Не только пситтакозавр: в Кузбассе нашли кость огромного динозавра

Вы когда-нибудь задавались вопросом, как выглядел современный Кузбасс, скажем, 130 миллионов лет назад? Оказывается, раньше в тех местах, где сегодня протянулись автомобильные дороги и населенные пункты, обитали никто иные, как "ужасные ящеры", которых мы привыкли называть динозаврами. Но самое удивительное, что их потомки и сейчас живут на планете, причем в больших количествах. Подробности выяснял журналист VSE42.Ru, отправившись на экскурсию с кузбасскими палеонтологами.

Ученые и черные копатели

История о том, что в нашем краю обитали динозавры, – совсем не шутка и не детская сказка. Ученые начали исследовать территорию Кузбасса на предмет останков древних животных еще в середине прошлого века. Так, в 1953 году на берегу реки Кия, близ деревни Шестаково Чебулинского района, сотрудник Геологического института АН СССР Александр Александрович Моссаковский обнаружил фрагменты передней конечности небольшого динозавра, что стало невероятной удачей для науки. В том же году доцент Томского политехнического института Иван Викторович Лебедев нашел на Шестаковском яре череп и переднюю конечность другого экземпляра этого же вида динозавров.

Но, несмотря на первые многообещающие находки и старания ученых, в последующие десятилетия им долго не удавалось найти в недрах кузбасской земли ничего грандиозного.

Лишь спустя 46 лет, в 1999 году, томский палеонтолог Алексей Владимирович Воронкевич обнаружил в Шестакове два целых скелета динозавров. Именно эта находка позволила сделать полноценное описание отдельного вида травоядного динозавра – пситтакозавра сибирского, который, кстати, сегодня украшает герб и флаг Чебулинского района Кемеровской области.

Как ни странно, эти, казалось бы, грандиозные научные находки привели и к ряду негативных последствий. Помимо российских и зарубежных палеонтологов, которые хотели присоединиться к исследованиям, в Шестаково отправились и так называемые черные копатели. Сложно сказать, какой вред они нанесли палеонтологической науке, вывозя остатки следов древней жизни в неизвестном направлении. Но не исключено, что именно нелегалы лишили ценных звеньев цепь исследований, ведущую к важным для мировой науки выводам.

Несмотря на это, подвижники от палеонтологии продолжали трудиться: в 2014 году Кузбасский государственный краеведческий музей получил лицензию на раскопки в Чебулинском районе. Кузбассовцев поддержали ученые палеонтологического института имени А. А. Борисяка Российской академии наук (г. Москва), поделившись научным опытом и практическими наработками. Таким образом, удалось систематизировать поиск, обработку и хранение скелетов вновь найденных в Шестакове экспонатов.

Приступив к работе в 2014 году, сотрудники краеведческого музея практически сразу обнаружили массовое захоронение скелетов пситтакозавров сибирских, а кроме того, раннемеловых позвоночных, включая рыб, амфибий, черепах, крокодилообразных рептилий, динозавров, ящеров, птиц, зверозубых рептилий и млекопитающих. Всего за годы исследований обнаружено около 25 видов.

– В 2014 году мы пришли в Шестаково в первый раз и буквально через несколько дней обнаружили костеносную "линзу", с массовым захоронением скелетов пситтакозавров сибирских, среди них четыре полных сочлененных скелета. Около десяти особей лежали в одном месте. Скорее всего, они попали в глиняную ловушку, яму с глиняной жижей, и погибли. Глина – это очень хороший консервант. Она не пропускает кислород, в ней нет бактерий. В глине мягкие ткани животных рано или поздно разлагаются, а кости начинают минерализоваться и хорошо сохраняются, как мы смогли убедиться, на протяжении миллионов лет. Такие кости и становятся целью поисков палеонтологов, – рассказывает заведующий отделом научных исследований и экспедиций Кузбасского государственного краеведческого музея Дмитрий Слободин.

Учеными установлено, что фауна Шестаковского комплекса включает большое количество реликтовых форм, характерных для позднего юрского периода. Это позволило предположить, что в ранний меловой период на данной территории существовал рефугиум – территория, где обитали животные, вымершие в других частях света.

