60-летний кемеровчанин, парализованный 13 лет назад, оказался в крайне неприятной ситуации. Горожанина лишили возможности ходить в туалет. Посещать сортир он, само собой, не может. Пользоваться "уткой" ему нельзя по медицинским показаниям. А памперсы, на которые житель областного центра имеет законное право, мужчине не предоставляют. Как такое могло случиться, читайте в материале корреспондента сайта VSE42.Ru.
Кемеровчанка Екатерина Иванова последние 13 лет жизни посвятила уходу за своим парализованным супругом. Ее 60-летний муж Олег Иванов, в прошлом врач-невролог, не может самостоятельно обслуживать свои базовые потребности. Ежедневно Иванова делает все, что в ее силах, чтобы облегчить жизнь супруга. Заботится о здоровье мужа, кормит его, переодевает, меняет подгузники.
Однако не все в руках одной только кемеровчанки. В некоторых вещах Иванова и ее супруг зависят от врачей и социальных работников. Например, по части обеспечения Иванова (мужчины-инвалида) абсорбционным бельем. Проще говоря, подгузниками, которые жизненно необходимы семье. Так как пользоваться мочеприемниками, которые в просторечье называют "утками", Иванову нельзя по медицинским показаниям. Так что конкретно в его ситуации альтернативы памперсам, как кажется, нет.
Центр социального обслуживания, к которому относится Иванов, должен выдавать кемеровчанину 60 памперсов в месяц. Как рассказывает супруга кемеровчанина, до 2018 года претензий к соцслужбе у нее не было. Белье предоставляли регулярно и в необходимом объеме. Но четыре года назад стали возникать трудности с обеспечением Иванова подгузниками.
– С 2018 года начались проблемы с памперсами. Я даже не думала, что мы так будем страдать из-за них, потому что раньше все было хорошо. Последние годы ситуация такая: несколько месяцев привозят памперсы, потом – ничего. И так постоянно. Объясняют тем, что они не заключили договоры на поставку памперсов. Говорят идти и самим покупать. Сейчас я покупаю пачку из 30 памперсов за 3 200 рублей. В месяц нам нужно две пачки. Но эти деньги мне потом не возмещают, хотя должны. Я приношу чеки, мне максимум возмещают 1 500 рублей в месяц. Типа по закону они больше не могут выплатить, – рассказала Екатерина Иванова корреспонденту сайта VSE42.Ru.
Два памперса в день – эту цифру Иванова взяла не "с потолка". Такое количество памперсов, если можно так сказать, назначили ее супругу, исходя из его состояния. И обеспечивать этим количеством подгузников Иванова обязаны по закону за счет бюджетных средств.
Чтобы узнать, действительно ли в Кемерове есть трудности с обеспечением инвалидов абсорбционным бельем, журналист сайта VSE42.Ru обратился в кузбасский Минздрав. Однако прямо на вопросы редакции в ведомстве, как это часто бывает, не ответили. И вот какое письмо мы получили.
– Обеспечение происходит по государственным контрактам, заключаемым региональным отделением в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Закупка подгузников для взрослых и пеленок осуществляется конкурентными способами определения поставщика, а именно, аукционом в электронной форме при котором информация о закупке сообщается Заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона. Для обеспечения инвалидов подгузниками для взрослых и пеленками региональным отделением на выделенные на 2022 год ассигнования по результатам электронных аукционов были заключены государственные контракты, которые на текущую дату исполнены. 15.08.2022 региональным отделением на сайте http://zakupki.gov.ru опубликовано извещение № 0239100000322000128 о проведение электронного аукциона на поставку инвалидам подгузников для взрослых. Срок окончания подачи заявок – 24.08.2022, – ответили в Минздраве и добавили, что после проведения процедуры закупки и заключения государственного контракта обеспечение инвалидов подгузниками для взрослых будет продолжено.
На мой взгляд, так многословно и невнятно. Но! Раз в ответе сообщается, что обеспечение "будет продолжено", осмелимся предположить, что на какой-то неопределенный срок кемеровские инвалиды (в том числе и герой нашей статьи) действительно были оставлены без столь необходимой вещи, как абсорбционное белье. То есть коснулась эта проблема не только Олега Иванова, но еще нескольких сотен кемеровчан.
