Как «угорают» покупатели, или Что происходит в кузбасских магазинах?

С момента начала так называемой спецоперации России в Украине прошло всего три недели. Однако даже за столь короткое время жители Кемеровской области заметили изменения в своей повседневной жизни. Увы, не самые радостные. Речь, разумеется, идет о том, что происходит на продуктовом рынке, а также с товарами первой необходимости. Это волнует наверняка каждого нашего читателя. Какова реальная ситуация в магазинах сейчас, выяснял корреспондент VSE42.Ru.

Шампуни

Заходя в магазин у дома или в крупный гипермаркет, едва ли сразу обратишь внимание на то, что что-то там изменилось. Товары вроде как привычно лежат на прилавках, под каждым стоит ценник. Опять же толпы народу, сметающего содержимое торговых полок, лично я не заметил. То есть все по-прежнему.

И только "в интернетах" появляются то тут, то там то видео, то текстовые новости, что где-то кто-то устроил "батл" за сахар, соль или что-либо подобное. Насколько эта информация правдива – судить трудно. Ведь всегда можно немного "поиграть" с видеоизображением, выбрать нужный ракурс для съемки или, на худой конец, нанять массовку, чтобы добиться нужного результата. Например, показать "картинку" с толпами пенсионерок, сметающими сахарные прилавки.

Чтобы не стать жертвой пропаганды или контрпропаганды, корреспондент VSE42.Ru решил лично пройтись по кемеровским магазинам и осмотреться.

Для "контрольной закупки" я решил избрать наугад наиболее, на мой взгляд, крупные торговые сети. В личный рейтинг попали магазины "Ленты", "Магнита" и "Пятерочки". Сразу отмечу, что опираться буду на информацию, актуальную на 16 марта. Это важно сказать, поскольку ситуация может меняться в течение дня.

Первое, что бросилось в глаза – это разница в ценах на одни и те же товары. С одной стороны, так было всегда. В одном магазине, например, хлеб стоит дешевле, а в другом – яйца. Но обычно цены варьируются в пределах погрешности в 5-10 процентов. В противном случае покупатель среагирует негативно на большую разницу и просто не пойдет в "дорогой" магазин.

В данной ситуации ударила по глазам не просто разница в ценах, а отличающаяся практически в разы. Например, в "Ленте", расположенной в Променаде-3, цена весьма бюджетного шампуня "Чистая линия" объемом 400 мл составляла около 98 рублей. В то же время в магазине "Новэкс", что в торговом центре "Мир" (то есть буквально в пешей доступности от Променада-3) этот же шампунь стоил уже 178,99 рубля. Или почти в два раза дороже.

Что могло стать причиной такого разброса цен? Можно, конечно, предположить, что владельцам "Новэкса" деньги нужны больше, чем хозяевам "Ленты", но едва ли ценообразование в двух соседних магазинах работает именно и исключительно по такому принципу. Скорее всего, возможны два варианта. Либо в менее глобальном "Новэксе" уже новый завоз, а значит новые цены. Пусть и с прежней наценкой. А в "Ленте", соответственно старые запасы по старым же ценам.

Впрочем, даже лентовские цены, как утверждают покупатели, подросли. Так, по словам одного из моих собеседников, около месяца назад "Чистую линию" можно было купить в магазине на несколько рублей дешевле.

Остальные шампуни тоже "подросли". Например, L'Oreal Paris Elseve 400 мл по акции в "Новэксе" стоит 311,99 рубля за бутылочку в 400 мл. Как утверждают "кухонные эксперты", недавно аналогичная тара стоила около 200 рублей.

А вот покупка в "Пятерочке" шампуня для мужчин "Clear Men Шампунь и бальзам ополаскиватель Активспорт 2в1" 400 мл по карте лояльности обойдется в 299,99 рубля, а без карты – в 349,99 рубля.

Продукты

Чисто теоретически, на шампуне можно и сэкономить – если уж совсем семейный бюджет поджимает. В конце концов, мыться можно реже, а пахнуть – резче. Но вот на чем категорически не хочется экономить (в смысле меньше есть), так это на продуктах питания. Однако если ваш недавний семейный доход не позволял особенно шиковать, то складывающаяся в магазинах области ситуация в настоящее время и вовсе не располагает к продуктовым безумствам.

Цены практически на весь продуктовый ассортимент подросли. На одни товарные позиции, быть может, почти незаметно. Так, стоимость молочных продуктов, на мой субъективный взгляд, осталась на прежнем уровне – плюс-минус.

