Управляющий Кемеровским отделением Сбербанка Николай Шилов 13 марта подвел итоги работы своего отделения в минувшем году. Один из основных итогов – сохранение, укрепление позиций на банковском рынке региона, развитие в Кузбассе экосистемы Сбербанка. Подробности узнал корреспондент VSE42.Ru.
В подтверждение слов о создании Сбербанком экосистемы Николай Шилов вспомнил лишь несколько наиболее популярных сервисов, которыми в настоящее время уже активно пользуются жители области. Среди них: "Телемедицина от DocDoc", онлайн-кинотеатр ОККО, мобильный оператор СберМобайл, маркетплейс Беру. Новыми сервисами уже успели воспользоваться многие жители Кузбасса. Только в конце 2019 года оформлены около 600 подписок на сервис "ОККО", почти 4,5 тысячи клиентов в Сибири стали абонентами СберМобайл.
Сейчас в экосистему Сбербанка входит около 30 электронных сервисов, позволяющих оперативно решать самые разные задачи, начиная от проведения мгновенного электронного платежа и заканчивая реализацией важных финансовых инструментов для ведения бизнеса, как малого, так среднего и крупного.
В 2019 году для малого бизнеса ввел беспрецедентное предложение, теперь, чтобы предпринимателю получить кредит, достаточно… всего трех минут. То есть от момента подачи заявки до зачисления средств на счет ИП пройдет всего лишь 180 секунд. Примерно столько, сколько надо, чтобы выйти из машины и дойти до офиса или выпить чашку кофе после подписания договора в ожидании его оплаты. Одним словом, такая скорость принятия решения о выдаче кредита позволяет бизнесу чувствовать себя уверенно.
Кстати, не кредитами едиными отметилась экосистема Сбербанка в отношениях с бизнесом. Например, большой популярности стал пользоваться еще один сервис – КОРУС Консалтинг – сервис комплексной проверки контрагента на благонадежность. Ну и конечно, электронный документооборот. В перспективе внедрение еще некоторых сервисов для юридических лиц.
Таким образом, крупнейший банк России трансформирует свой бизнес, уходя от модели классического провайдера финансовых услуг и переходя к модели глобальной экосистемы. Задача состоит в подборе и внедрении лучших клиентских сервисов для удовлетворения ежедневных потребностей широкого круга клиентов. Для этого Сбербанк объединяет на базе единой платформы сервисы, оказывающие услуги как финансового, так и нефинансового характера.
Теперь от вопросов общего взаимодействия между банком и его клиентами перейдем, как говорится, к частностям. Например, кредитованию физлиц. Говоря проще, рядовых жителей Кемеровской области. Стоит отметить, что Сбербанк уверенно удерживает лидерство в том числе именно как розничный банк. То есть в сфере работы с населением.
Например, в 2019 году почти 11,3 тысячи кузбасских семей смогли улучшить жилищные условия благодаря ипотечным кредитам Сбербанка, причем практически четверть (24%) сделали это еще и с максимальным комфортом. А именно с помощью одного из проектов упоминавшейся уже экосистемы – онлайн-платформы ДомКлик. Примечательно, что этот сервис позволяет подобрать объект недвижимости: жилой дом, квартира в многоквартирном доме, гараж и так далее в любом регионе нашей страны, получить консультацию клиента по ипотечным продуктам банка, а также подать заявку на кредит онлайн. Для этого достаточно заполнить заявку и загрузить необходимые документы на сайте domclick.ru. В 2020 году количество клиентов, оформивших ипотеку через ДомКлик, продолжает расти, за два месяца этого года их доля составила уже 30%. Доля Сбербанка на рынке Кемеровской области на 1 января 2020 года по жилищным кредитам составила 61,6%.
Еще один важный показатель, с одной стороны – работы банка, а с другой – экономической активности жителей региона, – это объем выданных потребительских кредитов. В этой сфере Сбербанк показал уверенный рост. Причем настолько, что по итогам года общий кредитный портфель физлиц вырос почти на 10%.
Необходимо отметить, что доверие клиентов Сбербанка выражается не только в том, что люди предпочитают получать кредит именно здесь. Еще один важный показатель – размер так называемых остатков на счетах населения – депозиты. Доля Сбербанка на рынке вкладов на селения Кемеровской области на 1 января 2020 года составила 54,6%, это обеспечил годовой рост в 4,2%.
