Специалисты Высшей школы экономики (ВШЭ) зафиксировали в России рекордно быстрое снижение потребительской уверенности граждан.
Согласно результатам расчета Индекса потребительских настроений Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний ВШЭ, Россия вошла в пятерку европейских стран с самым худшим потребительским настроением среди граждан.
Как выяснилось по результатам опроса, во втором квартале нынешнего года индекс потребительской уверенности россиян снизился на 19%. Теперь данный показатель составляет – 30%. Кроме того, 43% граждан заявили об ухудшении материального положения, и только 10% считают, что в ближайший год сложившаяся ситуация начнет выправляться.
Во ВШЭ отметили, что нынешний потребительский пессимизм не является рекордным. Например, во время кризиса 1998 – 1999 годов индекс снижался до – 45%. При этом такого уровня он достиг постепенно, в то время как текущее падение произошло всего за один квартал, чего не было зафиксировано за всю историю расчетов.
По словам директора Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгия Остапковича, сильнее всего потребительский пессимизм коснулся граждан в возрасте 30 – 49 лет, которые серьезно пострадали от последствий пандемии коронавируса. При этом данная категория людей, считает эксперт, является самой производительной, политически активной и экономически значимой, поэтому ее серьезные потрясения могут увеличить экономические, финансовые, социальные и политические расхождения, передают "Ведомости".