Безопасность шахтера: спасай себя сам?

Трагедия на шахте "Листвяжная" (ХК "СДС-Уголь"), которая унесла 51 жизнь, к сожалению, далеко не первая и, увы, не последняя. Пока люди будут идти под землю, никто не сможет на 100 процентов исключить возможности повторения подобных ЧП. А потому обеспечение безопасности в шахтах – это всегда надежда на то, что шахтеры смогут выйти на поверхность живыми. Что реально могут и даже должны предпринимать собственники угледобывающих предприятий, читайте в статье корреспондента VSE42.Ru.

Суд разберется?

Современная шахта – это достаточно сложный механизм с большим количеством дорогостоящей техники. В том числе той, что должна обеспечивать безопасность работы людей под землей. Когда заходит речь о безопасности, в голове большинства людей всплывает что-то связанное с определением метана в шахтовой атмосфере. Проще говоря, различного рода газоанализаторы, призванные оперативно оповестить шахтеров о превышении допустимых концентраций взрывоопасного газа в воздухе.

Более того, современные системы безопасности в подземной добыче угля предусматривают не просто информирование людей, но и, например, принудительное обесточивание техники. Это необходимо для того, чтобы исключить человеческий фактор: мол, нужна добыча, нужная зарплата – работайте шахтеры с риском для жизни дальше! Когда датчики метана напрямую связаны с электроснабжением, предполагается, что автоматика самостоятельно примет решение об остановке добычи, чтобы спасти человеческие жизни.

Но, если верить озвученным версиям трагедии на шахте "СДС-Угля", одна из них, скажем так, вмешательство как раз-таки в работу тех самых газоанализаторов и возможность искажения реальной картины с загазованностью шахтовой атмосферы на "Листвяжной". Так это или нет – сейчас будут разбираться следователи следкома, а затем суд. Но сама возможность такого вмешательства в работу газоанализаторов – это ужасно.

В подобной ситуации, когда по чьей-либо команде кто-то может занизить содержание метана в забое, получается, что у шахтера только одна надежда – на себя. Конечно, если это не катастрофический взрыв, который не дает шансов на спасение.

Запас воздуха

После взрыва и, например, обрушения, под которое может попасть человек под землей, самой серьезной опасностью, видимо, является шанс просто-напросто задохнуться. Не секрет, что в шахте собственного воздуха нет. А потому, чтобы обеспечить возможность шахтерам нормально дышать, работают огромные вентиляционные системы. Есть так называемый главный вентилятор, есть вспомогательные и так далее. И в случае остановки этого оборудования люди, чтобы не погибнуть от удушья, должны немедленно подниматься на поверхность.

Но суть в том, что обычно, как только в аварийном порядке останавливается вентиляция, воздух в шахте заканчивается очень быстро. Настолько, что его может не хватить даже на время подъема на-гора. И вот для спасения шахтеров в подобных ситуациях под землей в обязательном порядке используются самоспасатели.

Для тех, кто не знает, стоит объяснить подробнее, что же это за оборудование, которое позволяет людям дышать во время выхода на поверхность. Если говорить просто, то самоспасатель – это что-то вроде пластиковой или металлической коробки с прикрепленным к нему приспособлением, позволяющим его использовать по назначению.

Как только возникает угроза жизни, шахтеры "включают" самоспасатели. Процесс тут достаточно простой. Во-первых, у каждого, кто идет под землю, "самоспас" должен быть при себе. По сигналу тревоги человек достает трубку с наконечником для рта и делает выдох в "банку". После этого начинается химическая реакция. Дело в том, что в самоспасателях используется пироксид калия, который при попадании в него влаги, содержащейся в человеческом дыхании, начинает выделять кислород. И человек получает шанс на спасение.

В настоящее время в большинстве шахт России используются самоспасатели нескольких видов, но, по сути, от одного российского производителя. Насколько известно, максимальное время работы в зависимости от конкретной модели составляет до 60 минут. То есть шахтер имеет именно этот запас времени, чтобы выбраться на поверхность или выйти на "свежую струю", где доступ свежего воздуха есть даже в момент аварии в шахте.

Казалось бы, целый час – разве этого недостаточно? На самом деле, все намного сложнее, чем записано в технической документации. Например, 60 минут работы – это как с расходом топлива, указанным на конкретные модели автомобилей. Едва ли у кого-то совпадал заявленный расход и реальный. А все потому, что эти данные получаются в так называемых идеальных условиях.