Динозавры не вымерли?

Серьезность находок, сделанных в деревне Шестаково, очевидна с точки зрения развития науки, но она также важна для всех людей, живущих в Западной Сибири, России, да и во всем мире. Поэтому Кузбасский государственный краеведческий музей решил, что любой человек должен иметь возможность не только увидеть скелеты пситтакозавров в экспозиции музея, но и побывать на раскопках в Чебулинском районе и услышать рассказы палеонтологов о древнем прошлом Кузбасса.
Сегодня сотрудники музея организуют регулярные поездки на раскопки в Шестаково для всех желающих. Благодаря им каждый может погрузиться в атмосферу палеонтологической экспедиции. Собственно, в одно из таких путешествий и решил отправиться журналист VSE42.Ru, чтобы потом рассказать читателям о своих впечатлениях.
Далекий путь из Кемерова в Чебулинский район, который начинается ранним утром и занимает около четырех часов – это настоящее приключение. Участники поездки узнают интересные факты буквально о каждом километре пути следования. Вы проедете через черновую смешанную тайгу, места, где шли кровопролитные бои гражданской войны, загляните в Мариинск с его старинными памятниками архитектуры и т. д.
Добравшись до цели своего путешествия, лагеря палеонтологов, вы своими глазами увидите, как они отнимают у земли ее тайны и передают человечеству. На первый взгляд суровые и сосредоточенные на работе, при личном общении, они увлеченно рассказывают о своих находках, любая из которых может стать грандиозным открытием.

– 130 миллионов лет на этой территории жили динозавры. Вы удивитесь, но они вымерли не полностью, и это не фантастика. Дело в том, что их ближайшие родственники живут до сих пор вокруг нас в больших количествах. Ближайшими родственниками динозавров являются птицы. Скажу больше: птицы и есть динозавры, они представители одной из ветвей развития "ужасных ящеров". Раньше все птицы представляли собой мелких тероподов, то есть хищных динозавров. В раннем триасе, (начался 251,902 миллиона лет назад и закончился 201,3 миллиона лет назад), они постепенно в ходе эволюции научились летать, освоили экологическую нишу, воздух, и стали там господствовать, – начинает свой рассказ туристам, которые приехали на раскопки со всего Кузбасса, Дмитрий Слободин.

Нам крупно повезло. Поскольку в Чебулинском районе удачно сложилась геологическая история, здесь массово сохранились палеонтологические остатки тех древнейших животных, которых давно нет на Земле, которые исчезли в конце мелового периода.

– Раньше динозавры господствовали на всей нашей планете. Около 160 миллионов лет продолжалась Мезозойская эра. В это время динозавры заняли все экологические ниши и стали господствовать и на земле, и в воде, и в воздухе, подавляя своим господством всех остальных животных. В конце мелового периода случилась катастрофа. Ученые предполагают, что на землю упал астероид, который поставил точку в существовании динозавров. Но почему вымерли именно огромные рептилии, а другие животные остались жить, остается загадкой по сей день, – объясняет палеонтолог.

Участникам экскурсии невероятно интересно узнать, как палеонтологи находят кости. Все наперебой задают вопросы Дмитрию Слободину. Оказывается, чаще всего древние остатки животных обнаруживают скоплениями. Но вовсе не потому, что они приходили умирать в одно место, на кладбище динозавров.

– Животные не сами приходили умирать в место захоронения. Сюда их приводили либо катастрофические события, либо природные явления приносили кости, например, течение реки. В частности, вся эта равнина образована течением реки, которая протекала здесь в Меловом периоде (начался 145,0 миллиона лет назад, закончился 66,0 миллиона лет назад). Холмы вокруг – бывшие берега, которые время от времени меняют свои очертания. Изменения происходят и с помощью руслового аппарата реки Кия и в связи с тектоническими процессами. Случались здесь и землетрясения, и вулканы извергались. Остатки двух вулканов можно наблюдать до сих пор (Дмитрий Слободин указывает на небольшой холм на горизонте). Через 100 – 150 лет ландшафт снова изменится, поэтому нужно скорее проводить раскопки, извлекать кости из земли для науки, – рассказывает Дмитрий Слободин.

