как-то очень тесно связана с сексуальностью, ибо часто можно видеть полуэротическое её использование (я молчу про хентай и так далее) и в фото, и в аниме.
Тот, кто когда-нибудь надевал строгий костюм, согласится, что так или иначе он меняет твоё восприятие и настраивает на более серьёзный лад (после того как наиграешься в Джеймса Бонда). Однако найти красивый и качественный костюм, который будет хорошо сидеть, – непросто (я говорю преимущественно о мальчиках). А те обрубки штор, которые вешают на детей их родители и называют пиджаком, ввергают в уныние не только окружающих. Когда одежда не сидит, слишком велика или неудобна, это заметно. Мало того что сам ребёнок чувствует себя некомфортно чисто физически, так он ещё и ощущает несуразностью своего вида. Значит, его поведение будет соответствующим.