25 января 2017 года на сайте кемеровской городской администрации появилась новость о том, что Кемерово включили в перечень городов, которые получат деньги из федерального бюджета на ремонт дорог.
– Участие в федеральном проекте "Безопасные качественные дороги" даст нам возможность преобразить город – за ремонтом дорог должно идти благоустройство прилегающих территорий, новые остановки, ограждения, адресное хозяйство, светофоры, – рассказывал кемеровский мэр Илья Середюк по возвращении из Москвы, где градоначальник лично защищал в Министерстве транспорта РФ проект по развитию транспортной инфраструктуры города.
Насколько получилось такое преображение, спустя пять лет оценил наш корреспондент.
Весна 2017-го в Кемерове стала первой за десять лет, когда городские улицы не поливали битумом вперемешку с камнями, летевшими потом в автомобили и пешеходов. Эту ежегодную традицию называли поверхностной обработкой дорог – якобы она продляет срок службы покрытия. Разным способам обработки давали имена: "чип-сил", "сларри-сил". "кейп-сил" и подробно рассказывали кемеровчанам об особенностях каждого липкого слоя.
Объяснение использования этого технологического чуда простое – с 2007 года у столицы Кузбасса просто не было средств на нормальный дорожный ремонт. В ходу был лишь ямочный и нанесение слоев износа.
– На дорожную деятельность выделяется 1 млрд 200 млн рублей, и в основном это – зимнее и летнее содержание. А на капитальный ремонт дорог нам удаётся изыскать не более 300 млн рублей в год вместо необходимых по нормативу 2-х миллиардов, – рассказывал тогда замглавы города по благоустройству Дмитрий Березовский.
В итоге при всех чип-, сларри – и кейп-силах, по заявлению самих же чиновников, на начало 2017 года, к моменту старта федерального проекта "БКД", износ городских дорог составлял 69%. Иными словами, более-менее нормально проехать позволяла только треть дорог. Остальное – направления.
По словам городских управленцев, был составлен дорожный антирейтинг: в первую очередь в план ремонта включали самые убитые магистрали при наличии на них интенсивного движения и маршрутов общественного транспорта.
А по мере их ремонта по тем же критериям выбирали следующих претендентов на обновление. Объемы ямочного ремонта снизились в разы в пользу капитальных изменений.
Сегодня, по данным городской администрации, к нормативному состоянию приведены 74% заасфальтированных дорог Кемерова – 356 км. Все отремонтированные участки нанесены на общероссийскую карту нацпроекта https://bkdrf.ru/map/kemerovo. Там же можно посмотреть те дороги, которые еще предстоит привести в порядок.
В дело пошёл и старый срезанный асфальт. Им несколько лет подряд отсыпали улицы частного сектора.
И если в 2017-м речь шла лишь о замене изношенного покрытия, то в последующие годы на деньги нацпроекта стали не только ремонтировать, но и строить новые дороги. Так появились продолжения улиц Институтской, Московского, Комсомольского проспектов и проспекта Химиков, а также три кольцевых развязки.
Прямо сейчас строят продолжение Пролетарской – на месте бывшего училища связи. Это "дорога жизни" к новому микрорайону, жители которого с нетерпением ждут, когда власти решат вопросы транспортной доступности и установят светофор.
Сколько продержится новый асфальт? Как заметили многие кемеровчане, на разных участках это происходит по-разному. Ряд дорог, отремонтированных ещё в первую волну "БКД", очень даже в норме. Другие, к примеру, Терешковский мост или Нахимова, не помешает отремонтировать снова. И, как считает городская администрация, – за счёт подрядчика, ведь дороги на гарантии в течение 5 лет.
Подрядчик, конечно, не всегда согласен с доводами муниципалитета. Но справедливости ради, этой весной после некоторых убеждений дорожная организация вышла на гарантийные работы на Кузнецком проспекте, Логовом шоссе, улице Нахимова и улице Терешковой, устранив повреждения. И так, по информации кемеровской мэрии, будет до тех пор, пока вопросы к качеству работ не иссякнут.
