Город без труб

Десятилетиями образ Кемерова был, казалось, неразрывно связан с вездесущими трубами – воздушными тепломагистралями. Однако последний год ознаменовался тем, что то тут, то там эти трубы стали исчезать. На самом деле, никто тепломагистрали не может демонтировать. Без них не может быть современной системы отопления городских зданий. Что же происходит на самом деле, выяснял корреспондент VSE42.Ru.

Трубы уходят под землю

На самом деле, "воздушные" тепломагистрали давно уже стали частью городского ландшафта. Как в целом в российских городах, так и в частности в Кемерове. Сказать, что трубы над поверхностью земли – вдоль дорог, над перекрестками и так далее – как-то органично дополняют современный урбанистический пейзаж, ну никак нельзя. Более того, часто сами жители города называют это явление "уродством". Может быть, слишком резкое в данном случае определение, но уж точно красоты оно не добавляет.

А потому сам факт, что Сибирская генерирующая компания (СГК) в этом году начала масштабную кампанию по "закапыванию" тепломагистралей, однозначно отрадный. Причем работы по ликвидации воздушных сетей идут не локально, в каком-то одном месте, а сразу в нескольких городских локациях. Более того, как рассказал корреспонденту VSE42.Ru директор Кузбасского филиала СГК Сергей Пушкин, продолжатся и в будущем, поскольку убрать всю "воздушку", копившуюся много лет, за один сезон просто невозможно. Но даже в этом году сделано достаточно много. Отчасти именно об этом Сергей Пушкин и рассказал депутатам областного парламента и журналистам, принявшим участие в небольшом туре по основным объектам, где проводит ремонтную кампанию СГК.

В общей сложности в рамках поездки с руководством кузбасского филиала СГК мы посетили четыре крупных объекта. Первым стали работы на Октябрьском проспекте, недалеко от областной больницы. Здесь они начались относительно недавно и продлятся, по плану, до конца октября. В связи с чем перегорожена часть проезжей части, что доставляет неудобства автомобилистам, однако небольшое неудобство стоит потерпеть. Тем более, что это всего лишь вопрос времени. Взамен кемеровчане получат в этом месте как минимум более симпатичный пейзаж – без труб, нависающих по краям проспекта.

Однако только эстетической стороной дело в данном случае не ограничивается. СГК здесь ведет перекладку тепловой сети диаметром 300 мм с увеличением диаметра до 500 мм. Соответственно, увеличится пропускная способность тепломагистрали. Этот проект позволит уверенно застраивать квартал 7А в Ленинском районе, пропускной способности теплосетей хватит с запасом. Сейчас на всем участке реконструкции, а это 262 метра, смонтированы лотки, частично уложены трубы, идет ремонт тепловых камер. Подрядчик СГК, строительная компания "Магистраль", планирует завершить все работы в октябре, и тогда старую теплотрассу можно будет выводить из эксплуатации и демонтировать.

Диаметр больше!

Объем работ, который реализуется на проспекте Октябрьском, конечно, впечатляющий. Впрочем, как и в других местах работы СГК. Например, на пересечении проспекта Химиков и улицы Ворошилова. Здесь проводятся похожие работы – перенос воздушных сетей под землю и увеличение диаметра сечения самих труб. В данном случае – с 700 мм на 800 мм.

Однако особенностью второго проекта, которая видна невооруженным глазом, является значительно больший объем работ. Что легко объяснить более значительной протяженностью труб, которые перекладывают энергетики.

Работы здесь начались еще весной, и теперь труб нет ни над перекрестком, ни вдоль дорог. Под землю убрали теплотрассу длиной 652 метра.

– Работы на этом участке мы вели в рамках благоустройства территории Образовательного комплекса культурного кластера. Кстати, к теплу СГК подключила пять его объектов – проложили теплотрассу длиной 330 метров, – рассказал Сергей Пушкин.

Он также отметил, что в ремонтном периоде 2021 года энергетики дошли по улице Ворошилова от проспекта Химиков до улицы Стройотрядовская. В рамках проекта по благоустройству прилегающей территории Образовательного комплекса культурного кластера на улице Ворошилова в 2021 году СГК убрала под землю 490 метров труб воздушной прокладки. Однако на этом останавливаться в компании не планируют. В будущем сезоне работы продолжатся. На улице Ворошилова работы будут продолжены в 2022 году: предстоит переместить под землю еще более 370 метров теплотрассы.

Следующая остановка – Московская площадь на проспекте Притомский. Недавно сданный строительный объект, ставший центром повышенного внимания большинства горожан, поскольку здесь уже прошли крупные мероприятия, в том числе и приуроченные к 300-летнему юбилею Кузбасса, не смог бы выглядеть так, как выглядит сейчас, без работы Сибирской генерирующей компании. И все из-за той же "воздушки", которая тянулась вдоль проспекта Московский.

