Группа "Сибантрацит", контролируемая Дмитрием Босовым – компания мирового масштаба, в которую входят АО "Сибирский Антрацит", ООО "Разрез Восточный" и ООО "Разрез Кийзасский" за последние пять лет увеличила объем добычи в четыре раза и планирует сохранить темп. В конце 2018 года компанию возглавил Максим Барский. О приоритетных направлениях работы и амбициозных планах группы он рассказал изданию РБК.
Максим Барский (Фото: пресс-служба "Сибантрацит")
Сегодня перед Максимом Барским стоит задача в два раза нарастить объем добычи металлургических углей, то есть увеличить ее до 58 миллионов тонн. И эти планы "Сибантрацит" планирует осуществить к 2022 году.
Напомним, что по итогам 2018 года консолидированный объем добычи составил 24,1 миллиона тонн. В 2018 году выручка по РСБУ составила 132,8 миллиарда рублей, увеличившись в 1,9 раза. Общая сумма начисленных налогов – 12,5 миллиарда рублей, в том числе налога на прибыль – 8,4 миллиарда рублей.
Планируя увеличение добычи, "Сибантрацит" делает ставку на три марки металлургического угля: антрацит, марку "Т" и коксующиеся угли.
– В 2018 году мы добыли 15 миллионов тонн антрацита, видим рынок для 20 миллионов тонн, но, наверное, не больше – иначе из-за падения цен начнем отъедать долю сами у себя. В 2018 году добыли 9,5 миллиона тонн угля марки "Т" и будем увеличивать добычу. У нас уже есть "Разрез Кийзасский" в Кузбассе. Мы выиграли лицензию на участок Верхнетешский. В ближайшее время услышите еще о приобретениях. Мы обеспечили себе ресурсную базу по марке "Т" для роста добычи до 20-30 миллионов тонн. Но все будет зависеть от спроса, – говорит Максим Барский в интервью РБК.
Кроме этого, в планах "Сибантрацита" постройка обогатительных фабрик, так как часть углей марки "Т" энергетические, и обогащение нужно для использования в металлургии. Цель "Сибантрацита" – 100% металлургических углей.
Кроме этого у компании есть Огоджинский проект с запасами 1,5 миллиарда тонн. Ожидается, что здесь будут добываться коксующиеся угли. Они расположены близко к поверхности – два метра. В то время как в Кузбассе это расстояние равно 12–15 метрам.
"Сибантрациту" принадлежит 50% Огоджинской угольной компании (еще 12,5% "Ростеху" и 37,5% у Era Capital), которая владеет лицензией на разработку Огоджинского угольного месторождения. Объект находится в Амурской области. Начало добычи планируется на 2019 год.
Рост планируется не только за счет уже работающих предприятий и развития новых проектов. "В ближайшее время услышите еще о приобретениях", – сообщил Максим Барский.
Для "Сибантрацита" важно расширять и ассортимент выпускаемой продукции, и рынки сбыта. Это связано с тем, что металлургические угли подвержены общему экономическому циклу. И в случае замедления экономики они страдают одними из первых. Руководство "Сибантрацита" знает, как этого избежать, и принимает меры уже сегодня. Среди потребителей его продукции корейские и японские компании, а на индийском рынке "Сибантрацит" первый.
К тому же Группой делается ставка на Азиатско-Тихоокеанский регион. Его доля в общем объеме экспортных поставок "Сибантрацита" составляет 70%. Это Вьетнам, Индонезия, Малайзия и т.д.
По словам Максима Барского, "Сибантрацит", как и другие компании, ощущает дефицит железнодорожных мощностей на востоке России.
– У нас по железной дороге едет на восток только 100 миллионов тонн, – поясняет Максим Барских в интервью РБК.
В середине марта 2019 года Дмитрий Босов обратился в письме к Президенту России Владимиру Владимировичу Путину, где предложил профинансировать строительство Северомуйского тоннеля-2 в Бурятии и увеличить провозные мощности БАМ и Транссиба. Это предложение связано с дефицитом железнодорожных мощностей и является тщательно продуманным стратегическим планом.
Существующий сегодня Северомуйский тоннель – узкое горлышко. Кроме этого он был введен в эксплуатацию давно в 2003 году, и в недалеком будущем обязательно потребует ремонта. У РЖД не было в планах строительства второго тоннеля. И президент России поддержал инициативу Босова построить Северомуйский тоннель-2.
Разумеется, РЖД заинтересованы в запуске Северомуйского тоннеля-2. Ведь благодаря ему вырастает российский грузопоток, исчезнут многие риски, связанные с проездом через существующий тоннель. Его закрытие фактически приведет к остановке движения. И Северомуйский тоннель-2 в этой ситуации просто необходим.
21 апреля 2019 года "Сибантрацит" сообщил, что по поручению главы РЖД Олега Белозерова создана совместная рабочая группа, которая уже даже провела первое заседание 11 апреля.
– Для нас проект начался. Компания (для строительства Северомуйского тоннеля-2) зарегистрирована, служба заказчиков создана, подрядчики определяются. Мы выполняем то поручение, которое у нас есть, – отмечает Максим Барских в интервью РБК.
Проект Северомуйского тоннеля-2 в работу запускает компания "Восток Уголь", которой на паритетных условиях с Александром Исаевым владеет Дмитрий Босов. "Восток Уголь" имеет дело с проектами, которые требуют разработки с нуля. Она занимается стройкой и запуском. А дальше на этапе операционного управления, они переходят в "Сибантрацит".
– Это моя зона ответственности. Когда я сюда пришел, мне достались три разрозненных предприятия ("Сибирский антрацит", "Разрез Восточный" и "Разрез Кийзасский"). Задача была все это объединить в единую корпорацию, – отмечает Максим Барских в разговоре с РБК.
Еще одно направление деятельности "Сибантрацита" – строительство порта "Вера" на Дальнем Востоке. Компания рассчитывает на эффективное использование его мощностей. Этот проект является одним из стратегических направлений Группы "Сибантрацит".
Группе также принадлежит "Сибантрацит Кузбасс", который владеет лицензией на разработку участка Верхнетешский. Добыча здесь начнется, скорее всего, в 2020 году.