Неожиданный конфликт разгорелся в Кемерове на месте строительства новой дороги. Одной из, возможно, ключевых его причин могла стать неготовность чиновников кемеровской мэрии своевременно доносить до местных жителей всю информацию, которая затрагивает их жизненные интересы. Подробности читайте в статье корреспондента VSE42.Ru.
Строительство дороги – штука не быстрая. Сначала нужно решение принять соответствующее, потом заказать и разработать проект, провести его через процедуры госэкспертизы, затем провести тендер на право строительства. Обычно на подобные вещи уходит несколько лет. Не стала исключением и новая дорога, которая вот-вот должна начать строится в Кемерове. Согласно планам городской администрации, планируется продлить проезжую часть улицы Институтская от Соснового бульвара (улицы Цимлянская) до проспекта Кузбасский.
Что это даст городу и его автовладельцам? Судя по всему, продолжение Институтской позволит частично разгрузить крайне перегруженный практически в любое время перекресток Проспекта Шахтеров и Соснового бульвара. Это станет возможным благодаря тому, что часть транспортного потока можно будет перенаправить с последнего в сторону Кузбасского, минуя проблемный перекресток.
Идея, бесспорно, отличная. Правда, едва ли это решение радикально позволит решить проблему автомобильных пробок, но свободнее вздохнуть в и без того задыхающейся Радуге – позволит.
Правда, как всегда, есть несколько сторон в этой ситуации. То есть, если одна – это потенциально радующиеся автомобилисты, которые к ноябрю могут рассчитывать на беспрепятственный проезд по новой улице (хотя он, справедливости ради, окончится светофором и перекрестком на Сосновом бульваре), то другая – эти жители домов, которые отныне променяют уют и тишину почти нетронутого леса в городской черте на шумную автодорогу под своими окнами. Собственно, эти кемеровчане и вышли в пятницу то ли на митинг, то ли на сход, то ли на дворовое обсуждение.
Суть конфликта состоит в том, что обитатели сразу трех кемеровских многоквартирных домов выступили против строительства дороги. Новая магистраль будет находиться всего лишь порядка в 40 метрах от здешних квартир. Более того, что касается дома номер 28 по улице Институтская, то тут все еще грустнее. По словам старшего дома Константина Пузырева, от края будущей дороги до жилого здания будет всего 28 метров.
– Согласно СНИП, такое расстояние должно быть минимум 50 метров. Либо 25, но при наличии специальной шумозащитной конструкции типа щита. В то же время, насколько мне известно, ничего подобного здесь не планируется, это прямое нарушение, – сказал Константин Пузырев.
Кроме того, активист из числа местных жителей высказал еще ряд претензий, из-за которых он и еще часть обитателей трех домов планируют обратиться в суд с требованием приостановить строительство и внести в его проект необходимые изменения, которые позволят соблюсти интересы кемеровчан.
Однако, по словам активистов-противников строительства дороги, проблемы с подачей иска возникли уже на стадии подготовки документов в суд. Как рассказал Константин Пузырев, для подачи иска необходимо ознакомиться с государственной экспертизой проекта. Однако по данной представителями администрации Кемерова интернет-ссылке находящийся там документ… просто не открывается.
– Мы специально привлекли на помощь специалиста, который выяснил, что по указанному адресу загружен "битый" документ. Во время встречи (с первым заместителем главы города Кемерова Дмитрием Анисимовым – прим.автора.), которая состоялась позавчера, он сказал, что мы просто не можем открыть. Что-то в этом роде. Короче, в настоящее время документ мы получить не можем. Обратились в прокуратуру города, сейчас они проверяют наше заявление, – рассказал Константин Пузырев.
При этом, по словам собеседника сайта, первый замглавы якобы сказал на встрече, что с недовольными "будет действовать жестко" и даже "вызовет ОМОН".
– У нас ОМОН теперь вызывают что ли? – возмутилась еще одна активистка от "сопротивления", также присутствовавшая на встрече.
При этом жители всех трех домов, соседствующих с будущей дорогой, – а это дома №№26, 28 и 13 по улице Институтская, – возмущались тем фактом, что о начале строительства узнали только из… средств массовой информации.
– Проводились общественные слушания по поводу теплотрассы, которые планировалось проложить под землей как раз вдоль новой дороги. А по самой дороге слушаний не было. Однако потом выяснилось, что в первые слушания включили и то, что якобы дорогу тоже обсуждали. А этого, повторяю, не было – говорит Константин Пузырев.
Что касается других поводов недовольства горожан в связи с новой дорогой, то их хоть отбавляй. Например, тот факт, что в нескольких местах дома № 26 установлены стяжки. Соответственно, несложно предположить, что в этих местах начались проблемы типа нарушение целостности конструкции. Насколько они опасны – судить не возьмусь. Но сам факт установки стяжек говорит о многом. В связи с этим люди закономерно задаются вопросом: а был ли учтен факт наличия проблем в конструкции дома и влияние на него постоянного потока транспорта в непосредственной близости от жилого многоквартирного дома? (ведь госэкспертизу жильцы так и не увидели) Как поведет себе через несколько лет неизбежно дополнительных нагрузок и фундамент, и стены? На эти вопросы у людей нет ответа.