И все это при весьма странных обстоятельствах. Якобы из-за того, что один госконтракт на обеспечение инвалидов абсорбционным бельем закончился, а новый чиновники еще не успели заключить. В результате чего образовалось некое "окно", которое, в теории, может длиться месяцами, если возникнут трудности с поиском поставщика.
И, почему-то, его появление кузбасские чиновники не предусмотрели. И не подумали заранее, чем обеспечивать инвалидов в этот временной промежуток. В результате чего инвалиды, ежедневно нуждающиеся в памперсах, остались брошены со своими проблемами один на один.
Что еще более дико – каждый контракт рано или поздно заканчивается, а значит, мы можем предполагать, что периоды, когда кемеровские инвалиды оставлены без положенного им по закону абсорбционного белья, случаются регулярно.
Можно, конечно, долго жаловаться на сложности работы чиновников, на необходимость постоянно ходить на работу и получать зарплату из бюджета, который, как известно, формируется из налогов простых граждан. Да еще и организовывать какие-то госконтракты для обеспечения инвалидов жизненно необходимыми вещами.
А можно представить следующую ситуацию. Остался какой-нибудь чиновник без возможности нормально передвигаться и ему просто для того, чтобы сходить в туалет, каждый день нужно два подгузника. Не три, не четыре, не пять – чтобы менять его после каждого мочеиспускания и дефекации. А всего лишь два. Но и этого обязательного по закону минимума нет. Временно, но нет.
Кого бы представить в роли такого чиновника для наглядности? Ну, например, ответившего на процитированный выше запрос редакции сайта министра здравоохранения Кузбасса Дмитрия Беглова. Интересно, если бы Дмитрий Беглов нуждался бы в памперсах здесь и сейчас, а госконтракт по каким-то (ведомым ему) причинам все еще не состоялся – было бы ему легче во время мочеиспускания не в памперс от осознания того, что госконтракт рано или поздно будет заключен?
Но вернемся к истории Екатерины Ивановой и ее супруга. Вернее, к еще одной странности в их крайне непростой ситуации. А именно, компенсациям за покупку памперсов, которые получила Иванова, но которые в полной мере не покрывают затраты на белье.
Подчеркну еще раз: самостоятельная покупка памперсов – не прихоть кемеровчанки. Она была просто вынуждена это сделать. Да и вообще, имела на это полное право. Ведь такая опция, как приобретение подгузников для инвалида за свой счет с последующей компенсацией, закреплена в законодательстве РФ.
– Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2011 № 57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации (далее – Порядок), в пункте 3 которого установлено, что компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные ИПРА техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств. Компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации, но не более размера стоимости технического средства реабилитации, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, являющихся аналогичными техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом. Согласно п.6 Порядка решение о выплате компенсации принимается уполномоченным органом (филиалом регионального отделения) в течение 30 дней со дня принятия уполномоченным органом заявления о выплате компенсации, – сообщили в кузбасском Минздраве корреспонденту сайта VSE42.Ru.
Исходя из ответа, понятно: Екатерина Иванова может рассчитывать на компенсацию. Но! Выплата не может быть больше той суммы, которую потратили бы кузбасские чиновники на приобретенное Ивановой количество подгузников.
Однако кемеровчанка физически не может купить памперсы по той же цене, по какой их покупает государство. Она не может открыть тендер, выбрать подходящего поставщика, который обеспечит ее супруга абсорбционным бельем по максимально низкой цене и, как можно предположить, в оптовых объемах. Она всего лишь приходит в магазин и покупает то, что может купить. По цене, которая предлагается в самых обычных, не оптовых магазинах.
В общем, получается так. Из-за того, что центр соцобслуживания не обеспечивает Олега Иванова абсорбционным бельем в необходимом количестве в положенные сроки, семья вынуждена нести дополнительные убытки. Компенсировать которые ей в полной мере не могут, по сути, из-за того, что чиновники Минздрава не смогли обеспечить бесперебойное снабжение инвалида. И говорить о том, что сделать это – то есть обеспечивать кемеровчанина памперсами – просто невозможно, судя по всему, бессмысленно. Ведь до 2018 года, как утверждает, Екатерина Иванова, проблем с памперсами не было в принципе.