В мумии европейского ребёнка обнаружили смертоносный вирус чёрной оспы

В 2015 году в Европе археологи обнаружили мумию ребёнка, захороненного в литовской церкви в XVII веке. Во время анализа учёные из Макмастерского университета обнаружили в мумии старейший из известных образцов вируса натуральной оспы. Кроме того, им удалось расшифровать ДНК вируса. Статью об этом они опубликовали в журнале Current Biology.

Геном был извлечён при помощи РНК-приманки – для этого использовались молекулы РНК, захватывающие участки ДНК. Полученный геном штамма вируса сравнили со штаммом, который убивал людей в XX веке. Выяснилось, что оба образца восходят к одному предку, который возник в период с 1588-го по 1645 год – во время открытия Нового света.

– Поскольку у нас есть временная шкала (эволюции вирусов – прим. "Ленты.ру"), мы можем выяснить, являются ли реальными ранее задокументированные исторические свидетельства существования оспы, восходящие к Рамзесу V, а также датированные вплоть до 1500 года. Это действительно могли быть случаи заболевания оспой, но их легко можно спутать с корью или ветрянкой, – объяснил суть открытия один из его авторов, Хенрик Пойнар.

Благодаря обнаруженному геному учёные смогли восстановить общую картину эволюции вируса. В частности, они выделили этап разделения оспы на Variola major и Variola minor, первый из которых является типичной смертельной чёрной оспой, а второй – её разновидностью, полученной после начала вакцинации людей штаммом коровьей оспы.

Фото: Kiril Cachovski of the Lithuanian Mummy Project