На другие – весьма заметно. Например, в гипермаркете "Лента" на Кузнецком проспекте 600-граммовый пакет "дешманской" ячневой крупы подорожал почти в два раза. Если еще недавно такая "ноунэймовская" упаковка стоила около 19 рублей, то теперь кашку можно купить за 32,99 рубля.

Аналогичная ситуация с другими крупами. Пачка гороха весом 800 грамм подорожала с примерно 25 до почти 50 рублей. Или рис под брендом "Националь". Сейчас упаковку в 900 грамм можно купить за 128,99 рубля, а еще совсем недавно – около 90 рублей.

Разумеется, любимой "народной забавой" у нас традиционно считается ценовое ралли на гречку. Почему-то изменение цены именно на эту крупу особенно больно ранит кузбассовцев. Что же происходит с этой крупой? Да все то же, что и с другими товарами. Правда, изначально стоимость гречки была достаточно высокой и, смею предположить, доступной далеко не каждому, а теперь и вовсе кажется заоблачной. Итак, теперь за 900 грамм гречки под брендом "Мистраль" придется выложить в "Ленте" 189,99 рубля. При том, что еще недавно, как утверждают встреченные в магазине покупатели, этот же пакет обходился на кассе в сумму около 120 рублей.

Но больнее всего ранило одну из наших собеседниц изменение цены на растительное масло.

– Я обычно покупаю для жарки подсолнечное масло "Слобода". Раньше оно стоило около 110 рублей, а по акции можно было взять даже за 96-97 рублей. Теперь ценник на бутылку составляет 294,99 рубля. Это, конечно, ни в какие ворота. Получается, почтив три раза подорожало масло. А почему? Какова причина такого роста? Лично я никак не могу себе этого объяснить, – рассказала одна из покупательниц.

Примерно таким же рекордсменом роста цены, судя по всему, стало пшено. Так, если 900-граммовая пачка "Пшено золотистое экстра" торгового бренда "Агроальянс", по утверждению покупателей, стоила недавно около 60 рублей, то сейчас ее стоимость составляет 112,99 рубля. То есть тоже почти кратное увеличение.

Соль и сахар

Ну а теперь перейду к самой горькой, точнее, сладкой части "магазинного похода". Не секрет, что сахар – это один из тех продуктов, которые кузбассовцы (как и все россияне, возможно) начинают панически скупать в случае любой угрозы какой-либо нестабильности. Видимо, сценарий прежних дефолтов и кризисов сработал и в этот раз. Так, например, в "Магните" на Пионерском бульваре сахара-песка обнаружить не удалось. А цены на сахар-рафинад – это отдельная история. Собственно, для "богатых".

Зато в "Ленте" сахар-песок есть. В смысле был в момент посещения магазина. И даже с "красной" акционной ценой. Правда она составляла 86,63 рубля за килограмм. Это если по карте лояльности. А если без нее, то на кассе придется заплатить почти 106 рублей. Для понимания: еще несколько дней назад стоимость упаковки сладкого белого порошка составляла чуть более 50 рублей. И без каких-либо красных ценников.

Продолжая сладкую тематику, стоит вспомнить об излюбленном "сибирском" лакомстве – бананах. Если вдруг кто-то давно не покупал их, то без особой радости спешу сообщить, что цена за килограмм на них уже давно не составляет ни 60, ни даже 80 или 90 рублей. Теперь желтое порождение далекой Африки стоит почти 120 рублей за килограмм. Так что теперь бананы из любимого народно-демократичного лакомства вполне могут перейти в разряд "желанных, но многим недоступных". Впрочем, если сравнивать их с яблоками, апельсинами и, тем более, грушами, не так уж и дорого получается.

От сахара вполне логично перейти к совсем противоположному, но не менее актуальному продукту – соли. Абсолютное большинство людей используют ее при приготовлении практически любых блюд. Так что без соли никуда. Возможно поэтому в той же "Ленте" на Кузнецком в момент визита корреспондента сайта "солевые" полки оказались вовсе пусты. В смысле полки с так называемой дешевой солью – в пакетах. "Соль в баночках" в наличии имелась. Правда цена… 80 рублей без одной копейки за полкилограмма вряд ли вызовет желание купить сразу несколько упаковок.

И, завершая разговор о насущных продуктах, стоит, пожалуй, вспомнить о таком любимом многими напитке, как кофе. Учитывая, что это товар исключительно импортируемый в Россию, цена на него вместе с падением рубля к курсу мировых валют изменилась в неприятную для покупателей сторону. Короче, выросла. Говорить конкретно, насколько именно – бессмысленно. Кофейных брендов на рынке пока еще много, и рост по каждому из них разный. Но несколько примеров все же приведу.

