Итак, вы решили, что хотите купить велосипед. Ребенку, любимой свекрови или себе. Возможно - даже первый в вашей жизни. У вас отложена определенная сумма денег, вы идете в магазин и понимаете, что главного-то не учли: на что обратить внимание при покупке. Без паники, рассказываем!
Для самых маленьких
Детский велосипед представляет собой скорее развлечение, чем серьезное средство передвижения - на нем далеко не уедешь. К тому же ребенок быстро растет, вырастая из своей игрушки. Однако не стоит спешить и покупать своему ребенку велосипед «на вырост» или стремиться приобрести самую дешевую модель.
Учить ребенка кататься на велосипеде можно, начиная с одного года. Для юных «наездников» в этом возрасте предназначаются модели типа «велоколяска». Это трехколесное транспортное средство снабжается ручкой, с помощью которой родители могут везти чадо на велосипеде, как в коляске. А сам малыш сможет ехать на нем, как вращая педали, так и отталкиваясь ногами. Такие велосипеды оснащаются нескользкими сиденьями в форме стульчика со спинкой, страховочным «ободком безопасности», а иногда и ремнями, застегивающимися на животе ребенка – чтобы свалиться с велосипеда не было ни малейшего шанса. Также хорошо, чтобы у «велика» были упоры для ног в виде поддонов. Некоторые производители дополняют велосипеды для самых маленьких поддержкой для переднего колеса, с помощью которой малыш может учиться крутить педали, оставаясь на месте. Трехколесники для детей от года выпускаются в затейливом, ярком оформлении, с различными погремушками, клаксонами, движущимися декоративными элементами, светомузыкальными панелями… В общем, поездки на таких «великах» - одно сплошное удовольствие. Еще одна полезная деталь – съемная крыша-тент, которая укроет и от жаркого солнца, и от внезапно начавшегося во время прогулки дождя. Много таких моделей продается в сети гипермаркетов «Rich Family», где они представлены в разных ценовых категориях и цветовых решениях. Стоимость «велоколяски» - от 1000 рублей.
Велосипедистам до пяти лет все еще рекомендуются «трехколесники». Но ручка для родителей уже необязательна. Сиденье еще может быть в виде стульчика, но допускается и велосипедное седло – с опоясывающим, прочным бортиком.
- Велосипед для ребенка должен обязательно быть снабжен ограничителем руля – специальной вставкой, ограничивающей его движение вокруг своей оси. Дети этого возраста еще не способны полностью контролировать велосипед и руль при резком повороте может больно ударить ребенка или даже сбросить его с седла, - объясняет Анна Сергейчук, продавец-консультант одного из спортивных магазинов.
Дети, как известно, быстро растут, поэтому желательно, чтобы сиденье и руль регулировались по высоте, а дополнительные детали (ручка управления, упоры для ног) были съемными.
Младшим школьникам уже можно приобрести двухколесный велосипед, но со съемными приставными колесиками, которые крепятся к заднему колесу (таким образом «велик» на время превращается в четырехколесный). Пока ребенок не научится держать равновесие на двух колесах, эти приставные колесики помогут ему гонять, не боясь упасть. Не стоит торопить юного велосипедиста с переходом на два колеса: пусть потарахтит дополнительными колесиками хотя бы сезон. Так он привыкнет к своему транспортному средству – все-таки, двухколесники повыше и помассивнее, чем трехколесные «велики».
Большой выбор детских велосипедов в магазине «Спортишка». Здесь можно купить и трехколесные велики, начиная от тех, что комплектуются ручками, чтобы родители могли возить своих малышей, и четырехколесные, для детишек постарше. Стоимость – от 2000 рублей.
Для подростков
Для ребят от двенадцати лет, уже уверенно держащихся на двух колесах, существуют так называемые «подростковые» велосипеды, уменьшенные копии «взрослого», дорожного велосипеда. Характерный представитель этого класса – памятный многим (и существующий до сих пор) - «Школьник». Сегодня в продаже есть и другие модели «подростковых» велосипедов с широкими колесами и усиленной рамой, рассчитанной на бездорожье и большие нагрузки – так называемые «кроссовые». На них можно кататься не только по асфальту, но и по лесным кочкам и грунтовым дорогам.
- Одной их главных характеристик любого детского велосипеда является качество тормозов. И если двух-четырех-летние малыши на трехколесниках еще не могут разогнаться до потенциально опасных скоростей, то десятилетки гоняют уже по-настоящему. Поэтому первый двухколесник должен иметь прежде всего хороший ножной тормоз, срабатывающий при резком движении педалями назад. Ребенок быстро научится пользоваться таким тормозом, - говорят консультанты.
Для того, чтобы полноценно использовать ручные тормоза, у ребенка должны достаточно окрепнуть руки, поскольку ручным тормозом остановить велосипед не так уж легко. На одном из сайтов, посвященных велосипедам, рекомендуют проверять готовность к использованию ручных тормозов с помощью пустой пивной банки: если ребенок может смять ее одной рукой, значит у него хватит сил затормозить ручным тормозом.
Цепь на детском велосипеде должна быть обязательно прикрыта специальным щитком. Это делается для того, чтобы в цепь не попадали штанины. Последствия обычно не самые веселые – можно и через руль кувыркнуться. Для выбора подросткового велосипеда по высоте рамы и седла «взрослые» нормы не годятся. Ребенок должен стоять на земле обеими ногами и при этом у него должна быть возможность присесть еще на 10-12 сантиметров.