– Все отремонтированные в рамках нацпроекта улицы регулярно обследуются. Состояние дорожного покрытия на Логовом шоссе – в пределах нормы, опасности для автомобилистов дорога не представляет. Замечания устраняются подрядной организацией в рамках гарантийных обязательств, – рассказала начальник отдела подрядных работ городского управления дорожного хозяйства и благоустройства Александра Афанасьева.
В целом за пять лет проекта "БКД" по гарантии отремонтировано 144 участка дорог, в основном это заделка вырубок асфальта, которые отправляют на анализ качества.
– В процессе реализации нацпроекта "БКД" предусмотрено пять уровней контроля качества: внутренний производственный и лабораторный контроль подрядной организации, инспекционный контроль заказчика (администрации города). независимый контроль лаборатории центра дорожных исследований, общественный контроль, который осуществляет специальный Совет по вопросам осуществления дорожной деятельности, и контроль Федерального дорожного агентства и его подразделения – ФКУ "Сибуправтодор", – сообщили в пресс-службе администрации Кемерова.
На разных этапах контроля выявляются замечания, устранением которых оперативно занимается подрядчик. Только после этого власти принимают решение о приёмке объекта и оплате работ.
Как сделать изменения городской среды заметнее для жителей? Кемеровский мэр Илья Середюк считает, что для этого надо внести максимум новизны, называя это синергией или комплексным подходом. Суть в том, что в рамках одной территории, например, отдельного микрорайона, одновременно ремонтируют или строят дороги, тротуары, парк, сквер, детсады, школы, приводят в порядок дворы и фасады.
Деньги на эти цели, помимо "БКД", – из разных нацпроектов: "Жильё и городская среда", "Образование", "Демография". В связке получается эффект больших изменений.
В качестве подтверждения своих слов градоначальник приводит проспект Химиков, территорию возле Президентского кадетского училища, дороги в посёлках РТС, Боровой, Пионер, Ягуновский.
– Мы столько лет ездили по разбитым дорогам, других просто не видели, – говорит Владимир Бугаков, руководитель сельхозпредприятия, главный офис которого уже более 20 лет базируется на РТС. – В целом даже представить уже не могли, что может быть по-другому. На многих улицах асфальт представлял собой сплошные рытвины, кое-где его просто не было изначально. Сейчас, конечно, совсем другое дело. И добираться до работы комфортно, и жители радуются переменам к лучшему.
Пример комбо текущего года – улица Кирова. Там идёт ремонт проезжей части, пешеходных тротуаров и парковой зоны. Улицу Патриотов ремонтируют от Двужильного до Радищева, включая бульварную часть.
Правда, в случае с Патриотов, проспектом Ленина и рядом других "затратных" дорог, ремонт делают поэтапно – по участку в год, распределяя выделенные годовые лимиты по разным районам. По словам властей, это для того, чтобы перемены коснулись города в целом, а не отдельно взятого квартала.
Заканчивается реконструкция Соснового бульвара, его тоже ремонтировали участками на протяжении почти трёх лет.
Отдельная тема – трамвайные переезды и их состояние. Как показал опыт кемеровских дорожников, нет смысла ремонтировать асфальт, он тут же пойдет трещинами, если пути изношены. Начинать нужно с перекладки трамвайного полотна, рельсов и основания. Такие работы, по словам главы города Ильи Середюка, запланированы на протяжении трамвайного маршрута №10, в том числе в районе КЭМЗа. Источник их финансирования иной – инфраструктурный бюджетный кредит.
А в проект программы "БКД" 2023 года включены 19 участков, в их числе пересечение Терешковой и Октябрьского проспекта, улица 1-я Стахановская от железнодорожного переезда в районе здания №35 к83 до ул. Топкинский лог.
На днях городские власти объявили аукцион на проектирование ремонта Кузбасского моста, включая его деформационные швы.
Улицы Красноармейская, Красная, проспект Ленина от Терешковой до Волгоградской, а также участок улицы Патриотов от Радищева до Базовой рассматриваются в качестве перспективных для внесения в число ремонтируемых по нацпроекту.