Сделано было, казалось, невозможное. Энергетики смогли в кратчайшие сроки очистить проспект от воздушных сетей. Под новым асфальтом Московской площади проложены такие же новые тепловые сети для ледового дворца "Кузбасс" и спорткомплекса "Арена-Кузбасс", а также "нитка" для строящегося неподалеку автоцентра и расположенной рядом пожарной части. Особенно приятно, что новая "нитка" трубопровода позволит до конца 2021 года закрыть дымящую котельную пожарной части возле моста и подавать тепло от Кемеровской ГРЭС.

СГК ведет реконструкцию тепломагистрали №4 на Притомском проспекте с 2020 года. Общая протяженность реконструированного участка составляет 2,7 километра в двухтрубном исчислении.

Задача проекта – изменить способ прокладки с надземного на подземный и увеличить диаметр труб с 800 до 1000 мм. Это крайне важно для теплоснабжения растущего района, где идет активное строительство жилья, коммерческих и социальных объектов. Плюс улучшить внешний вид территории.

На сегодняшний день полностью построен и запущен в работу участок теплосети протяжностью 1 634 метра, который находится в опытной эксплуатации. Большая часть воздушной теплострассы вдоль Притомского проспекта демонтирована, включая переход над автодорогой.

Работы на Притомском проспекте продолжаются. До конца 2021 года СГК построит еще 930 метров магистрали сечением 1000 мм – вплоть до ПНС №8, а старые надземные трубы здесь будут демонтированы.

Кроме того, стоит отдельно отметить, что на Притомском проспекте Сибирская генерирующая компания построила новые тепловые сети для ледового дворца "Кузбасс" и спорткомплекса "Арена".

Мост – в подарок кемеровчанам!

Вот как оценил во время поездки работу энергетиков депутат областного парламента Юрий Скворцов.

– Строительство воздушных магистралей, которое велось в 90-е годы прошлого века, тогда было оправданно. В первую очередь, экономической ситуацией, когда денег на большие затраты просто не было. Тогда этот вариант устраивал как временный. Однако в итоге получилось, что "воздушки" простояли около 30 лет. И очень хорошо, что энергетики решают этот вопрос и переносят воздушные сети под земли, – сказал Юрий Скворцов.

Однако сама СГК не останавливается на том, что делает город чище и современнее, "закапывая трубы". И это стало особенно наглядно видно, когда журналисты и депутаты приехали на последнюю точку экскурсии – берег реки Большая Камышная, которая впадает в реку Искитимка. Здесь находится один из участков тепловой магистрали №4 от Кемеровской ГРЭС, а также теплотрасса для зданий на Притомском проспекте. В этом месте сети пересекают реку Большую Камышную. В нынешнем году СГК построила новый мостовой переход для этих коммуникаций.

Реконструкцией самих сетей в СГК решили не ограничиваться, начав строительство пешеходного моста, который станет частью все тех же тепломагистралей, которые эксплуатирует энергокомпания. То есть пешеходный мост будет сконструирован на основании самой тепломагистрали. Как уточнил Сергей Пушкин, дополнительные затраты по возведению моста взяла на себя СГК. А это достаточно большая сумма – 70 миллионов рублей. Зато кемеровчане получат подарок в виде нового пешеходного моста, который позволит пересекать Искитимку от набережной в районе жилого комплекса "Каравелла" в сторону управления железной дороги на проспекте Московский.

В настоящее время по обе стороны реки возведены бетонные основы, на них уложены металлические футляры с трубами внутри. Первая трубная пара – эта та самая реконструированная тепломагистраль №4 диаметром сечения 1000 мм. Вторая пара – тепломагистраль диаметром 600 мм для подачи тепла объектам на Притомском проспекте, в том числе ледовому дворцу "Кузбасс", спортивному комплексу "Кузбасс Арена", автоцентру и базе МЧС.

Что касается пешеходного моста, то сейчас идут работы по его возведению.

Конструкция моста полностью изготовлена в заводских условиях и частично уже доставлена в Кемерово в разобранном виде. Остальная часть находится в покраске и будет доставлена на строительную площадку в ближайшие дни.

Согласно проекту, над футлярами сначала возведут металлический каркас, который затем покроют закаленным стеклом триплекс. Визуально мост будет похож на гигантскую стеклянную трубу. Конструкцию дополнят металлические элементы в форме пирамиды. Полностью завершить строительство моста СГК планирует в 2022 году.

В завершение импровизированной экскурсии депутаты облсовета отметили значительный вклад в формирование современного образа столицы Кузбасса, который вносит СГК.

Фото: пресс-служба СГК
Комментарии для сайта Cackle