К сожалению, по словам ученых, целые скелеты удается находить нечасто. Обычно это все-таки небольшие отдельные кости. Но в этом году членам экспедиции в Шестакове улыбнулась удача: они наткнулись на довольно крупную находку – кость зауропода (крупный четвероногий растительноядный динозавр из отряда ящеротазовых), так называемый шеврон – отросток, располагавшийся снизу хвостовых позвонков.

Дмитрий Слободин держит находку в руках, демонстрируя ее туристам. И это действительно впечатляет. Не каждый день простым кузбассовцам приходится видеть остатки динозавров, живших на территории их родины миллионы лет назад.

Шестаково ценно для всего мира

Каждый год кузбасские палеонтологи делают находки в Шестакове. Кстати, в этом году к экспедиционному отряду Кузбасского государственного краеведческого музея присоединились палеонтологи из Санкт-Петербурга, а также известный палеоиллюстратор Андрей Атучин. Исследователи говорят, что природа этим летом на их стороне. Сухое, солнечное лето дает возможность работать каждый день. В дождливую погоду раскопки пришлось бы приостановить.

– Обычно наш рабочий день начинается в восемь утра. Мы работает до двенадцати часов. Потом делаем перерыв на самое жаркое время суток, примерно до трех часов. И потом снова работаем до семи вечера. Иногда находки случаются каждый час. Иногда долго ничего нет. Результат всегда непредсказуем и потому волнителен, – рассказала заместитель директора по научной работе Кузбасского государственного краеведческого музея Ольга Владимирова.

В этом году работа ученых особенно интересна и плодотворна, и не только благодаря ценным находкам. В рамках сотрудничества с музеем, чтобы поделиться опытом и поработать с местным материалом, в Кузбасс приехала группа палеонтологов из Санкт-Петербургского государственного университета. Они с радостью общаются с туристической группой.

– Мы постарались поделиться своими знаниями с кемеровскими коллегами, а также наметили будущие направления нашего с ними взаимодействия. Шестаково продолжает задавать загадки ученым. Нет таких палеонтологических мест, где открывается все и сразу. Чтобы найти что-то действительно новое, нужно очень серьезно работать. Каждый год появляется новая информация, поэтому прекращать раскопки в Шестакове ни в коем случае нельзя. В понимании многих успех экспедиции – это найденный большой скелет, что совсем не так. Пситтакозавр сибирский уже хорошо изученный динозавр. И, может быть, какие-то фантастические открытия будут сделаны как раз среди маленьких костей. Поэтому перспективы здесь есть. Главное, чтобы раскопки не останавливались много-много лет, – отметил в разговоре с журналистом VSE42.Ru санкт-петербургский палеонтолог Павел Скучас.

Мы встретились на раскопках в Шестакове и с нашим земляком, палеоиллюстратором Андреем Атучиным, который на протяжении многих лет работает как в российских, так и зарубежных проектах, воссоздавая внешний вид древнейших животных. Андрей иллюстрировал энциклопедию британского писателя Дугласа Диксона, принимал участие в создании книги "Древние чудовища России", а также успешно сотрудничает с денверским музеем природы и науки (США). Кроме того, Андрей Атучин работает с палеонтологами в самых разных форматах: от раскопок до создания реконструкций динозавров и других животных в среде их обитания. Андрей отметил, что в этом году экспедиция в Шестакове оказалась продуктивной, и рассказал о своих планах.

– В этом году была сделана масса мелких находок. И все они очень интересные: челюсть зверообразной рептилии, череп ящерицы, кости крокодила и другие. Все это ляжет в основу и научных работ, и, возможно, иллюстраций книги о Шестакове. Чем больше будет уникальных находок, тем интереснее будет книжка, – надеется Андрей Атучин.

Отведав полевой кухни и вкусных чебулинских пирогов, насытившись яркими впечатлениями и интересным общением, участники экскурсии отправились в обратный путь. Побывав в удивительном путешествии в страну динозавров, мы в очередной раз убедились, что Кузбасс – это край невероятной истории и талантливых людей, которые день за днем делают его еще лучше.

Фото: Кузбасского государственного краеведческого музея