Говоря о развитии розничной сферы работы Сбербанка, необходимо подчеркнуть рост его эквайринговой сети. Так, за минувший год количество терминалов банка на территории Кузбасса выросло почти в 1,5 раза, достигнув 35 тысяч единиц.
Кроме того, в 2019 году на площадке трех центров "Мои документы" в Кемерове реализован сервис "Мои платежи в МФЦ". Установлены 70 терминалов банка. Сервис позволяет заявителям совершать оплату государственных пошлин непосредственно в момент обращения к сотруднику МФЦ прямо на рабочем месте, безналичным способом картой любого банка, что существенно экономит время заявителей и обеспечивает прием заявлений на услугу за один визит в многофункциональный центр. Оплата госпошлин осуществляется без взимания комиссии со стороны банка. В 2020 году планируется установить еще порядка 400 терминалов во всех 39 многофункциональных центрах "Мои документы" в Кузбассе.
В корпоративном секторе, в 2019 году в Кемеровском отделении Сбербанка также отметили рост. По итогам года Кемеровским отделением выдано более 2,6 тысяч кредитов малому бизнесу. Доля на рынке на 1 января 2020 года составила 34%.
Банк модернизировал саму систему работы с клиентами. Например, с осени 2020 года у предпринимателей появилась уникальная возможность получения кредитов без обеспечения за 1 час, без обращения в привычном "физическом" виде в банк. Сервис доступен при онлайн-оформлении заявки через СбербанкБизнесОнлайн и при наличии электронной подписи. Процесс полностью автоматизирован, а сотрудники банка никакого участия в процессе не принимают.
С сентября 2019 года у предпринимателей появилась опция открыть первый расчетный счет дистанционно всего за 20 минут, не выходя из дома или офиса. Для этого необходимо только три документа: биометрический загранпаспорт, выпущенный не ранее 2009 года, паспорт гражданина России и СНИЛС.
Ну и, наконец, запущен новый сервис открытия расчетного счета для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в офисе клиента, с помощью выездного клиентского менеджера. Что, разумеется, позволит сэкономить время клиентов.
Из отраслей, предприятия которых проявляли наибольшую активность в течение прошлого года, стоит выделить угольную и строительную. Здесь важно отметить, что в Кемеровском филиале в настоящее время действуют несколько эскроу-счетов, которые теперь обязаны с лета прошлого года открывать все застройщики. Именно на эти счета должны зачисляться деньги дольщиков-покупателей еще недостроенного и не введенного в эксплуатацию жилья (для обеспечения их безопасности в случае возникновения финансовых проблем у застройщика на стадии строительства). Как сообщил Николай Шилов, в ближайшее время на один из этих счетов начнут поступать деньги. Запущенная летом 2019 года новая модель работы на строительном рынке отрабатывала "инерционный сценарий", когда строители заканчивали осваивать деньги дольщиков, внесенные до вступления в силу законодательных поправок.
В завершение подчеркну, что работа Кемеровского филиала Сбербанка России – это важная и весьма значительная часть жизни Кемеровской области в целом. Без участия Сбербанка сегодня, кажется, не реализуется ни один сколько-нибудь крупный проект. Так, например, именно Сбербанк кредитует строительство двух спортивных комплексов и здания кассационного суда на проспекте Притомский в Кемерове. Благодаря его участию в Новокузнецк поступили два электробуса, а также был приобретен для удобства жителей всего Кузбасса 131 новый автобус. При финансовой поддержки Сбербанка строятся и развиваются новые промышленные предприятия, имеющие значения для экономики не только нашего региона, но и других субъектов Российской Федерации.
Еще один важный социально значимый проект – безналичная оплата проезда в общественном транспорте. Сегодня он реализован в пяти кузбасских муниципальных образованиях (Кемерово, Новокузнецк, Междуреченск, Прокопьевск, Ижморский). Пассажиры могут оплачивать проезд на общественном транспорте с помощью банковской карты. Это более одной тысячи единиц транспорта.
Ну и, наконец, 13 марта запущен пилотный проект по выдаче "Карты жителя Кузбасса". Он будет действовать до 1 июля 2020 года. Карта необходима для того, чтобы упростить проезд на общественном транспорте для льготников, имеющих право на бесплатный проезд. В нем примет участие около 130 тысяч льготников разных категорий. Заказчиком выступает областное правительство.