ERID: LdtCKA4GZ

«Меткон»: дело в руках профессионалов

В Кузбассе не так много предприятий, которые смогли пережить распад Советского Союза, продолжили выпускать продукцию в непростые 90-е года, справились с кризисами 2000-х. Уходили в историю даже промышленные гиганты. А мы расскажем об уникальном малом предприятии, заводе "Меткон", который за 40 лет своей работы прошел через все кризисы и потрясения. Благодаря чему и кому небольшое предприятие вместо сельскохозяйственной техники стало производить оборудование для шахт и сегодня успешно развивается, мы узнали, побывав на заводе и побеседовав с его генеральным директором Анатолием Ефимцевым. Рассказываем.

Советский директор

Анатолий Николаевич Ефимцев не похож на типичного "топ-менеджера", как его обычно себе представляют. Улыбчивый, очень открытый и светлый человек, он принадлежит к поколению руководителей советской закалки – тружеников, прошедших каждую ступеньку производственной лестницы; хозяйственников, знающих цену каждому рублю и каждому станку; патриотов своего дела и предприятия, своей страны. А главное – сохранилось в нем, испытанном на прочность сменой экономических формаций, что-то важное, позволяющее как-то иначе, под другим углом зрения, смотреть на производственный процесс, знать каждого сотрудника с его проблемами и чаяниями в лицо, и не просто знать, а как-то по-отечески, по-свойски относиться к людям. И вместе с этим нет в Ефимцеве тяжеловесной закостенелости: в лукавом прищуре глаз, добродушной улыбке и простых незамысловатых формулировках видна деловая хватка, гибкость и в то же время уверенность и надежность. Рассказ его о предприятии в основном сводился к рассказу о людях, о тех, кто создает и помогает развиваться.

От совхозов к шахтам

История предприятия "Меткон" началась в 1980 году, еще в Советском Союзе. Тогда здесь производили нестандартное оборудование для кузбасских совхозов и колхозов. Потребность в таком оборудовании была велика, и "Меткон" ее полностью удовлетворял: местные мастера готовы были изготовить механизмы под любые нужды.

"Потом в начале 90-х колхозы и совхозы начали разваливаться, и мы переключились на обеспечение муниципальных нужд, – рассказывает Анатолий Николаевич. – Плотно работали с водоканалом и горэлектросетью, производили различные металлоконструкции. Кроме этого, в каждом районе была своя передвижная механизированная колонна, мы изготавливали оборудование и для них. Приходилось крутиться и подстраиваться под меняющиеся обстоятельства".

Анатолий Ефимцев руководит бизнесом с 1986 года. Он смог сберечь его и в лихие 90-е, сдюжило предприятие и в последующие кризисы.

В 2010 году "Меткон" получил свой первый горношахтный заказ. "Обратились ко мне ребята с вопросом:

"Сможешь сделать?" – и показали чертежи, – рассказал Ефимцев. – Смогу, чего ж не смочь. Наши специалисты любую деталь и вырежут, и выточат".

С тех пор "Меткон", получив сертификаты и лицензии, официально стал производить оборудование для кузбасских шахт: перегружатели, конвейеры, ворота – все, что необходимо угольщикам. На сегодняшний день в "Метконе" могут изготовить почти любую продукцию, причем полностью самостоятельно, без привлечения сторонних компаний и заграничных поставщиков.

Производственное закулисье

В производственном помещении площадью 4600 квадратных метров чистота и порядок. Работа кипит – в заготовительном цеху металл варят, режут, красят, сверлят, пилят, гнут. В отдельном блоке ровными рядами выложена готовая продукция – быстросъемные роликоопоры. За ними через несколько дней приедут представители крупной угольной компании. Значительную часть помещения занимает сделанный для другого заказчика перегружатель угля.

"Мы сами продумали конструкцию и сделали все чертежи для этого оборудования, – признался Анатолий Ефимцев. – Сами выточили все детали. А еще для испытания оборудования мы сделали специальный стенд. Здесь в помещении у нас напряжение 380 вольт. А в шахтах – 660 и 1140 вольт. Чтобы иметь возможность подключить оборудование и продемонстрировать его работу заказчику, мы установили специальный трансформатор".

Многим станкам на заводе по несколько десятков лет, но замены им сегодня не придумали. И хотя используются они часто для узкоспециальных нужд, дешевле и удобнее иметь свое оборудование, чем перезаказывать деталь где-то и зависеть от графиков и планов других компаний.

Конечно, "Меткон" приобретает и современное оборудование, которое помогает автоматизировать процессы и увеличивать эффективность работы предприятия.

