Количество качественных дорог в Кемерове выросло более чем в два раза

25 января 2017 года на сайте кемеровской городской администрации появилась новость о том, что Кемерово включили в перечень городов, которые получат деньги из федерального бюджета на ремонт дорог.

– Участие в федеральном проекте "Безопасные качественные дороги" даст нам возможность преобразить город – за ремонтом дорог должно идти благоустройство прилегающих территорий, новые остановки, ограждения, адресное хозяйство, светофоры, – рассказывал кемеровский мэр Илья Середюк по возвращении из Москвы, где градоначальник лично защищал в Министерстве транспорта РФ проект по развитию транспортной инфраструктуры города.

Насколько получилось такое преображение, спустя пять лет оценил наш корреспондент.

Вместо «силов»

Весна 2017-го в Кемерове стала первой за десять лет, когда городские улицы не поливали битумом вперемешку с камнями, летевшими потом в автомобили и пешеходов. Эту ежегодную традицию называли поверхностной обработкой дорог – якобы она продляет срок службы покрытия. Разным способам обработки давали имена: "чип-сил", "сларри-сил". "кейп-сил" и подробно рассказывали кемеровчанам об особенностях каждого липкого слоя.

Объяснение использования этого технологического чуда простое – с 2007 года у столицы Кузбасса просто не было средств на нормальный дорожный ремонт. В ходу был лишь ямочный и нанесение слоев износа.

– На дорожную деятельность выделяется 1 млрд 200 млн рублей, и в основном это – зимнее и летнее содержание. А на капитальный ремонт дорог нам удаётся изыскать не более 300 млн рублей в год вместо необходимых по нормативу 2-х миллиардов, – рассказывал тогда замглавы города по благоустройству Дмитрий Березовский.

В итоге при всех чип-, сларри – и кейп-силах, по заявлению самих же чиновников, на начало 2017 года, к моменту старта федерального проекта "БКД", износ городских дорог составлял 69%. Иными словами, более-менее нормально проехать позволяла только треть дорог. Остальное – направления.

По словам городских управленцев, был составлен дорожный антирейтинг: в первую очередь в план ремонта включали самые убитые магистрали при наличии на них интенсивного движения и маршрутов общественного транспорта.

А по мере их ремонта по тем же критериям выбирали следующих претендентов на обновление. Объемы ямочного ремонта снизились в разы в пользу капитальных изменений.

Сегодня, по данным городской администрации, к нормативному состоянию приведены 74% заасфальтированных дорог Кемерова – 356 км. Все отремонтированные участки нанесены на общероссийскую карту нацпроекта https://bkdrf.ru/map/kemerovo. Там же можно посмотреть те дороги, которые еще предстоит привести в порядок.

В дело пошёл и старый срезанный асфальт. Им несколько лет подряд отсыпали улицы частного сектора.

И если в 2017-м речь шла лишь о замене изношенного покрытия, то в последующие годы на деньги нацпроекта стали не только ремонтировать, но и строить новые дороги. Так появились продолжения улиц Институтской, Московского, Комсомольского проспектов и проспекта Химиков, а также три кольцевых развязки.

Прямо сейчас строят продолжение Пролетарской – на месте бывшего училища связи. Это "дорога жизни" к новому микрорайону, жители которого с нетерпением ждут, когда власти решат вопросы транспортной доступности и установят светофор.

Гарантийный случай

Сколько продержится новый асфальт? Как заметили многие кемеровчане, на разных участках это происходит по-разному. Ряд дорог, отремонтированных ещё в первую волну "БКД", очень даже в норме. Другие, к примеру, Терешковский мост или Нахимова, не помешает отремонтировать снова. И, как считает городская администрация, – за счёт подрядчика, ведь дороги на гарантии в течение 5 лет.

Подрядчик, конечно, не всегда согласен с доводами муниципалитета. Но справедливости ради, этой весной после некоторых убеждений дорожная организация вышла на гарантийные работы на Кузнецком проспекте, Логовом шоссе, улице Нахимова и улице Терешковой, устранив повреждения. И так, по информации кемеровской мэрии, будет до тех пор, пока вопросы к качеству работ не иссякнут.

