Голый и на цепи: самые скандальные акции российских художников

На постсоветском пространстве в 1990-х годах было много свободы, что своеобразно отразилось на искусстве. Художники выпускали наружу весь свой потенциал, то и дело шокируя публику откровенными перформансами. Новым искусством стало хулиганство и членовредительство. О самых "диких" и странных акциях российских творцов читайте в нашем материале.

Отравленная колбаса

Анатолий Осмоловский в 1989 году организовал движение "Э.Т.И." ("Экспроприация Территории Искусства"), с которым провел несколько известных на весь мир и эпатажных акций. Его участники стали одними из первых, кто публично высказался о войне в Персидском заливе. Акция "Указательный палец" прошла 15 января 1991 года: напротив посольства США в Москве выстроились 30 участников, которые указывали на него пальцем. Перформанс являлся реконструкцией 30 скульптур погибших в военном конфликте иракских офицеров, указывавших пальцем в сторону врага.

Движение осмысливало не только серьезные политические темы, но и обычный русский мат. Одна из самых нашумевших акций Осмоловского – выложенное телами на Красной площади нецензурное слово из трех букв. На самом деле, и этот перформанс имел социальный подтекст. Написав телами на главной площади России бранное слово, художники протестовали против повышения цен и физической невозможности жить и работать.

"Э.Т.И." точно не боялись высказывать свое мнение в "дикой" форме, как бы иллюстрируя жизнь народа в те времена. Ради протестного искусства творцы даже рисковали своей жизнью. "Тихий парад" – это название еще одного представления Осмоловского. Участники действия ползали под колесами автомобилей, символизируя переход страны от социализма к капитализму в экономике и политике. Художники, подвергая жизнь реальной опасности, создали аллегорию на людей постсоветского пространства. Но в обществе процветали реальный бандитизм, голод и нищета, влекущие за собой смерть, а творцам не удалось воплотить это в искусстве. Любопытствовавший народ обступил артистов и перегородил дорогу транспорту.

Человек-собака

Известный на весь мир художник Олег Кулик – один из самых "сумасшедших" акционистов. Он вошел в историю арт-перформансов как человек-собака. Кулик разгуливал голым по Москве на четвереньках и с цепью на шее. После очередного представления творца Юрий Лужков в ответ на газетный заголовок "До чего народ довели, люди голые бегают по улицам и бросаются на прохожих!" пообещал вытравить всех голых людей с улиц Москвы.

К слову, художник действительно бросался на прохожих и даже кусал их. Он полностью вошел в образ: лаял и реагировал на любой раздражитель, как бойцовский цербер. Во время одного из перформансов акциониста чуть не задушили. Прохожий слишком бурно отреагировал на поведение человека-собаки и, потянув за цепь, сдавил его горло ошейником. Акция Кулика была осмыслена обществом однозначно. Все приняли действо за символ озверевшего от скотской жизни россиянина.

Еще до того, как стать бешеным псом, артист создавал гуманистические этюды на тему "Животные тоже люди". Он погружался в воду, читая Священное Писание рыбам, и дико мычал на Даниловском рынке в образе Христа по мертвому поросенку. И, конечно, баллотировался с рогами на голове в президенты России от партии животных. Но Избирком отверг его кандидатуру из-за подписных листов, на которых оказались отпечатки кошачьих лапок. Да и сами документы были обклеены мухами и тараканами.

Посмотрите в мои штаны

Скандально известный художник, сценарист, оператор и композитор Олег Мавроматти в 1990-х организовал арт-группу "Секта Абсолютной Любви". "Сектанты" прославились благодаря эпатажности и сексуализированным акциям. Одной из таких стала "Зеркальная болезнь". Участники перформанса ходили по Москве с расстегнутой молнией штанов, где у них было пристроено зеркало. Они предлагали туристам посмотреть им между ног и увидеть там Бога.

Но самым шокирующим представлением "секты" стала акция "Люби меня насмерть". Ночью 3 июня 1995 года члены арт-группы собрались в морге и, выпивая водку, танцевали с мертвецами. Таким образом пытаясь убедить публику в том, что подобное наполняет "дополнительной жизненной энергией".

Мавроматти по сей день продолжает проводить разного рода перформансы. К примеру, в 2010 году он устроил онлайн-шоу с голосованием. Отдать свой голос нужно было либо "за" смерть художника, либо "против". В итоге артист остался жив, судя по всему, большинство выбрало графу "против".

"Ельцин, выходи!"

Поэта и художника Александра Бренера называют "чудиком со странными замашками". Бренер считался лидером акционизма в Москве в 1990-х. Самым известным перформансом творца стало его появление на Красной площади в спортивных штанах и боксерских перчатках. Примерно 15 минут он прогуливался в таком виде по площади и кричал: "Ельцин, выходи!". Таким образом художник хотел показать, что каждый человек может и должен иметь возможность поговорить с президентом. Во время акции Бренера арестовали.

Ради искусства артист шел и на вандализм. В 1997 году в амстердамском музее Стеделейк акционист нарисовал символ доллара на картине "Супрематизм" Казимира Малевича. В итоге его отправили в места лишения свободы на пять месяцев. По слухам, сам Бренер говорил, что поступил так с картиной, чтобы хотя бы временно решить квартирный вопрос.

Но это было не первым актом вандализма художника. В январе 1996 года он залил окна посольства Белоруссии кетчупом. Поводом для перформанса стал обстрел белорусскими пограничниками воздушного транспорта Польши. Оба польских пилота погибли из-за того, что случайно сбились с курса во время фестиваля воздушных транспортных средств и пересекли границу Белоруссии.

В 90-е многое было в новинку, от чего они так крепко засели в нашей памяти ярким пятном. Читайте и другие наши материалы на эту тему: "Ностальгия, или Качественный продукт на века: любимые гаджеты из 90-х".

Фото: pixabay.com, Instagram
Комментарии для сайта Cackle