"Мы сначала все вручную резали и шлифовали, – вспоминает Анатолий Николаевич. – А сейчас стараемся покупать станки, которые работают в полуавтоматическом или автоматическом режиме. Недавно вот купили новый токарный станок для точности обработки деталей. Фрезерный станок купили. Вот смотрите – в специальной кабинке сидит мастер, который загружает программу и сейчас будет вырезать из листов железа заготовки любых форм. Что конструкторы начертили, то этот аппарат и вырежет. Но участие человека этому полуавтоматическому агрегату необходимо. А сейчас мы покупаем обрабатывающий центр, который все будет делать сам! И в этом техническом обновлении производства нам очень сильно помогает Сбербанк. Выдернуть несколько десятков миллионов из оборотки не просто, а в банке за 3–5 дней нам одобряют кредит, мы приобретаем оборудование, повышая свою производительность в 3–4 раза, и развиваемся".

Кредиты Анатолий Николаевич закрывает быстро. Дело в том, что угольные компании по условиям договора рассчитываются с ним в течение 60–150 дней после изготовления и поставки продукции. И в этот период, когда средства еще не поступили, руководство компании пользуется удобными для себя формами кредитования. А когда заказчик с "Метконом" рассчитывается, кредит быстро закрывается. И так живут Анатолий Николаевич и Сбербанк душа в душу уже больше 26 лет.

"Мы и машины в лизинг брали, и страховали их, и зарплатные карты у нас Сбера, – перечисляет Анатолий Ефимцев услуги, которыми пользуется и сам, и его бизнес. – Я всегда могу обратиться за помощью к своему менеджеру в Сбере. Мне подскажут, как лучше решить тот или иной вопрос. Если заказчик задерживает оплату, и внести кредитный платеж нам нечем, мне идут навстречу и делают отсрочку. Еще не было ни одного случая, чтобы мне в чем-то отказали или не помогли".

Полностью автоматизированный универсальный обрабатывающий центр, который на предприятии ждут из Китая, прямо скажем, не из дешевых, хотя изготовлен китайскими специалистами по чертежам конструкторов "Меткона". Стоит внушительно – сумма семизначная. И снова на выручку Анатолию Николаевичу пришел Сбер.

"Сейчас рассчитаюсь по этому кредиту, – делится планами бизнесмен, – а потом новый возьму – собираюсь еще оборудования прикупить… Хочу новый токарный станок, побольше, посерьезнее, с программным управлением. Думаю, купить вальцы, которые катают барабанные корпуса. А еще нам очень нужна дробеструйка, чтобы отбивать ржавчину от металла. Сейчас мы делаем это вручную, шоркаем болгарками и наждаком. А с дробеструйкой это будет и быстрее, и качественнее – детали будут блестеть, как кузов автомобиля".

Конечно, сейчас в сложившихся условиях "Меткону" сложнее соответствовать пожеланиям заказчиков, которые хотят видеть в комплектации оборудования иностранные двигатели. Но Анатолию Николаевичу удается эти пожелания учитывать – детали из-за рубежа ему с некоторой задержкой, но поставляют. А все остальное он и его опытнейшие мастера могут изготовить сами…

Люди могут все

В штате у Анатолия Николаевич сейчас работает 50 человек. Производственный персонал находится в Кемерове, а в Новокузнецке и Юрге созданы техотделы, где трудятся конструкторы и менеджеры. Небольшой кадровый дефицит компания испытывает, а вот текучки кадров здесь почти нет.

"Один водитель работает у нас с 1984 года, – с гордостью рассказывает Ефимцев. – Токарь-слесарь отработал со мной уже 30 лет. Наши сотрудники имеют колоссальный опыт и в основном уходят от нас не на другое место работы, а на пенсию".

Анатолий Николаевич знает день рождения каждого своего сотрудника, а в 90-е годы даже построил многоквартирный дом для работников "Меткона".

Так как "Меткон" – компания небольшая, ее специалисты готовы учитывать персональные потребности каждого заказчика, чего не найти на крупных серийно штампующих детали производствах.

"Одной шахте нужны беленькие роликоопоры, – с улыбкой отмечает Анатолий Николаевич. – А другой – серенькие. И мы делаем для одних белые, а для других серые. Заказчик предоставляет нам подробное техзадание: "Мне, пожалуйста, вот такую длину, такую ширину, барабаны такого диаметра", а наши конструкторы разрабатывают чертежи под каждый заказ. Далее чертежи согласовывают с механиками шахты, дорабатываются нашими конструкторами, а затем выдаются технологам – все быстро и согласованно. Плюс у нас меньше общепроизводственных затрат. А это не только удешевляет, но и в полтора–два раза ускоряет процесс".

Уезжая с завода, мы отчетливо понимали, что у "Меткона" есть своя душа и человеческое лицо. А еще есть 40-летняя история, которая связывает целые жизни людей с жизнью компании. Путь "Меткона" – это история работы слаженной команды единомышленников. Сегодня кемеровский завод реализует очередные проекты и вынашивает очередные планы по расширению бизнеса. "Меткон" знает, куда идет и чего хочет. И все у него для этого есть: советской закалки директор, преданные предприятию великолепные мастера своего дела, надежные бизнес-партнеры и банк.

Реклама.
Рекламодатель: ПАО Сбербанк

Фото: VSE42.RU
Облако тегов
Комментарии для сайта Cackle