– Все отремонтированные в рамках нацпроекта улицы регулярно обследуются. Состояние дорожного покрытия на Логовом шоссе – в пределах нормы, опасности для автомобилистов дорога не представляет. Замечания устраняются подрядной организацией в рамках гарантийных обязательств, – рассказала начальник отдела подрядных работ городского управления дорожного хозяйства и благоустройства Александра Афанасьева.

В целом за пять лет проекта "БКД" по гарантии отремонтировано 144 участка дорог, в основном это заделка вырубок асфальта, которые отправляют на анализ качества.

– В процессе реализации нацпроекта "БКД" предусмотрено пять уровней контроля качества: внутренний производственный и лабораторный контроль подрядной организации, инспекционный контроль заказчика (администрации города). независимый контроль лаборатории центра дорожных исследований, общественный контроль, который осуществляет специальный Совет по вопросам осуществления дорожной деятельности, и контроль Федерального дорожного агентства и его подразделения – ФКУ "Сибуправтодор", – сообщили в пресс-службе администрации Кемерова.

На разных этапах контроля выявляются замечания, устранением которых оперативно занимается подрядчик. Только после этого власти принимают решение о приёмке объекта и оплате работ.

Комбо из нацпроектов

Как сделать изменения городской среды заметнее для жителей? Кемеровский мэр Илья Середюк считает, что для этого надо внести максимум новизны, называя это синергией или комплексным подходом. Суть в том, что в рамках одной территории, например, отдельного микрорайона, одновременно ремонтируют или строят дороги, тротуары, парк, сквер, детсады, школы, приводят в порядок дворы и фасады.

Деньги на эти цели, помимо "БКД", – из разных нацпроектов: "Жильё и городская среда", "Образование", "Демография". В связке получается эффект больших изменений.

В качестве подтверждения своих слов градоначальник приводит проспект Химиков, территорию возле Президентского кадетского училища, дороги в посёлках РТС, Боровой, Пионер, Ягуновский.

– Мы столько лет ездили по разбитым дорогам, других просто не видели, – говорит Владимир Бугаков, руководитель сельхозпредприятия, главный офис которого уже более 20 лет базируется на РТС. – В целом даже представить уже не могли, что может быть по-другому. На многих улицах асфальт представлял собой сплошные рытвины, кое-где его просто не было изначально. Сейчас, конечно, совсем другое дело. И добираться до работы комфортно, и жители радуются переменам к лучшему.

Пример комбо текущего года – улица Кирова. Там идёт ремонт проезжей части, пешеходных тротуаров и парковой зоны. Улицу Патриотов ремонтируют от Двужильного до Радищева, включая бульварную часть.

Правда, в случае с Патриотов, проспектом Ленина и рядом других "затратных" дорог, ремонт делают поэтапно – по участку в год, распределяя выделенные годовые лимиты по разным районам. По словам властей, это для того, чтобы перемены коснулись города в целом, а не отдельно взятого квартала.

Заканчивается реконструкция Соснового бульвара, его тоже ремонтировали участками на протяжении почти трёх лет.

Дороги, которым нужен ремонт

Отдельная тема – трамвайные переезды и их состояние. Как показал опыт кемеровских дорожников, нет смысла ремонтировать асфальт, он тут же пойдет трещинами, если пути изношены. Начинать нужно с перекладки трамвайного полотна, рельсов и основания. Такие работы, по словам главы города Ильи Середюка, запланированы на протяжении трамвайного маршрута №10, в том числе в районе КЭМЗа. Источник их финансирования иной – инфраструктурный бюджетный кредит.

А в проект программы "БКД" 2023 года включены 19 участков, в их числе пересечение Терешковой и Октябрьского проспекта, улица 1-я Стахановская от железнодорожного переезда в районе здания №35 к83 до ул. Топкинский лог.

На днях городские власти объявили аукцион на проектирование ремонта Кузбасского моста, включая его деформационные швы.

Улицы Красноармейская, Красная, проспект Ленина от Терешковой до Волгоградской, а также участок улицы Патриотов от Радищева до Базовой рассматриваются в качестве перспективных для внесения в число ремонтируемых по нацпроекту.

Фото: Администрация города Кемерова
Комментарии для сайта Cackle