Кстати, детский «велик» должен быть достаточно легким по весу. Сначала это вопрос - актуальный для родителей (кому же еще выносить трехколесник на прогулку?), но и для самих подростков велосипед тяжелее десяти кило будет не слишком удобен.
Хороший ассортимент подростковых велосипедов предлагает сеть магазинов «Спортмастер», где модели уже явно делятся на «девчачьи» (нежных розовых тонов) и «пацанячьи» (поагрессивнее, поярче). Стоимость качественных импортных моделей начинается от 6000 рублей.
Для взрослых
Не думайте, что сегодня существует только одна модель, которая будет вас везти по всем местностям и ландшафтам одинаково комфортно. Поэтому, выбирая велосипед, следует определиться, где больше всего предстоит кататься, и какой рельеф поверхности будет встречаться наиболее часто.
Дорожный велосипед, он же прогулочный, прекрасно подойдет для городской местности и небольших загородных поездок. Наиболее значимый фактор – удобство. Прежде всего, смотрите на седло. Оно должно быть с высокой посадкой и хорошей амортизацией. У городского велосипеда должна быть предусмотрена защита от грязи всех основных частей. Выбрать такой велосипед довольно просто, ориентируясь на комфорт, внешний вид и цену. Но, что можно отметить, как большой и довольно значительный минус – это их вес (более пятнадцати килограмм). Ну, и экстремальных нагрузок «великам – комфортам» давать не следует, они на них не рассчитаны. Так что, выбирая дорожный велосипед, оглянитесь сначала вокруг: сможет ли «ваш выбор» осилить предложенный ландшафт. Еще один забавный вариант велосипеда – тандем. Пока в Кемерово такие встречаются редко, да и выбирают их обычно молодые влюбленные, которые не стесняются взглядов прохожих. Тандем - двухместный велосипед, а значит два человека в тандеме – это целая команда. Кто едет спереди – капитан: он переключает передачи, рулит, управляет тормозами. Сзади его напарник, который, как правило, просто крутит педали и любуется городскими пейзажами.
Приобрести такие велосипеды можно в магазине «Спортугалия», где хороший ассортимент и городских велосипедов, и тандемов, и даже вычурных круизеров (класс городских велосипедов с повышенным комфортом езды по хорошему покрытию). Стоимость начинается от 10000 рублей, а продавцы-консультанты помогут определиться с выбором.
Горный велосипед или, иначе говоря, маунтинбайк предназначается для скоростного спуска с гор. Так сказать, «внедорожник» велосипедного мира. Само собой разумеющееся, что должно быть много передач, лучший вариант – больше двадцати. Правильным будет при выборе такого велосипеда обратить внимание на колеса. Они должны быть мощными, а шины широкими. Также уточните, какова амортизационная вилка, которая предназначена для гашения ударов. Какой горный велосипед выбрать и не запутаться в их типах? Для этого необходимо хотя бы вкратце ознакомиться с имеющимися вариантами.
Без амортизаторов – самая простая модель начального уровня. Справится также - с шоссе и грунтовкой хорошего качества. Рама стальная или легированная, поскольку другие материалы сильно жестки для отсутствия амортизации. Такой горный велосипед выбирать следует, когда вы только начинаете кататься, и опыта еще нет.
Хардтейл – классическая рама и амортизационная вилка. Оборудование может быть как профессиональное, так и начального уровня. Такой горный велосипед выбирают для участия в гонках кросс-кантри или же для дорог невысокого качества.
Софттейл – чтобы правильно выбрать горный велосипед, следует определиться, насколько важна для вас амортизация. В этой модели амортизатор передний, а заднее колесо немного подвижно относительно рамы. При интенсивном педалировании задняя подвеска колебаться не будет. Двухподвесочный – во-первых, присутствуют две подвески (на каждом колесе). Во-вторых, велосипед довольно прочный, но имеет большой вес и при усиленном педалировании раскачивается. Чаще его используют для скоростного или параллельного спуска. Приобрести такой «навороченный» аппарат можно также в «Спортугалии», причем «ценник» на горные байки начинается от 20000 рублей, а заканчивается где-то в пределах 100 000 рублей. Большой выбор велосипедов предлагает магазин «Триал Спорт». Здесь есть и горные модели, и дорожные, и гибриды. Стоимость – от 10000 рублей. Консультация профессионального продавца – бесценна.
Также отличный выбор и прокат горных великов предлагает спортивный магазин-сервис «Точка отрыва». Советы и дельные замечания по выбору велосипеда так же присутствуют.
Хотя, какой велосипед лучше выбрать - сказать сходу нельзя, все зависит от уровня начальной подготовки или вообще её наличия/отсутствия. Лучше изначально овладеть навыками катания на самом простом «агрегате». В любом случае, выбор – за вами. А самый правильный выбор вы уже сделали, когда решили купить велосипед.
Куда отправиться за «железным конем»?
"Точка отрыва", спортивный магазин-сервис, проспект Ленина , 32 — вход с торца,тел. 8−909−514−43−14; "Триал-Спорт", специализированный спортивный магазин, ул. Терешковой, 4, тел. (3842) 64−36−56; "Спортугалия", спортивный салон-магазин, Октябрьский проспект, 59, тел. (3842) 49-68-58; "RICH FAMILY", сеть гипермаркетов детских товаров, Тухачевского, 100 блок 4 — ритейл-парк "Сотка", тел.: (3842) 65-77-00; Спортмастер, сеть спортивных магазинов, Кузнецкий проспект, 33Б — 3 этаж; ТЦ Я; Октябрьский проспект, 34 -1 этаж; ТРК Лапландия;