Так же и с самоспасателями. Есть определенные показатели объема кислорода, которые может генерировать этот прибор. И, например, дыхание человека, находящегося в спокойном состоянии, который, кроме всего прочего, лежит или сидит без движения – требует одного объема кислорода. Но совсем другое дело, если человек находится в шоковой критической ситуации. При этом старается максимально быстро передвигаться. А еще бежать по ровной поверхности или по уклону вниз и подниматься по крутому коридору – тоже разные типы "физической активности", требующие разного расхода спасительного воздуха.

Вот поэтому рассчитанный на один час работы самоспасатель может в условиях реальной аварии обеспечить кислородом на значительно меньшее время.

Дополнительные 25 минут на спасение шахтера

В этой связи, казалось бы, и руководители угольных шахт, и, разумеется, сами шахтеры, должны быть кровно заинтересованы в том, чтобы оснастить эти опасные предприятия самоспасателями более долгого срока действия. Если таковые есть на рынке, конечно.

И вот тут, казалось бы, радостная новость. Действительно на рынке самоспасателей не так давно появились новые – способные работать дольше. Согласно заявленным техническим характеристикам – до 85 минут. Или больше чем на треть. И даже с учетом поправки "на неидеальные условия" это очень серьезный результат. За дополнительные "треть" минут шахтер может преодолеть еще несколько десятков или сотен метров, что увеличит шанс на спасение.

Казалось бы, все угольщики и все владельцы угольных предприятий должны выстроиться в очередь за новыми самоспасателями. Но на деле ситуация складывается совсем не так. В чем секрет такой нерасторопности угольщиков? Чтобы получить ответ на этот вопрос, я обратился за комментариями к специалисту – директору компании, которая занимается поставками новых самоспасателей в шахты Кузбасса, Максиму Козлову.

– На самом деле, самоспасатели под торговым названием OSR выгодно отличаются от некоторых подобных изделий, поскольку они были разработаны относительно недавно. Так что часть угледобывающих предприятий уже по достоинству оценили их. Кроме того, что тот же OSR85 позволяет дышать до 85 минут, у него есть еще один важный показатель – это более комфортная температура производимого им воздуха. Тут стоит сказать, что часть все еще используемых в настоящее время на шахтах самоспасателей при повышенной нагрузке (интенсивное дыхание – прим. ред.) на них разогревают воздух до 50 градусов по Цельсию. Согласитесь, таким горячим воздухом дышать достаточно сложно. OSR в этом смысле обеспечивает температуру немного ниже, а значит делает дыхание более комфортным, – рассказал Максим Козлов.

Однако, несмотря на это, OSR, как признает Козлов, далеко не так широко распространены в шахтах, как этого стоило бы ожидать. И секрет тут прост. Эти самоспасатели импортного производства. Они разработаны российскими учеными, а производятся под строгим контролем в Китае.

– Это делается вовсе не потому, что там выгоднее, а потому, что сейчас в стране не удалось найти производителя, который смог бы реализовать проект по изготовлению OSR. Китайский производитель взялся за проект, и у него получилось добиться высокго и стабильного качества продукции. Тут еще можно отметить важный момент. В самоспасателях OSR в качестве действующего вещества используются таблетки пироксида калия, в то время как в части других самоспасателей – гранулы. Таблетки более устойчивы к физическому разрушению, а значит дольше сохраняют свои физические свойства, – объяснил Максим Козлов.

Почему же импортные, пусть даже и более качественные самоспасатели "идут" к шахтерам так долго? Секрет, как всегда прост. Даже если не считать вечных разговоров о коррупции, монопольном рынке и прочем. Дело в том, что российское законодательство предусматривает возврат денег, потраченных на те же самоспасатели из денежных средств, которые были уплачены предприятием в Фонд социального страхования. До 20 процентов. Но это правило касается только отечественных средств индивидуальной безопасности (СИЗ).

Вот и получается, что бюрократическая машина слишком неповоротлива, а хозяева угледобывающих предприятий слишком жадны и пытаются сэкономить даже на средствах безопасности, которые реально могут помочь человеку под землей. Не давая при этом шахтерам даже шанса на дополнительные 25 минут жизни.

Фото: VSE42.RU
Комментарии для сайта Cackle