Как бы то ни было, но на этот раз – в пятницу 23 апреля, – на встречу с недовольными жителями приехал-таки представитель городской администрации. Им оказался начальник управления городского развития Александр Рыбаков.
Городской чиновник, во-первых, удивился, что жители трех домов не могут получить в распоряжение акт государственной экспертизы проекта строительства дороги. Однако, он обещал оперативно предоставить документ жителям.
Как уточнил Александр Рыбаков, проектирование новой дороги началось еще в 2019 году. То есть два года назад – это как минимум. Почему за это время представители кемеровской мэрии не донесли до людей всю необходимую информацию, раз они узнали о начале строительства из СМИ? – на этот вопрос начальник управления городского развития ответить не смог.
Однако от отметил, что проект возможно изменить. В том числе, возможно, с учетом интересов и пожеланий кемеровчан. Почему не пообщаться с людьми и узнать, что их тревожит и как можно скорректировать проектные требования, чтобы потом не менять проект – на этот вопрос тоже ответа получить не удалось.
Впрочем, во время общения с городским чиновником удалось получить несколько ответов, которые, возможно, отчасти успокоили встревоженных обитателей трех многоэтажек рядом с будущей дорогой. Основные претензии сформулировал упоминавшийся уже Константин Пузырев. Суть их такова.
Во-первых, необходима эффективная шумозащита жилых домов, чтобы проезжающие днем и ночью автомобили не тревожили отдыхающих людей.
Во-вторых, на пустыре между тремя домами установлена небольшая детская игровая площадка. На ней играют дети из всех трех домов. Когда появится дорога, площадка останется на стороне дома №13. Соответственно, детям из домов №№26 и 28 придется бегать через дорогу с большим транспортным потоком. Едва ли родители отпустят их. Таким образом, нужна как минимум еще одна новая детская площадка – на другой стороне от дороги. Ну и, конечно, необходимо перенести и уже существующую, и установить новую детскую площадку подальше от проезжей части – для безопасности детей.
В-третьих, между домами и будущей дорогой в настоящее время проходят наземные тепловые сети, которые уродуют внешний вид рядом с домами. В то время, как уже имеются здесь же недавно проложенные подземные коммуникации. По словам Рыбакова, эти трубы принадлежат компании "Теплоэнерго", а значит и вопросом о демонтаже должна заниматься она.
Однако, как выяснил корреспондент VSE42.Ru, "уродливые" трубы – это имущества муниципалитета, которое в настоящее время находится в аренде у "Теплоэнерго" и в субаренде у СГК. А с учетом наличия подземных коммуникаций, необходимости в "наземке" нет. Более того, якобы решение о демонтаже воздушных сетей уже принято – они должны быть убраны до запуска дороги. То есть, до ноября 2021 года, когда планируется запустить новую автомагистраль.
Как видится, и остальные претензии, высказанные местными жителями, тоже вполне решаемы. Новая детская площадка? Эффективная шумозащита на протяжении двух домов? Все это более, чем реально и не стоит, скорее всего, даже одного процента от бюджета нового дорожного проекта.
Что касается уже внесенных положительных изменений в проект, о которых справедливости ради стоит упомянуть. Как рассказал Александр Рыбаков, изначально в связи со строительством дороги под вырубку попадали несколько десятков деревьев. В результате незначительных корректировок будут спилены единицы. Как видится, отличная новость.
Но в этой связи возникает вопрос: если можно заранее пообщаться с людьми, которых затрагивает новое строительство и сразу учесть их интересы, еще при формировании задач перед проектироващиками, а не вносить правки в проект после скандалов, микромитингов и прочих проявлений недовольства – почему этой возможностью не воспользоваться. Почему городская власть идет на контакт с жителями только после того, как они "показывают зубы"?
Быт может, в документах мэрии записаны и встречи с людьми, и подписи, что все со всем согласны. Быть может, нет. Однако факт остается фактом. Люди вышли на место будущей стройки и потребовали власть прийти на встречу с ними. И, как выяснилось, никаких особо крупных проблем и принципиального протеста против строительства новой дороги попросту нет.
Ну и напоследок. Как говорится штрих к эмоциональным баталиям вокруг нового строительства. Вагончик со строителями уже стоит на месте будущих работ дня три – сообщили местные жители. И все это время строители вынуждены… справлять (надеюсь только малую) нужду на глазах жителей трех многоэтажных домов. Почему нельзя было сразу установить рядом с вагончиком биотуалет – неизвестно. Однако, как заверил Александр Рыбаков, уже в пятницу вечером подобное нехитрое сооружения здесь должно появиться.
Когда статья уже готовилась к публикации, активисты с Институтской сообщили следующее: "Как и предполагалось, сказанное на камеру Рыбаковым не соответствует действительности. Экспертизу нам не дали! Два раза звонила в приемную, напоминала секретарю. Экспертизы нет! Чиновникам на слово верить нельзя".
Остается надеяться, что акт госэкспертизы жильцы Институтской все-таки получат.