Так, относительно "народный" кофе в зернах Paulig Presidentti Original за 1 кг теперь можно купить в "Ленте" далеко не за "народные" 1894,49 рубля. Ранее его стоимость колебалась вокруг 800-900 рублей. Так что, получается, даже не в два раза.

Чуть более "премиальный" (если судить по "старой" цене) Coffesso Classico за тот же килограмм зерна теперь продается за 1823,89 рубля, при том что еще недавно такая упаковка колебалась в пределах 1300-1400, а по акции ее цена опускалась ниже 900 рублей.

Тампоны и прокладки

Напоследок стоит остановиться еще на такой важной для большей части человечества товарной категории, как средства индивидуальной гигиены для женщин. Тампоны и прокладки. Извините, мужчины, но куда без этого.

Итак, в этой сфере также подорожало практически все. Причем, порой, в пугающих размерах.

Так, ежедневные прокладки "Дискрит мультиформ" (20 штук в упаковке) в настоящее время в "Новэксе" стоят 106,99 рубля, при том, что ранее, как утверждают покупательницы, встреченные в магазине, их стоимость составляла около 70 рублей.

Еще одна позиция – ежедневные прокладки "Натурелла" в количестве 28 штук. Сейчас они стоят 174,99 рубля. Якобы, если верить информации на ценнике, со скидкой 30 процентов. Прежняя цена составляла около 110 рублей.

Но объективности ради стоит сказать, что не все средства женской гигиены подорожали. Так, например, тампоны "ОБ супер плюс" остались практически по прежней цене. Но, как объяснила одна из покупательниц, секрет ценовой стабильности на этот товар, возможно, кроется в том, что подобная товарная позиция – далеко не самая ходовая.

– Как бы вам объяснять… Это очень большие в диаметре тампоны, поэтому они подходят далеко не каждой женщине. Чтобы их использовать, нужно иметь определенные физиологические параметры, – сказала собеседница.

Впрочем, только на средствах женской гигиены можно не останавливаться. Мужчины тоже не чужды различных гигиенических приятностей. Так, например, мужские спреи-антиперспиранты бренда Axe в "Новэксе" стоят 305,99 рубля. А еще недавно их можно было купить дешевле 200 рублей.

Цены из «интернета»

Подчеркну, что все, о чем шла речь выше – это цены в оффлайн-магазинах. Отдельного разговора заслуживает ситуация в онлайн-маркетплейсах. Там цены и вовсе бьют самые смелые ожидания. Например, тот же антиперспирант Axe Black night на ozon.ru стоит 730 рублей. И это по акции. Без акции цена составляет 1327 рублей.

Получается, даже против выросшей цены в оффлайн-магазине в два (три) раза дороже. Но это далеко не предел, как выяснилось. Позиция "Тампоны o.b. ProComfort normal, 3 капли, 1 уп/16 тампонов" оценена в 998 рублей по акции и 1649 рублей без оной. В последнем случае цена одного тампона составляет больше 100 рублей. Как ни крути, дороговатая гигиена получается.

Почему онлайн-магазины решили так "задрать" цены – совсем уж загадка. Возможно, потому, что они (а точнее, их продавцы) работают с колес, не имея складских запасов. В отличие от оффлайн магазинов.

Впрочем, и владельцы магазинов этого не отрицают. По крайней мере, практически повсеместно в торговых залах висят листочки с надписями, что стоимость товаров, указанная на ценниках, может измениться. Разумеется, из-за якобы идущей переоценки товара.

Так что можно ли предположить, что подобные цены "из интернета" (которые еще совсем недавно были синонимом слова "дешевле") придут в магазины в наших городах? Наверное, можно. А можно предположить, что в новых условиях, когда многие мировые производители различных товаров, в частности средств гигиены, объявили о полном или частичном уходе с российского рынка, какая-то продукция вовсе исчезнет с прилавков наших магазинов? Наверное, тоже. Если иностранные компании действительно уйдут.

Одно в этой ситуации служит слабым утешением: нет товара – не надо тратить деньги на его покупку. Про черный рынок с его криминалом и пугающими ценами, пожалуй, в этой статье говорить нет особого смысла. Это совсем другая тема, как говорится.

Фото: VSE42.Ru
Комментарии для сайта Cackle